Дороги и транспорт подробности

Речные войны: как Башкирия едва не лишилась судоходства и сколько стоят круизы

В современности есть много интересных маршрутов, но от цен вы обалдеете

Четырехпалубный теплоход «Мустай Карим»

Вот могли бы вы представить, что отправляетесь из Уфы в Петрозаводск или Санкт-Петербург на теплоходе? Большое количество рек в России вполне позволяют провернуть такое путешествие, но когда-то востребованная отрасль в нашей республике внезапно канула в лету и, казалось, больше никогда не вернется. Однако какие-то круизы сейчас всё-таки выполняются. UFA1.RU в этом материале рассказывает, как зародилось речное пароходство в Уфе и почему оно пришло в упадок. А еще расскажем, куда можно сплавать на выходные или в отпуск и за сколько.

Как всё начиналось

Судоходство с давних времен было таким фактором, который определял развитие той или иной территории. Люди старались селиться в районе тех мест, где есть реки, — это и возможность наловить рыбы, и съездить в другой город за необходимым снабжением, либо же забрать оттуда поселенцев. Например, история Уфы или Бирска связана со строительством укреплений на берегу реки Белой.

Во времена, когда нормальных дорог не было даже для лошадей, приходилось перемещаться по воде. Это был популярный вид транспорта в свое время, который в том числе укреплял торговые связи между целыми городами и странами. Пассажирские перевозки тоже пользовались спросом.

До Уфы речное судно пассажирского назначения дошло только в июне 1857 года (другие источники упоминают 1856 или 1858 годы). Плыл он вверх по реке Уфа до современного микрорайона Инорс. В 1859 году открылось сообщение с Казанью (а потом были рейсы из Бирска в Казань и Свияжск), в 1860-м — грузовое с Нижним Новгородом. Уфа могла предложить другим городам металл, лес, зерно.

Известно, что по рекам в Уфимскую губернию приезжали оперный певец Фёдор Шаляпин (в 1890-м) и революционер Владимир Ленин (в 1900-м).

Во времена Второй мировой войны через Белую пароходами водили военных, оружие, эвакуированное население, оборудование с заводов западной части страны. После войны транспортировка грузов продолжалась, а также начата деятельность судостроительного завода, который выводил баржи и буксирные теплоходы.

Теплоход доставил в Уфу эвакуированных жителей, 1941 год

Пристани были построены в Кушнаренково, Дюртюлях, Бирске, Караидели и других населенных пунктах Башкирии. То есть из Уфы вполне можно было вплавь добраться до другого города. В начале 1990-х по речным каналам в год возили порядка 150 тысяч человек. По некоторым данным, протяженность судоходных путей в Башкирии была от 1000 до 1367 километров (последнее — в 1913 году).

Куда можно поплыть сейчас

В начале 2022 года правительство России утвердило концепцию развития круизного туризма в стране. Из документа следовало, что к перспективным маршрутам отнесли тур из Москвы в Уфу через Соловецкие острова. Выглядит он так: Москва — Соловецкие острова — Москва — Нижний Новгород — Уфа — Нижний Новгород. Судоходство осуществлялось бы по Волге, Каме и Белой.

Если говорить о ближайшем будущем, то навигация обычно начинается в мае, когда все льды уже прошли и растаяли. Один из сайтов, который публикует информацию о речных круизах из разных городов России, уже имеет объявления о наборе пассажиров на поездки. Расскажем о нескольких из них:

  • Уфа — Москва. Теплоход помчится через Татарстан, Нижний Новгород и Муром — всего путь займет 11 дней. Стоимость — космическая — около 200 тысяч рублей;

  • Уфа — Москва. Теплоход пройдет через Чебоксары, Нижний Новгород и Ярославль. Путь займет 7 дней, обойдется сильно дешевле предыдущего — чуть более 60 тысяч рублей;

  • Уфа — Нижний Новгород (он же «Нижегородская ярмарка»). Теплоход проплывет Елабугу, Казань и Чебоксары. Путь займет 6 дней, по стоимости — почти равен предыдущему;

  • Уфа — Пермь. Путь пройдёт через города Агидель и Чайковский (Пермский край), займет он всего 4 дня, обойдется в сумму чуть более 10 тысяч рублей;

  • Уфа — Москва (он же «Счастье на Каме»). Путь пройдет через Сарапул (Удмуртия), Пермь, Чайковский, Елабугу, Ульяновск, Чебоксары, Нижний Новгород, Городец (Нижегородская область), Кострому, Ярославль и Мышкин (Ярославская область). Дорога займет две недели, а обойдется в 100 тысяч рублей;

  • Уфа — Казань: тур по по Каме и Волге через Сарапул, Пермь, Чайковский, Елабугу и Ульяновск. В пути 10 дней, по стоимости — чуть более 60 тысяч рублей.

