Как сообщила пресс-служба Минсельхоза РФ, 28 января глава ведомства Алексей Гордеев провел совещание по вопросу стабилизации ситуации на продовольственном рынке в 2008 году. В совещании принимали участие представители Росптицесоюза, Агропромсоюза, Молочного союза России, комиссии РСПП по агропромышленному комплексу, Масложирового союза России, «Юнимилка», «Вимм-Билль-Данна», а также крупных торговых сетей. Министр сообщил: «В ходе совещания между производителями продуктов питания и торговыми сетями была достигнута договоренность о пролонгации соглашения о стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров до 1 мая текущего года».
Ранее срок действия соглашения был обозначен с 24 октября 2007 года по 31 января 2008 года. Также были рассмотрены технические вопросы взаимодействия между производителями и торговыми сетями.
В перечне товаров, на которые будут стабилизированы цены, – пшеничный и ржаной хлеб, молоко не менее 1,5% жирности, кефир не менее 1%, масло подсолнечное, яйцо куриное.
В Башкортостане аналогичные трехсторонние соглашения между министерством внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства РБ, Министерством сельского хозяйства и сетевыми предприятиями торговли были подписаны в октябре прошлого года. К соглашению присоединились торговые сети: «Матрица», «Пятерочка», «Фурор», «Ярмарка», «Полушка», «Магнит», «Семь копеек», «Продтовары» – всего 14 сетевых структур.
Договоренность предусматривает применение торговых надбавок на хлеб, молоко, кефир, масло животного, колбасные изделия от одного до пяти процентов, творог от одного до восьми процентов, сметану, масло подсолнечное, сыр, яйцо, муку пшеничную, сахар-песок – от одного до десяти процентов.
По данным пресс-службы министерства внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства РБ, данный договор охватывает более 400 предприятий розничной торговли. Это около 20 процентов общего товарооборота продовольственных товаров. В перечне социально значимых товаров числятся 12 групп основных продовольственных товаров, включающих хлеб, молоко, колбасные изделия, растительное масло, яйцо, масло животное, сыры.
Как сообщает пресс-служба президента РБ, в Уфе протоколы договоренности об ограничении торговых надбавок на социальные виды основных продовольственных товаров подписали более 60% магазинов, в Стерлитамаке – около 35%. Согласно протоколу, торговые предприятия произвели переоценку социальных видов продовольственных товаров и изготовили для них специальные ценники. Контроль за соблюдением условий соглашения еженедельно осуществляют специалисты МВЭСТП РБ и Госпродинспекции РБ. Договор об ограничении торговых надбавок на социально значимые продукты носит бессрочный характер.
19 октября 2007 года на рабочем совещании в правительстве республики, когда руководство в срочном порядке решало, что делать с неожиданным скачком цен, первый заместитель премьер-министра правительства РБ, министр сельского хозяйства Шамиль Вахитов высказался так: «Мы должны решить, какие действенные меры примем для того, чтобы урегулировать цены на основные продукты питания и обеспечить социально незащищенные слои населения продовольственными товарами первой необходимости по приемлемым ценам. Сейчас наша основная задача – четко определить перечень «социальных» сортов продуктов питания, производство и продажу которых мы будем жестко контролировать». И вторая цитата, по сообщению агентства «Башинформ», была следующей: «Мы должны договориться с переработчиками, предприятиями торговли и установить минимальную рентабельность и торговые наценки. Конечно, мы не требуем, чтобы предприятия работали себе в убыток, но и потребитель не должен страдать от высоких цен».
Получается, что мы возвращаемся к нашей старой, исконно российской модели руководства экономикой – командно-административной. Это для нас привычнее и проще – мы проходили все это на протяжении 70 лет существования Советской власти.
Конечно, основной задачей руководства республики в тот момент было другое – исключить панику среди населения и не допустить неуправляемого раскупания продуктов «впрок». Это мы тоже проходили – все мы помним прецедент, когда прошел слух, что запасы соли в Уфе кончаются и граждане бросились скупать спички и мешками тащили остатки соли из магазинов. Предприниматели восприняли это как сигнал и «задрали» цены в несколько раз. Буквально несколько дней назад слух о запрете продажи в аптеках валерьянки и корвалола породил ажиотаж и смел с прилавков все запасы этих общедоступных лекарств.
Вбрасывание слухов и создание ажиотажа на пустом месте – отличный механизм для очистки складов от залежалого товара. Так что недопущение в этот момент паники среди жителей – цель благородная. Но в целом, возвращаться к административному хозяйствованию после того, как мы выбрали ранее путь развития рыночных отношений – это не выход из создавшегося положения. Цены должен формировать рынок. А для него нужно создать условия.
Конечно, руководство республики делает достаточно много для восстановления и развития развалившегося сельского хозяйства, но сил и средств пока на все сразу не хватает. В республике строятся крупные сельскохозяйственные комплексы. На днях агентство «Башинформ» сообщило о результатах работы Башкирского регионального отделения ОАО «Россельхозбанк». Он участвует в реализации 25 инвестиционных проектов в Башкортостане общей стоимостью 3,8 миллиарда рублей. Валютный баланс увеличился за год почти в два раза – до 8,3 миллиарда рублей. Балансовая прибыль банка в 2007 году составила 547 миллионов рублей. Общая сумма доходов превысила сумму 11 миллиардов рублей, кредитный портфель банка – семь миллиардов рублей. Только огромные доходы банка от участия в развитии сельского хозяйства почему-то не радуют – цены-то на продукты растут так быстро, что их приходится сдерживать.
