Власти рассказали, почему хотят вернуть трамвай на улицы башкирской столицы. Они рассчитывают, что при грамотной организации транспортной сети уфимцы, как жители европейских городов, начнут отказываться от личных автомобилей, а это приведет к улучшению экологии. Однако, едва власти впервые заговорили о возрождении трамвайных путей, в том числе и на проспекте Октября, многие жители восприняли эту идею в штыки. Главархитектура города решила обосновать свою позицию. Накануне, 22 декабря, в управлении озвучили пять основных причин, подтверждающих необходимость вернкть трамваи.
Связь севера и юга
Ранее чиновники и различные эксперты высказывались о том, что в разорванности северной и южной трамвайной сети нет ничего плохого. Однако, со слов специалистов Главархитектуры, результаты вариантов транспортного моделирования убедительно свидетельствуют об обратном.
В новом генплане, который будет действовать до 2040 года, планируется не просто соединить трамвайным сообщением северную и южную часть города по проспекту Октября, но и вернуть транспорт в центр города, на улицы Ленина и Пушкина. Исследования показали, что основные трудовые миграции происходят по направлению север-юг с пиковыми утренними и вечерними нагрузками. Этим объясняется необходимость объединения двух частей города магистральным транспортом.
В обеих частях города планируется сформировать полноценные кольцевые маршруты, а, поскольку трамвай вернется на улицы Ленина и Пушкина, появится возможность организовать маршрут Инорс — Черниковка — Центр. Этот маршрут был предложен в 2018 году Санкт-Петербургским институтом транспортных систем, разработавшим для Уфы схему организации обслуживания населения общественным транспортом на срок до 2038 года. Эксперты доказали эффективность предложенного решения серией расчетов на транспортной модели Уфы.
— Опасение, что добраться без пересадки можно будет только от остановки «ГДК» до «Аграрного университета», тоже неверно, — уточнили чиновники.
Комсомольская
В Главархитектуре не согласны и с тем, что если переместить личный транспорт на улицу Комсомольскую, то туда и уйдет пассажиропоток». По их мнению, пассажиропоток генерируют не транспортные маршруты, а жилые массивы, места приложения труда, торговые и развлекательные точки. Большинство таких объектов находятся на проспекте Октября.
— Задача транспортного моделирования — определить наиболее востребованные направления и именно там расположить транспорт с наибольшей провозной способностью. Моделирование помогает избежать теоретических умозаключений и, как следствие, градостроительных ошибок. В городе формируется иерархически выверенная структура транспортного обслуживания, и в ее логике улице Комсомольской принадлежит второстепенная роль. Некоторые — вспомогательные, «подвозящие» — маршруты, конечно же, будут здесь проложены. Однако основной пассажирский трафик пройдет по проспекту Октября, — говорят эксперты.
Сейчас также в кабинетах чиновников прорабатывается вопрос о продлении проспекта Салавата Юлаева до улицы Интернациональной, так что часть транспорта уйдет не только на улицу Комсомольскую, но и на магистраль непрерывного движения.
Сипайлово
Трамвайное направление в Сипайлово — один из самых сложных вопросов с точки зрения поиска оптимального коридора спуска в микрорайон. В данный момент эксперты Главархитектуры предложили планировку путей от улицы Рудольфа Нуреева, выбор которой связан с оптимальными уклонами и расстоянием до жилых зданий.
Документы
Сотрудники управления также говорят, что транспортные документы, разработанные и утвержденные для Уфы, опирались на исследования 2018 года. Их проводили в рамках программы комплексного развития транспортной инфраструктуры. В рекомендациях Минтранса России по разработке подобных проектов говорится, что данные документы актуальны в течение трех-пяти лет, это связано со скоростью роста городов и изменений, способной существенно повлиять на методики расчета.
— Подчеркнем, что с конца 2018 года никаких существенных изменений, особенно в отношении трамвайного сообщения, в городе не произошло, поэтому полученные данные при разработке вышеупомянутых документов актуальны не только по срокам, но и с учетом дополнительных факторов. Это подтверждается исследованиями Института Генплана Москвы, которые проводились при разработке Генерального плана Уфы до 2040 года, — говорят архитекторы.
Трамвай и пробки
В качестве одного из основных аргументов «против» варианта коридора по проспекту Октября приводят потенциальное затруднение движения. Чиновники считают, что проблема решается с помощью комплексного подхода по организации дорожного движения в городе. Сейчас по заказу управления транспорта и связи Уфы завершается проектирование адаптивной «Автоматизированной системы управления дорожным движением», которая, в зависимости от загруженности направлений на перекрестке, позволит выделить «зеленую полосу» для трамваев с минимальной задержкой при прохождении перекрестков и обеспечить приоритет как личному, так и общественному транспорту.
— Что касается предложения пустить автобусы вместе с трамваями по одному полотну, то окончательного решения по этому вопросу еще нет. Есть ряд плюсов от такого варианта организации движения, но есть и ряд существенных минусов. Здесь мы согласны, что нужны дополнительные расчеты, которые можно провести при непосредственной разработке проекта трамвая, — сообщили чиновники.
Концессия
В Уфе развивать сеть трамваев начнет компания «Синара — Городские транспортные решения». Пятилетнее соглашение с ней заключил премьер-министр правительства Башкирии Андрей Назаров. Это тоже вызвало много вопросов у активистов. Чиновники говорят, что идеи вернуть трамвай разрабатывались задолго до того, как компания «Синара» проявила интерес к Уфе. В одном из документов обоснован и закреплен выбор дальнейшего направления развития трамвайных путей, а разрабатываемый Генеральный план до 2040 года подтвердил принятое решение.
— Для «Синары» не имеет значения, где пойдет трамвай, поскольку, если проект не окупится за счет пассажиропотока, бюджет оплатит неустойку по концессии. Уфа, а не концессионер, заинтересована в маршруте с максимальным пассажиропотоком, — говорят чиновники.
Горожан волнует и вопрос о расположении путей по краю проезжей части проспекта или в его центре. Со слов архитекторов, проектировщики рассматривали десятки раз.
— Под проспектом, с обеих его сторон, проложены магистральные инженерные сети. В случае размещения трамвайных путей по бокам проспекта потребуется вносить изменения в эти сети или переносить их, а также «двигать» зелень и дублирующие проезды, в ряде случаев рельсы придется прокладывать слишком близко к зданиям с отклонением от нормативов. Под центральной частью проспекта сетей почти нет, и здесь дополнительных временных и финансовых затрат строительство путей не потребует, — заключили специалисты Главархитектуры.
А вы бы хотели, чтобы трамваев в Уфе стало еще больше?