Все эти туры предусмотрены только в одну сторону, без обратного пути. То есть вы платите 100 тысяч, а вернуться обратно в Уфу должны как-нибудь уж сами. Есть, например, тур из Бирска.

  • Бирск — Нижний Новгород. Теплоход пройдет через Касимов (Рязанская область), дойдет до Нижнего, а потом помчится обратно в Бирск. До Бирска и из него предоставят трансфер. Почти двухнедельная поездка потребует почти 50 тысяч рублей.

Есть еще один любопытный маршрут — до Казани через Вологодскую область.

  • Бирск — Казань. Теплоход пройдет через Елабугу, Ульяновск, Казань, Свияжск (Татарстан), Козьмодемьянск (Марий Эл), Нижний Новгород, Ярославль, Череповец (Вологодская область), Рыбинск (Ярославская область), Кострому, Плёс (Ивановская область), Нижний Новгород — Казань. Путь займет всего 4 дня, то есть, по всей видимости, без высадки на суше. Цена — почти 40 тысяч рублей.

Самый ранний круиз начинается в мае, самый поздний — в середине августа. Всего сайт предложил 13 вариантов поездок, из которых 2 занимают всего четыре дня.

На чем везут

Все заплывы осуществляются на теплоходах. Однако от «пара» здесь одно лишь слово, так как современные «посудины» зачастую работают за счет двигателя внутреннего сгорания.

Итак, первым у нас идет «Николай Некрасов» (также известен как «Н. А. Некрасов»), названный в честь русского поэта. Теплоход представляет из себя трехпалубное (трехэтажное) судно проекта 26–37–315, построенное в Чехословакии в 1961 году. Его длина около 100 метров, а ширина почти 15 метров. По данным компании-владельца, теплоход прошел модернизацию и вмещает в себя 130 пассажиров. В нем самом есть каюты разных категорий: одноместные, двухместные, «люкс». Каждая оборудована телевизором со спутниковыми каналами, шкафом, санузлом, набором для душа, пледом, кондиционером.

Теплоход «Николай Некрасов» в Рыбинске, Ярославская область

Второе судно — «Маленький принц», названный по одноимённой сказке французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Его построили в ГДР (так называемая «Восточная Германия») в 1976 году. С тех пор оно прошло две реконструкции — в 2003 и 2019 годах. Длина судна — 125 метров, ширина — 16,7 метра. Отличается оно большей вместительностью: может принять на борт до 232 человек. Согласно имеющемуся описанию, помимо просиживания жизни в каюте, можно выйти и позаниматься фитнесом по нескольким направлениям (включая йогу). Теплоход состоит из сотни кают, включая обычные и самые комфортные. Есть каюты, которые названы в честь известных литераторов вроде Эрих Марии Ремарка, Федора Достоевского, Уильяма Шекспира и других.

В этом теплоходе больше сотни кают

Третье — «Александр Пушкин», названное в честь русского поэта. Это четырехпалубный теплоход проекта Q-040, построенный в 1974 году в Австрии. Ранее мы рассказывали, кто им владеет. Говорят, что единственное подобное судно, которое может зайти на Соловецкие острова и пришвартоваться там. Длина судна — 110,1 метра, а ширина — 14,1 метра, вместимость — 186 пассажиров. Здесь, как и у предыдущих, есть обычные каюты и люксовые. Все комнаты имеют шкафы, радио, кондиционер, холодильник, телевизор, душ, санузел, розетку и обзорное окно. Развивает максимальную скорость 20 км/ч.

Собственной персоной

Четвертое — «Михаил Кутузов», названное по имени русского военачальника времен Российской империи. Это трехпалубный теплоход проекта 588, построенный в Германии. Имеет длину 96 метров, ширину — 14,4, развивает максимальную скорость 23 км/ч. Вмещает 212 пассажиров (и 60 членов экипажа). Состоит из почти сотни кают, в которых есть кондиционер, холодильник, санузел, окно.

Когда-то он прибыл из Германии

Пятое — «Константин Федин», названный по имени русского писателя. Это четырехпалубное судно проекта 301 построено в Германии, в 2017–2018 годах прошло переоборудование. Его длина — 125 метров, ширина — 16,7 метра, развивает скорость до 26 км/ч и вмещает 222 пассажиров. В каютах есть спальные места, санузел, кондиционер, в некоторых еще и холодильник с телевизором.

