Председатель Курултая Башкирии Константин Толкачев выразил опасения по поводу несовершенства законов, регулирующих поездки на самокатах. Он заявил, что необходимо изучить эту область и внести в правила дорожного движения необходимые правки. UFA1.RU попросил оценить идею Толкачева представителей шеринговых компании, которые сдают самокаты в аренду.
«Удобно и современно»
По мнению спикера Курултая, самокаты стали полноценным транспортом, но ответственность за его использование почти никак не обозначена.
— Это удобно и современно. Но есть и оборотная сторона. Размеры электросамокатов становятся всё внушительнее, а скорость — всё больше. Ими без ограничения пользуются все желающие от мала до велика. И ничто не удерживает их встать за руль в нетрезвом состоянии, — сказал Константин Толкачев.
Он заключил, что всё это в совокупности создает серьезную угрозу для всех участников дорожного движения. К примеру, в сентябре 2020 года в Черниковке пенсионер за рулем Renault Megane сбил на пешеходном переходе 11-летнего ребенка, который передвигался на самокате.
Трюки — под запретом
Как отметила владелица сети проката самокатов Shark Людмила Кузнецова, в правилах соглашения с клиентами строго указано, что можно при использовании самоката, а что нет. Среди запретов — езда по пешеходным переходам, бордюрам, лужам, прыжки и любые другие трюки, а также управление в нетрезвом виде.
— Клиент берет самокат в аренду и он полностью берет ответственность на себя, — подчеркнула Кузнецова в разговоре с журналистом UFA1.RU.
«Нужно воспитывать людей»
В то же время Людмила Кузнецова признала, что система взыскания компенсации с клиента, который нанес компании ущерб из-за нарушения техники безопасности, с юридической точки зрения проработана слабо. Идею Константина Толкачева урегулировать эту область представительница шеринговой службы полностью поддержала.
— Нужно воспитывать людей. У них просто нет культуры. Это в большей степени касается подростков, которые лихачат, на скорости прыгают с бордюров, сами калечатся и ДТП устраивают, — пожаловалась Людмила Кузнецова.
Ее коллеги из компании Whoosh тоже выразили согласие. По словам пресс-секретаря Юлии Камойлик, они также предъявляют пользователю их самокатов конкретные требования: должен быть трезв, старше 18 лет, ехать только одному на велодорожке или тротуаре, не влезая в поток машин. За нарушение полагается штраф или отключение аккаунта в приложении на телефоне, через который проводится активация самоката. Тем не менее, призналась Камойлик, ДТП всё равно случаются.
— То, что с появлением на улицах транспорта микромобильности появились случаи ДТП с ними, — логично. Увы, какая-то часть происшествий будет присутствовать. Важно понять, насколько в этой статистике задействованы именно шеринговые самокаты. Кажется, выезд на дорогу на очень большой скорости чаще все-таки практикуют частные самокаты, — пояснила менеджер. — Главное: наши самокаты ограничены по скорости. Они просто не могут быть быстрее 25 км/ч (согласно ПДД скорость, равная велосипедной. — Прим. ред.), это системное ограничение. Самокаты частные — максимальная скорость зависит от владельца. Всё, что быстрее и крупнее, — мопед. Правила использования, в том числе необходимость наличия прав, в случае с мопедом меняются.
Техника безопасности
Именно нарушение техники безопасности, по словам Юлии Камойлик, обычно и приводит к травмированию.
— Дело в том, что человек не справился с управлением, например, когда, нарушая наши правила, взял пассажира и они ехали вдвоем на одном самокате. ДТП случаются еще реже. По нашей статистике, чаще всего это ситуация выезда на самокате на пешеходный переход, — рассказала она.
По мнению Камойлик, пользователям «самокатного проката» пока не хватает знаний.
— Совершенно точно нужно работать с культурой поездок, со знанием ПДД у широкого круга лиц, — пояснили в Whoosh.
UFA1.RU также попросил оценить идею о возможном ужесточении правил дорожного движения, которую озвучил председатель Курултая, пресс-службу ГИБДД Башкирии, однако там оперативно предоставить комментарий не смогли.
Напомним, еще в сентябре 2020 года в федеральном управлении ведомства совместно с Минтрансом РФ подготовили пакет документов, ужесточающих правила поездок на микромобильном транспорте — электросамокатах, сегвеях, скейтбордах и роликовых коньках. В частности, предлагалось ограничить максимальную скорость в местах скопления людей до 20 км/ч и полностью запретить управление в нетрезвом виде.