В Сети не утихают споры по поводу стоимости проезда по платной трассе М-12 «Восток», участок которой откроют в Башкирии. Для кого-то почти 4,5 тысячи рублей от Москвы до Казани — большие деньги, которые не хотелось бы отдавать впустую. Пока уфимцы радуются относительно скромной цене за проезд по Восточному выезду, мы решили сравнить стоимость въездного билета на М-12 и на самые крупные трассы соседних стран — Белоруссии и Казахстана.
Дорогая М-12
По официальным данным «Автодора» (генподрядчика всех работ), стоимость проезда на построенном участке, то есть от Москвы до Казани, составит 4481 рубль. Длина существующей на данный момент магистрали составляет 794 километра, а значит, за каждую пройденную единицу придется отдать 5,6 рубля.
Оплатить дорогу через привычные дорожные терминалы пока нельзя. Для этого надо зайти на сайт «Автодора», ввести номер телефона, регистрироваться и уже тогда переводить свои кровные. По мнению уфимского эксперта по транспорту Олега Арефьева, такая система сразу отсеивает некоторые группы граждан, например пенсионеров.
— У меня, несмотря на природную криворукость, получилось без больших проблем. Но если, к примеру, по трассе поедет мой отец с мамой, то для них это нерешаемая задача. При этом если не оплатить, то потом придет долг со штрафом, — рассказывал Арефьев.
Многие из тех, кто пользовался дорогой, оставались довольны. Критиковали магистраль преимущественно за отсутствие как таковой дорожной инфраструктуры: заправок мало, из-за чего на некоторых выстраиваются пробки, гостиниц вовсе нет. Однако большинство отмечало, что преимущества в виде движения без остановок по полностью освещенной дороге перекрывают большинство недостатков.
Отметим, что магистраль на данный момент соединяет Москву, Владимир, Нижний Новгород и Казань. В этом году откроют участок в Башкирии, который пройдет через Дюртюли и свяжет республику с Тюменью и Екатеринбургом.
А что там в Белоруссии?
Самой известной платной дорогой в соседней с нашей страной республикой является трасса М-1, которая соединяет Брест с Минском и идет до самой границы России. Ее протяженность составляет 609 километров. Со стоимостью проезда по ней не всё так просто.
Согласно официальному указу президента Белоруссии, от платы освобождаются все водители легковых автомобилей, если их владельцы входят в страны, являющиеся членами Евразийского экономического союза. Проще говоря, практически все страны — представители СНГ. Поэтому-то многие туристы и не знали, что в соседней республике вообще есть платные дороги.
Для всех остальных есть вполне установленные расценки, которые привязаны к евро. Тариф для всех платных дорог в республике одинаков, благодаря единой системе оплаты «Белтолл». Приехавшие в страну на легковом автомобиле туристы, например, могут купить пропуск, который называется виньеткой. Купить такую можно за 18 евро, или 1800 рублей, на 15 дней.
Для грузовых автомобилей также расценки разнятся, однако в среднем придется платить по 0,126 евро, или 12,6 рубля, за километр. То есть проезд про самой продолжительной трассе Белоруссии обойдется тому же европейскому дальнобойщику в 76,7 евро, или 7691 рубль при пересчете на текущий курс.
Доступный Казахстан
В Казахстане платных дорог оказалось аж в два раза больше, чем в Белоруссии, — 17 участков общей протяженностью 3221 километр. Самой длинной является магистраль, соединяющая сразу 3 города: Павлодар, Семей и Калбатау, ее протяженность — аж 453 километра.
В Казахстане также действует единый тариф на все платные дороги. Обеспечивается он системой «Казтолл», которая работает так же, как и в Белоруссии. Но за одним исключением: дорога платная абсолютно для всех. Например, за проезд от Павлодара до Калбатау семье на внедорожнике придется заплатить 2420 тенге, или 508 рублей по актуальному курсу. Итого: 1 километр обойдется всего в 1,12 рубля.
Другая ситуация с грузовыми машинами. Водителю фуры массой 15 тонн придется отдать аж 12 120 тенге, или 2549 рублей. Отметим, что от Астаны до Павлодара можно также добраться по платной дороге протяженностью 375 километров. За это водителям легковушки придется отдать 490 тенге, или 103 рубля. Суммарно от Астаны до Калбатау можно доехать за 610 рублей, что почти в 8 раз меньше, чем придется отдать за право проезда по М-12.
О штрафах
Говоря о платных дорогах, мы не можем не учесть и штрафы за нарушение проезда по ним. В случае с М-12 штраф за неоплату проезда составит 1500 рублей для легковых авто, для большегрузов — 5000 рублей. В Белоруссии с этим всё строже: для большегрузов предусмотрен штраф в размере от 50 до 100 евро. Для крупных фур — 260 евро.
В Казахстане со штрафами всё не так жестко. Для физических лиц он составляет 5 месячных расчетных показателей зарплаты в стране, для юридических — 10. Итого, если верить казахской службе статистики, нарушителю-физлицу придется заплатить 18 460 тенге, или 3881 рубль.
В заключение
Если брать в учет исключительно передвижение на легковых автомобилях, то трасса М-12 является самой дорогой. При этом оплатить ее в рамках единой системы попросту невозможно, так как все финансы проходят через госкомпанию «Автодор».
Многие автомобилисты отмечали необоснованность ценообразования со стороны «Автодора». Эта волна дошла даже до президента Владимира Путина, который порекомендовал пересмотреть стоимость проезда. Правда, на финальную цену это всё равно никак не повлияло.
Ранее вы могли видеть сравнение цен на проезд по М-12 с платой на дорогах Франции. Как оказалось, стране Peugeot и Renault тоже есть чем удивить российских автомобилистов.