В Уфе мало улиц, которые могут похвастаться своей извилистостью, потому что в современности их стараются делать более прямыми. Однако есть одна улочка, которую можно назвать самой извилистой — и находится она недалеко от центра. Когда-то ее считали самой благоустроенной, там была уникальная дорога, но сейчас всё поменялось. UFA1.RU прогулялся по улице Дзержинского и показывает, как она выглядит.
Эта улица не всегда носила фамилию главного чекиста СССР: прежде она была Шоссейной (на карте 1911 года она подписана как «шоссе»).
Здесь проходила дорога из смеси гравия и смолы (гудроновая). Это была в свое время неплохая дорога с вокзала в город (который еще не вырос на север), правда, совсем не прямая из-за перепада высот. Улицу даже называли благоустроенной.
В 1891 году здесь построили Царские ворота, чтобы достойно встретить будущего императора Николая II (он взошел на трон через три года). Тот, кстати, проехал мимо. Арка простояла еще лет 30, с приходом советской власти ее убрали.
Начиналась Дзержинского от улицы Вокзальной (ныне это пересечение Вокзальной с Вагонной), затем шла прямо, а через 150 метров резко поворачивала вправо и, словно делая петлю, снова резко выворачивала — уже влево.
Напоминает «Тещин язык» на белорецкой трассе.
Затем улица немного распрямлялась, но всё еще не была ровной. Такой и осталась по сей день. В свое время улицы вокруг носили интересные названия. Была, например, Полицейская, но ее переименовали с приходом Советов.
Интересно, что трамваи разворачивались в то время на Привокзальной площади, но в 1960-х кольцо для оборота построили на улице Дзержинского. Так появились новые маршруты. Например, был трамвай № 19 «Улица Дзержинского» — «Госцирк».
В Сети нашлись байки об этом кольце: говорят, в 1980-х там на скорости у трамвая отказали тормоза. Другие говорят, что было это в 1992-м или 1993-м.
Трамвай просуществовал до 2005 года, когда в Уфе решили провести реконструкцию железнодорожного вокзала. Движение на время ремонта прекратили — и не вернули. Пути на Вокзальной демонтировали в 2006-м.
И если когда-то улица Дзержинского была образцово-показательной, то не в современности. Здесь своеобразная местность, очень холмистая и одновременно деревенская — старые домики стоят до сих пор и создают необычную атмосферу.
Пешеходы на всей ее протяженности ходят редко. Обычно те, кто поднимается с вокзала, сокращают маршрут через улицу Чеверева, чтобы не проходить тот самый аналог «Тещиного языка».
Однако состояние дорог за многие годы ухудшилось, им необходим был ремонт.
Конечно, им далеко до состояния региональных трасс (этой или этой), где сантиметровые выбоины встречаются чуть ли не на каждом шагу.
Первый этап провели в нынешнем году, однако, на каких именно участках выполнялись работы, в закупочной документации не указано. Контракт на 10,3 миллиона рублей заключили с ООО «Танып» — оно предложило самую низкую цену.
В 2024 году назрел второй этап ремонта улицы Дзержинского — и контракт на 9,8 миллиона рублей получило снова ООО «Танып», хотя другой участник закупки предлагал 9,3 миллиона. Работы пройдут в 2025 году — с мая по сентябрь.
По данным «Контур.Фокуса», компания зарегистрирована в Уфе в 2000 году. Ее директором (и единственным владельцем) с 2009 года является Овик Нргеян. Примечательно, что директора ООО «Танып» в 2020 году заподозрили в уклонении от уплаты налогов на 41 миллион рублей. Когда следком обратил на это внимание, бизнесмен всё выплатил.
В прошлом Нргеян был директором дорожно-строительного управления в Ишимбае и компании по строительству дорог в Бураевском районе. Работал и через ИП в Нефтекамске, но закрылся. Сейчас он связан с другой строительной компанией.
За последний год ООО «Танып» 33 раза участвовало в госзакупках. Все они закончились подписанием контрактов. В частности, компания ремонтировала дорогу на улицах Зорге, Дарвина, Правой Белой в Уфе, трассы Нефтекамск — Янаул, Уфа — Бирск — Янаул, Уфа — Инзер — Белорецк.