Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин дал указание поскорее завершить расследование об экологической ситуации в Салавате и Стерлитамаке. Об этом накануне, 19 сентября, сообщила пресс-служба ведомства. Ранее Бастрыкин дважды требовал доклады по ситуации — в августе и в марте.
По данным пресс-службы СК, жители вновь обратились в ведомство через соцсети из-за «несогласия с ходом установления обстоятельств нарушения природоохранного законодательства».
— В результате деятельности предприятий, использующих немодернизированное оборудование, происходят систематические выбросы токсичных веществ в атмосферу, последний раз — в сентябре текущего года, — отметили в СК. — В результате местные жители постоянно ощущают в воздухе едкий запах химикатов, высказывают жалобы на ухудшение самочувствия и вынуждены использовать респираторы.
Как указывают в пресс-службе ведомства, горожан возмутило то, что виновные до сих пор не привлечены к ответственности, а деятельность предприятий не остановлена.
— Председатель Следственного комитета дал указание руководителю СК по Башкирии Владимиру Архангельскому принять меры к завершению расследования уголовного дела в кратчайшие сроки, о чем представить доклад, — добавили в СК.
Многолетние экологические проблемы промышленных городов республики не решаются — объем выбросов в последние годы вырос. Основными источниками загрязнения воздуха в указанных городах, по мнению местных жителей и экспертов Росприроднадзора, являются предприятия «Башкирская содовая компания», «Газпром нефтехим Салават», «Синтез-Каучук».
Решить вопрос с ними пытались на разных уровнях — еще в 2021 году в Курултае Башкирии разработали дорожную карту по снижению негативного воздействия заводов на окружающую среду, но Минфин отказался финансировать эти мероприятия.
Весной 2022 года депутаты попытались убедить предприятия построить за свой счет новые станции автоматического контроля загрязнения атмосферы. В декабре 2023 года, как сообщал министр экологии Башкирии Нияз Фазылов, с заводами всё-таки заключили соглашения на многомиллиардное переоборудование.