Четырехпалубный теплоход мчит со скоростью до 26 км/ч

Шестое — «Русь Великая». Четырехпалубное судно проекта 588 построили в Германии в 1960 году (в 2013 провели реконструкцию). Оно имеет класс «река-море», что позволяет ему везти пассажиров в Архангельск (Белое море) и Ейск (Чёрное море). Длина судна — 96 метров, ширина — 14 метров, развивает скорость до 23 км/ч и вмещает почти 200 пассажиров. Каждая каюта имеет кондиционеры, санузел, душ, телевизор со спутниковым ТВ. В некоторых есть мини-холодильники.

Судно строили на века — сейчас ему уже 70 лет

И седьмое — «Борис Полевой», названный именем русского писателя. Двухпалубный теплоход 305-го проекта построили в Венгрии. Перед навигацией 2023 года прошел модернизацию. Его длина — 78 метров, ширина — 15,2 метра, развивает скорость до 20 км/ч и вмещает 150 пассажиров. На борту есть каюты для одного, двух или четырех человек. Во всех комнатах имеется радио, розетка, шкаф, стол. После модернизации обещали добавить «почти в каждую» каюту кондиционеры, санузел.

В отличие от всех остальных, это судно построили в Венгрии

Пока мы изучали представленные выше «посудины», то внезапно нашли четырехпалубный теплоход «Мустай Карим», названный в честь башкирского поэта, — на борту имеются сотни его книг, а в одном из баров на стенах есть портреты известных уроженцев Башкирии вроде Рудольфа Нуреева или Сергея Довлатова. Спуск судна на воду осуществили в 2019 году, то есть он совсем новенький и оборудован по последнему слову техники. Вмещает 309 пассажиров. Что немаловажно — построен в Нижнем Новгороде, проектированием занимались тоже российские специалисты. Как заявляют его владельцы — это «отель на плаву». На нем можно приплыть в Уфу — 11-дневный рейс из Нижнего Новгорода обойдется в 170 тысяч минимум.

Несмотря на все прелести данной «посудины», по нраву она пришлась не всем

В советские времена существовал теплоход «Башкирия», который построили в ГДР и спустили на воду в 1964 году. Рассекал в основном на Чёрном море и был рассчитан на 300 пассажиров. Впрочем, говорят, он бывал и водах Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и даже доставлял грузы в Антарктиду. Также рассказывают, что в 1980 году именно он привез из Греции в Россию олимпийский огонь.

Еще есть утверждение, что на этом теплоходе плыл сам Хрущёв

Умереть — не значит навсегда

Но далеко не всегда всё было так хорошо — в какой-то момент перевозка пассажиров оказалась неприбыльной, поэтому в начале 2000-х рейсы из Уфы до Москвы отменили. В 2010-х годах прекратилась эксплуатация ряда суден «Башкирского речного пароходства» — это связывают с резким падением спроса на круизы после крушения теплохода «Булгария» в Татарстане. На этом проблемы не закончились, а лишь начались: в 2014 года уфимский речной порт (ООО «Речной порт «Уфа») оштрафовали на 400 тысяч рублей из-за добычи песчано-гравийной смеси в Благовещенском районе без аренды земельного участка.

Через пару лет порт снова всплыл в новостях: на этот раз речь шла о невыплате заработной платы. Приволжская транспортная прокуратура установила, что предприятие задолжало 9,6 миллиарда рублей перед 313 работниками. Через несколько месяцев в суд на порт подал судоремонтно-судостроительный завод (ССЗ): он через арбитраж потребовал вернуть миллион рублей за ремонт плавкрана и поставку товаров.

В мае 2017 года и порт, и башкирское речное пароходство признали банкротами. Через год бывшего руководителя порта обвинили в мошенничестве и хищении более 10 миллионов рублей. Он получил 4 года колонии.

Когда-то это была баржа

В 2020 году глава Башкирии заявил о том, что будет восстанавливать пароходство. Об этом он сообщил на совещании по развитию речного транспорта.

— Восстанавливать речное хозяйство будем осторожно, шаг за шагом, без спешки. Главное, что всю ту «нечисть», которая суетилась вокруг нашего флота, мы прогнали. Возбуждены уголовные дела, предстоит большой ряд следственных действий. Будем работать, — сказал Радий Хабиров.

Через месяц Следственный комитет возбудил дело против бывшего руководства «Башкирского речного пароходства» — управленцев обвинили в преднамеренном банкротстве. Следователи считали, что менеджеры своими действиями привели к разорению компании, причинив вред республике на 120 миллионов рублей.

