Вокруг стритрейсинга в Уфе уже не первый год бушуют страсти. Нелегальные гонки организуют сплошь и рядом, найти на гонщиков управу местные власти не в состоянии. Так в чем же дело: бороться с заездами невозможно, а предоставить спецплощадку — слишком дорого? Связь между гонщиками, выбор трассы, стычки с ГИБДД и многолетние переговоры с мэрией — это лишь часть проблем, с которыми сталкиваются ребята во время реализации своего хобби.
На запрещенный башкирский форсаж посмотрела и журналист UFA1.RU. О том, что грозит за перекрытие федеральной трассы, езду на перегонки и когда у бунтарей появится свой стадион, — в нашем материале.
Кому это надо
Собираться на нелегальные гонки — это как ждать первого секса: волнительно и суперзагадочно. Оповещение об очередном заезде в Уфе появляется в соцсетях за пару дней, но вот узнать заранее, где все будет происходить, нереально. Есть точка сбора — обычно это полночь и парковка у крупного ТЦ. Десятки, а то и сотни машин стоят в ожидании гонок. С паркинга выезжают за «главной тачкой», она показывает дорогу. Выглядит все это очень круто: атмосфера, музыка, молодежь и изобилие автомобилей. Вся эта идея — сплотить уфимцев — появилась относительно недавно, ибо раньше это было фишкой для узкого круга лиц. Именно так считает организатор крупнейших гонок в башкирской столице Иван Милославский.
— Мы собирались с друзьями на загородных безлюдных участках дорог и соревновались между собой. Со временем всё перешло в автосообщество, — говорит Иван. — В какой-то момент людей стало настолько много, что все превратилось в настоящее движение единомышленников, любящих скорость так же, как любим ее мы.
Дал газу — ушёл в горизонт
Все бы ничего, вот только найти место для старта — это нелегкая задача. Здесь, по словам Ивана, важны несколько моментов: прямой и хорошо освещенный участок дороги, минимальный поток машин и отдаленность от города. Так, предпочтение отдается федеральной трассе М-5, там водители заблаговременно видят кучу машин и снижают скорость. Их, к слову, сложно не заметить, ибо гонщики перекрывают четыре полосы движения. Однако к другим водителям они относятся с уважением, пропуская фуры и легковушки. Лишь когда дорога пустеет, дается старт и три автомобиля «давят в пол». Заезд проходит на 402 метра — эдакое магическое расстояние, где со старта уже видно, за кем окажется победа. Отбора никакого нет: кто хочет, тот и встает в ряд, но стараются выбирать автомобили одного класса. То есть шустрая «шестерка» не встанет рядом с «Ягуаром», ребята оценивают свои силы адекватно. И заезженная фраза «Дал, дал, ушел» (трактуется примерно так: дал, дал газу и ушёл в горизонт. — Прим. ред.) может не сработать.
— В основном ребята ездят на своих гражданских автомобилях, не приобретая для этого отдельный. К амортизации мы относимся просто, ведь машина для того и нужна, чтобы ехать, — считает организатор уфимских гонок Иван Милославский. — Кого-то мы знаем лично, с кем-то, кто приезжает впервые, знакомимся в процессе. Цель наших сходок не только в заездах, но и в объединении людей, увлеченных автомобильной культурой.
В одной руке — сила духа, в другой — бутылка горячительного
Увы, нет. В процессе всей ночной сходки, гула машин, рева моторов и прочих автомобильных прелестей есть важная проблема — безопасность. О ней на заезде можно забыть в принципе. Поскольку вся движуха происходит на оживленной трассе, а ограждений нет, как и сплоченности толпы. Народ в ожидании зрелища мчится прямо на проезжую часть, перекрывая машинами одну полосу движения как минимум. В одной руке — сила духа, в другой — бутылка горячительного. Хорошо, что никто не бросается под машины, иначе это было бы в край беспредельным. Милославский утверждает, что с каждым разом людей становится все больше и сотни человек контролировать очень сложно.
— На этой неделе ограничим территорию для зрителей конусами, натянем сигнальную ленту. Выезд будет только для двух машин, третью не пустим. Кто не будет соблюдать требования, будет лишен заездов. Весь народ поставим за отбойником, если место будет такое, — говорит организатор нелегальных гонок о предстоящем заезде. — Плюс возьму громкоговоритель, ибо людей нужно контролировать.
Праздник у девчат
Если вы вспомните фильм «Форсаж» и другие киноленты про автоспорт, в глаза сразу бросаются крутые машины и красивые девушки с флажками. В Уфе с этим проблемно, ибо не каждая отважная красотка возьмет на себя смелость дать старт перед большой толпой: все-таки нужна уверенность в себе, привлекательная фигура и закаленный организм (ночью бывает очень холодно, а девочкам приходится оголять некоторые части тела). Однако несмотря на все это, девчата наряжаются как на праздник, и у гонок сразу появляется, хоть не американский, но все же вполне себе симпатичный вид.