Об использовании ресурса фермерских хозяйств, которые могли бы частично исправить положение, у нас много говорят, но дело пока идет со скрипом. Тот же министр сельского хозяйства Шамиль Вахитов в интервью «Крестьянским ведомостям» в октябре 2006 года сказал: «Крестьянин сегодня волен сам выбирать – устраиваться ли ему на работу в стороннюю организацию, или же развивать свое подсобное хозяйство. Возможности сейчас огромные – только трудись – не ленись, и все у тебя будет. Другое дело, что владельцы личных подсобных хозяйств должны быть социально защищены, чтобы им была гарантирована хорошая пенсия по старости… Думаю, что и эти вопросы в ближайшие год-два окончательно утрясутся». Два года вот-вот пройдут.
Особенно остро стоит другая проблема – как организовать сбыт выращенной продукции. Сегодня у нас в достатке молока, мяса, хлеба, овощей. Не случайно, начиная с сентября и по ноябрь, в районах Уфы каждые выходные проводятся масштабные ярмарки, куда привозят свою продукцию как крупные сельхозпредприятия, фермерские хозяйства, так и хозяева ЛПХ. Горожанам, в большинстве своем тоже выходцам из села, очень нравятся такие ярмарки – за доступные цены, за особую праздничную атмосферу.
Все правильно. Главная задача – обеспечить фермеру сбыт продукции. Дороги для доставки тоже есть. Тут надо признать, что за годы руководства республикой президента Муртазы Рахимова ситуация с дорогами кардинально изменилась. И сельские жители будут долго еще вспоминать единственного руководителя, который в тяжелых условиях смог сделать то, чего не смогли сделать все остальные за годы социализма.
Кажется, все условия созданы, но фермеры не торопятся тысячами создавать свои хозяйства. Почему? А трудно сбывать продукцию. И осенние ярмарки тут проблему не решают. Надо организовывать круглогодичные поставки продуктов в города, закупку, хранение, переработку, чтобы создать реальную конкуренцию привозным товарам и сбить цены на молоко, овощи, подсолнечное масло, мясо. На ярмарках осенью прошлого года картофель продавали по 7-8 рублей. Закончились ярмарки – в магазинах появилась привозная картошка по 18 рублей. Сейчас уже продают по 35 рублей за килограмм картофель тульского производства. А где наша, родная, башкирская? Неужели кончилась?
В прошедшем году администрация города преподнесла продовольственным торговым сетям неслыханный подарок – полностью устранила их основных конкурентов – продовольственные рынки. После реконструкции Центральный и Колхозный рынки получили огромные красивые корпуса, но торгуют там, в основном, уже не продуктами. Реорганизация и перестройка рынков была предпринята в связи с вступлением в силу в 2007 году федерального закона «О розничных рынках».
Президент РФ Путин про это закон сказал так: «Считаю закон крайне своевременным для защиты отечественных товаропроизводителей. Он должен создать нормативную, здоровую конкуренцию в этом секторе экономики и тем самым дать дополнительный импульс для развития розничного продовольственного рынка как основного канала продвижения фермерской крестьянской сельхозпродукции». По словам Президента, расширение сбыта должно положительно сказаться на увеличении объемов производства, на росте занятости, стать реальной формой поддержки села. По данным МЭРТ, до принятия закона в России официально действовало 5,2 тысячи розничных рынков. Более 40% овощей и фруктов и около 30% животноводческой продукции россияне покупали на этих рынках. Заняты в торговле в этом секторе розницы было 1,2 миллиона человек. По прогнозам МЭРТ, после вступления в силу закона о регулировании розничных рынков 75% рынков должны были легализоваться, пройдя процедуру перерегистрации, а 25% подлежали закрытию.
Что же случилось у нас? Администрации было проще убрать «головную боль», чем подумать об интересах граждан. В результате в Уфе на месте снесенных неблагоустроенных рынков построили новые современные корпуса. Однако вместо 38 рынков, их осталось всего 14, причем продовольственные отделы есть только в трех из них.
И представители администрации города с гордостью сообщали, что последние оставшиеся в Уфе старые продовольственные рынки – Ильинский и Гагаринский будут скоро снесены, а на их месте будут построены развлекательные комплексы. То есть рынки, как основной канал сбыта местной сельхозпродукции и основной конкурент дорогим привозным продуктам, были практически уничтожены. Сельскому жителю теперь некуда стало приезжать и торговать своей продукцией.
Об этом же говорил в своем интервью главный специалист Центра стратегических разработок при президенте РБ Герольд Багаев: «Страны Балтики даже в советский период сохраняли элементы старого уклада с точки зрения организации розницы. Они сохранили мелкого товарного производителя. Особенно ярко это видно в Польше. А мы сегодня выживаем его. Кстати, и в деревне тоже выживаем, потому что помощи подсобному хозяйству нет. Частник же часто не может нанять машину, чтобы приехать на ярмарку. У него просто денег на это нет. Посредник, как организатор рынка, должен быть. Вопрос – сколько их будет относительно производителей? У нас эта сеть тоже не развита, конкуренции нет на перекупочном секторе. Там почти монополизация. У нас все время неправильные выводы делают. Системного подхода у нас нет».
Ну и как после этого говорить о рыночных отношениях, о конкуренции, о снижении цен и о развитии фермерских хозяйств, если мы одной рукой даем фермерам кредиты, а другой – перекрываем им каналы сбыта продукции? А потом сами же и пожинаем плоды отсутствия конкуренции и начинаем формировать цены с помощью административного ресурса. Действительно, никакого системного подхода в этом не видно.