Тогда же арбитражный суд прекратил дело о банкротстве пароходства, так как стороны пришли к мировому соглашению — должнику теперь требовалось выплатить кредиторам 55,5 миллиона рублей. Для этого Минземимущества Башкирии, порту Уфы и судостроительному заводу дали рассрочку на три года.

По данным «Контур.Фокуса», «Башкирское речное пароходство» было создано в 2005 году. Возглавляет сейчас его Земфира Камалова, которая в свое время была конкурсным управляющим в свинокомплексе, хлебозаводе и других организациях Уфы и Башкирии. Она также возглавляет компанию, которая пошивала одежду для культурных и образовательных учреждений. Акционерами пароходства на 2016 год значились Минземимущество и ССЗ.

На конец 2021 года предприятие имело на балансе 5,9 миллиона рублей, а чистый убыток составил 3,9 миллиона рублей.

Однако окончательное возрождение запланировано Минтрансом Башкирии на 2024–2030 годы.

— Вывод из кризиса на стабильную работу «Башкирское речное пароходство» планируется осуществить в период с 2024 по 2030 год. Минтрансом РБ ведется работа с федеральными и муниципальными органами власти, соседними регионами и предприятиями Республики Башкортостан, — сообщали в Минтрансе.

На пути к этой цели существует ряд проблем: маловодье в меженный период на основных водных артериях Башкирии.

— Для решения данного вопроса запланировано проведение работ по углублению русел основных судоходных рек Белой и Уфы общей протяженностью около 500 километров. В частности, увеличение гарантированной глубины судового хода до 140 сантиметров на реке Уфа и 200 сантиметров на реке Белая в навигацию 2022 года, что позволит обеспечить полную загрузку судов грузового флота и увеличить объемы перевозимых грузов, — рассказывали в Минтрансе.

Вторая проблема — это состояние судов, но у властей республики есть планы по модернизации парка плавсредств.

— Большая часть из них имеет высокий износ и требует ремонта, который может выполнить Уфимский судоремонтно-судостроительный завод. Проводится работа по приобретению новых судов, — подчеркнули в Минтрансе.

Далее — малое количество объектов инфраструктуры на реках Уфа и Белая.

— Минтрансом РБ разрабатывается государственная подпрограмма «Развитие пассажирских перевозок внутренним водным транспортом Республики Башкортостан», предусматривающая развитие общественного речного транспорта, приобретение пассажирских речных теплоходов, в том числе скоростных, и организацию строительства причалов и пристаней для посадки-высадки пассажиров внутреннего водного транспорта, — говорили в Минтрансе.

Ведомство считало, что если возродить перевозку по воде, то это поможет разгрузить дороги. Это логично: грузы до ближайших городов можно отправлять через реки, да и пассажиров тоже.

Пароход «Уфа» когда-то был легендой, а сейчас в разрухе. Все фото смотрите здесь

В 2022 году, когда уже вовсю шла навигация, в Уфе внезапно начались «речные войны». В августе директор компании «Речфлот» — организатора речных прогулок в Уфе — оказался фигурантом уголовного дела. По мнению мэрии, предприниматель вёл свою деятельность незаконно. Из-за «речных войн» на набережной Уфы появились бетонные блоки, а плавучую пристань, которую целый год реставрировал московский предприниматель, отбуксировали в Затон приставы.

Управление земельных и имущественных отношений башкирской столицы судилось с ООО «Речфлот» и требовало освободить самовольно занятый объект на набережной реки Белой, демонтировать пристань «Дебаркадер-13» и запретить компании пользоваться ею. Сам организатор прогулок пояснил UFA1.RU, что всё дело в конкуренции.

— В 2022 году у нас появился конкурент, который настолько сильно хотел занять наше место, что прибуксировал из Москвы свой причал. Именно с появлением конкурента мы связываем все дальнейшие события, — рассказал Александр Землянский.

В сентябре 2022 года замминистра транспорта Башкирии рассказал, что в Уфе планируется сделать ещё четыре причала (сейчас есть только один — в районе Монумента Дружбы), ещё три сделать в Бирске, Дюртюлях и Николо-Берёзовке (Краснокамский район). Министерство озвучило цену этих планов — 273 миллиона рублей.

Но появится ли это на самом деле — большой вопрос. Еще не меньше возникает вопросов, когда речь заходит о востребованности, — ведь прежде чем это строить, нужно убедиться, что этим будут пользоваться и оно в принципе принесет значимый доход.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Гость
войти
ТОП 5
Рекомендуем