— Прекрасная половина человечества составляет немалый процент от всех участников сообщества. Как ни странно, девушек, любящих скорость и автомобили, в нашем городе очень много. Однако у нас есть и девушки, участвующие непосредственно в самих заездах, — говорит Иван.
Сигнал к финишу — вой сирен
Все мероприятие заканчивается ровно тогда, когда слышен вой сирен: иногда гонки длятся час, иногда гораздо меньше. Все зависит от озлобленности и оперативности горожан, которых возмущает такое движение. Обычно дело ограничивается одним экипажем ДПС, который, по словам Ивана, сначала бдит издалека, а потом решает все же прекратить буйство на дороге. В такие моменты становится и смешно, и грустно: ребята разбегаются по машинам, как муравьи. Может быть, сказываются эпичные кадры из американских фильмов, а может, страх «загреметь» за нарушение ПДД. В любом случае в Госавтоинспекции Башкирии утверждают, что информации о перекрытии федералки М-5 к ним ни разу не поступало.
— Убегать с места не нужно при виде инспекторов ДПС и форсировать события тоже. Однако не стоит стоять на трассе, подвергать себя и других граждан опасности. В первую очередь к ответственности будет привлечен организатор несанкционированных гонок, если такового выявят, за нарушение общественного порядка, подвергающего опасности других участников дорожного движения, — рассказал руководитель отдела пропаганды ГИБДД Башкирии Линар Зиннуров. — На месте проведения гонок сотрудники ДПС проверяют документы у автовладельцев: если у транспортного средства есть видимые изменения во внешнем виде, то они должны быть внесены в свидетельство регистрации. А также участников накажут за превышение скоростного режима.
А надо было раньше...
Гаишники советуют заранее согласовывать предстоящее развлечение с администрацией города и Госавтоинспекцией. Но не тут-то было. По словам зачинщика башкирского форсажа Ивана Милославского, они уже несколько лет бегают за чиновниками в надежде получить разрешение на легализацию автоспорта.
— К сожалению, мы постоянно получаем формальные отписки. На сегодняшний день содействия со стороны мэрии получить нам не удалось. Сейчас мы находимся в активном поиске инвесторов, которым бы могла быть интересна идея строительства автодрома на территории нашей республики, — говорит Иван. — Хотелось бы не уступать в масштабах площадки близлежащим республикам.
Соседский «бум»
Уступать, разумеется, не хочется, тем более что глава региона Радий Хабиров на совещании с Владимиром Путиным заявил, что Башкирия в скором времени догонит Татарстан. К слову, у наших соседей есть невероятно быстрая трасса — KazanRing, ее протяженность составляет почти 3,5 километра. Проект разработал известный архитектор гоночных трасс Герман Тильке. Трасса расположена в старом песчаном карьере, за что и получила такое название. Перепады высот на трассе достигают 30 метров, ширина трассы — 15 метров, есть 12 мощных поворотов, которые заставят понервничать любого гонщика. Разгоняться на этом автодроме можно до 260 км/час, а зрители наблюдают за гонками почти с высоты птичьего полета с естественных трибун — с краев стен карьера открывается шикарнейший вид на трек. А в Перми для гонок выделяют даже территорию аэропорта «Березники», где для зрителей курсируют спецавтобусы. Также в городе есть автодром «Камская долина», где постоянно проходят соревнования автолюбителей. Подобные трассы есть и в Ижевске, Магнитогорске, Оренбурге, Нижнем Новгороде, Москве, Питере, Сочи и других российских городах.
— Нашим чиновникам всего лишь нужно предоставить нам земельный участок на длительный срок — для строительства автоспортивного комплекса за счет привлечения инвесторов и собственных средств для развития региона и привлечения в республику дополнительных инвестиционных потоков, а также проведения региональных и федеральных автоспортивных мероприятий. Обидно за то, что в нашем регионе такое большое количество талантливых пилотов, которые не могут себя профессионально проявить. И лишь некоторые из них преодолевают тысячи километров лишь для того, чтобы поучаствовать в соревнованиях, — говорит Иван Милославский.
А что есть у нас?
В Уфе есть торговый комплекс «Караван» в поселке Зинино. В городской мэрии журналисту UFA1.RU объяснили, что в Зинино регулярно проходят соревнования различного уровня по дрифту и гонкам. Но эту площадку у здания уфимцы не трогают, ибо расстояние там совсем крошечное и не подготовлено для подобного спорта.
— На сегодняшний день предложений о строительстве специальной спортивной площадки для проведения автогонок не поступало. В случае если поступят такие предложения, муниципалитет готов их рассмотреть, — уточнил начальник пресс-службы мэрии Уфы Марсель Байдавлетов.
Вот только уфимские пилоты не раз слышали о площадке «Каравана», но они уверяют, что это не место для гонок.
— Там протяженность трассы метров 300, а нужно минимум 402 метра — это драг-рейсинг, по-другому — 1/4 мили. Потом еще нужно место для торможения, чтобы не улететь в забор или поле. Эту территорию арендует ПСК-6, она не принадлежит городу. Там парковка просто асфальтированная, но она настолько убитая, что кошмар. Поэтому администрация просто отмахивается этим «Караваном».