В январе 2007 года в открытые инвестиционные фонды россияне вложили больше денег, чем за весь 2006 год. В ходе допэмиссии Сбербанка в начале года физические лица приобрели акций на 13,7 миллиарда рублей по цене 89 тысяч рублей за акцию. В абсолютном выражении кредиты физическим лицам за два последних года возросли более чем в 4,5 раза. Ожидаемый прирост по депозитам в 2007 году достигает 35%. Список можно продолжать. Очевидно, что эти факты ярко характеризуют настроения в обществе: люди начинают вынимать рубли, евро и доллары из-под матрасов и пытаются не только сохранить, но и приумножить накопленное. Повышенная финансовая активность граждан спровоцировала издателей занять нишу изданий о том, как сэкономить, эффективно вложить и грамотно управлять собственными деньгами.
«Нас всех интересуют деньги и все, что с ними связано. Покупка недвижимости, ипотека, страхование, кредиты и вклады, инвестиции, пенсионное страхование, игра на бирже, налогообложение, образование, платная медицина… Словом, все, что требует существенных денежных вложений и взвешенного принятия решений. Ведь, приобретая эти товары и услуги, мы принимаем решения, которые влияют на нашу жизнь и наше будущее», – говорит главный редактор финансового приложения «Свободные деньги» Олег Дозморов.
Первопроходцем стал московский издательский дом «Луч», первым выпустивший «Популярные финансы». Спустя месяцы появился схожий по тематике и периодичности журнал «Наши деньги».
Очевидно, что рынок розничных финансовых услуг стремительно развивается, а изданий, которые бы предметно писали о нем, нет. Интересно, что аудитория этих изданий является достаточно размытой: ими заинтересовались и студенты, и пенсионеры, и люди среднего возраста, которые, к слову, составляют значительную долю пайщиков.
В начале 2006 года группа «Эксперт» запустила журнал D’ («Д-штрих»). Журнал не сразу нашел свою целевую аудиторию. Изначально уже в самом названии издания была претензия на оригинальность. Издатели ориентировались на гламурную публику, чего пытались достичь креативными рекламными компаниями с участием моделей. Не сработало. После D’ стал ориентироваться на людей, разбирающихся в теме финансов, но не профессионалов. Дела у журнала пошли в гору.
2006 год стал решающим. О своем выходе заявили одновременно пять проектов, при чем два из них рассчитывали на бесплатное распространение. В июне бесплатный ежеквартальник Money & Я («МаниЯ») оказался на стойках в аэропортах, бизнес-центрах, супермаркетах – журнал продвигал себя сам.
Спустя месяц объявился более серьезный претендент на кусок от общего пирога. Издательский дом «Абак-пресс» запустил приложение «Свободные деньги» к собственному проекту «Я Покупаю», который бесплатно распространяется в 17 городах России, в том числе Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Ростове. «Свободные деньги» «Абак-пресс» выпустил для расширения круга рекламодателей шопинг-гида. «Я покупаю» апеллирует к эмоциональности, а «Свободные деньги» к рациональности, – говорит главный редактор журнала Олег Дозморов. Таким образом, мы предлагаем большие возможности нашим рекламодателям».
Олег Дозморов: «Сегодня банкиры, инвесторы, брокеры и страховщики в один голос говорят: развиваться их рынкам мешает очень низкая финансовая культура людей. Потребность в ликвидации финансовой безграмотности очевидна. Это касается как читательской аудитории, так и части рекламодателей. У населения России, по самым скромным подсчетам, «под матрасами» лежит $20-30 миллиардов. При этом в ПИФах в 2006 году находился всего лишь один миллиард. Что мешает людям заставить свои деньги работать? Лишь одно – отсутствие знаний и, следовательно, недоверие, страх, неуверенность. Миссия «Свободных денег» – доступно и компетентно рассказывать читателям о том, что уже сейчас может предложить финансовый рынок (страховой, инвестиционный, рынок недвижимости). Мы рассказываем о конкретных, очень важных вещах: как обеспечить себе респектабельную жизнь на склоне лет, куда инвестировать, какое образование дать детям и т. д. Важно научиться управлять своими финансами».
После «Свободных денег» на рынке, правда, исключительно московском, появились еще два ежемесячника со схожими концепциями и даже названиями – «Семейный бюджет» и «Личный бюджет». Оба журнала пишут о том, как грамотно распоряжаться собственными финансами, и рассчитаны, в основном, на женскую аудиторию. «Мы ориентированы на читателей, для которых тема личных денег относительно нова, которые не имеют сверхприбылей, но уровень их доходов позволяет стать потребителем качественных товаров и услуг и направлять часть денег на инвестиции», – подтверждает шеф-редактор «Семейного бюджета» Инна Седова.
Олег Дозморов комментирует: «Сегодня издатели уверены в готовности самой «непродвинутой» аудитории потреблять «продвинутую» печатную продукцию. Аргументы просты: повышенное внимание читателей и рекламодателей. Более того, в будущем деловым изданиям и журналам о private money удастся успешно сосуществовать. В деловых изданиях рекламодатели обращаются как к менеджеру, а в журналах о личных финансах как к частному лицу».
Валерия ЛЕСОНЕН