Психолог Елена Садыкова рассказала, что движет агрессорами и почему нам очень нужен закон о домашнем насилии.
В тот вечер я сбежала из квартиры босиком, с зимней обувью в руках. Мы сидели у подруги. И вдруг стало понятно, что её парень с каждой рюмкой превращается в чудовище. Когда он начал настаивать, что сейчас повезет нас домой за рулем, я поняла, что надо спасаться. Подруга позвонила через час:
— Мы заперлись с дочкой в кладовке, он ищет нас с ножом. Разбил стекло головой, везде кровь...
Я долго пыталась вызвать полицию. «Ваш звонок очень важен для нас», — врала электронная женщина. Полиция всё-таки приехала, маньяка забрали. А утром он вернулся и с ухмылкой вручил ей тот самый нож. Да, чудовище просто отпустили. А нож вернули за ненадобностью. Через несколько месяцев она смогла уйти. Живая. Повезло.
Почему тот, кто систематически поднимает руку на слабых, крайне опасен
1. Чаще всего это психопат
Он находится в пограничном состоянии между нормой и патологией. Его мозг устроен иначе на органическом уровне. Он не способен поставить себя на место другого человека — очень низкий уровень эмпатии.
2. Он может извиняться за свои поступки в состоянии «просветления»
Верить не надо. Стоит выпить (отключить лобные доли, отвечающие за самоконтроль, мораль и проч.) — и перед вами другой человек. Это не обязательно алкогольное опьянение, достаточно сильного эмоционального всплеска: гнев, ревность.
3. Он будет повышать дозу
Бить с каждым разом всё сильнее, пока жертва не сможет уйти или не погибнет. Поэтому заявления о домашнем насилии должны рассматриваться гораздо пристальнее, чем остальные. Не так, как сейчас: нет тела — нет дела. А ещё нужны меры для защиты пострадавших женщин. И без закона, которого добиваются участники флешмоба #ЯНеХотелаУмирать, тут не обойтись.
Это движение начали московские блогеры во главе с Александрой Митрошиной. У неё 1,7 миллиона подписчиков в Instagram, поэтому волна получилась мощная: тысячи постов и фотографий женщин с надписью «Я не хотела умирать» на лице или теле.
В Башкирии к флешмобу присоединились несколько известных блогеров, тему подхватили СМИ. И неслучайно она нам так откликнулась. Вот несколько недавних случаев в нашей республике (на самом деле их гораздо больше, взяла первое, что выдал Google). Это жизни, которые можно было спасти. Данные следкома. Татышлинский район, убил жену за упрёки в пьянстве, двое детей — 11 и 14 лет. Бирский район, нашел супругу после развода, лишил жизни и закопал трактором, шестеро детей. Уфа, от рук тирана погибла вся семья: жена, двое детей двух и шести лет плюс падчерица с 9-месячным малышом.
#самавиновата
Вы думаете, эти мужчины впервые ударили женщин и сразу убили? Обычно издевательства длятся годами, но в полицию никто не идёт или визит заканчивается ничем — из-за пары синяков дело возбуждать не станут. Ну максимум влепят штраф в 5000 рублей. Из семейного бюджета (сама себя наказала, получается). Ещё один популярный хештег в соцсетях #самавиновата. Мол, нечего было терпеть изверга. Встала бы и ушла давно.
Тут нужно объяснить, что психология жертвы — штука сложная и многослойная. Во-первых, если вы женщина и когда-нибудь пытались уйти от мужа, то, наверное, догадываетесь, что это непросто. Не всем есть куда идти. Не всем есть на что кормить детей. Тем более если они совсем малыши, а мама в декрете. Во-вторых, даже если ты смогла уйти (см. пример выше), то это, к сожалению, не значит, что мужчина не найдет тебя после развода. «Не доставайся же ты никому», — серьезная спусковая кнопка для агрессора. И в-третьих, жертва находится внутри ситуации и не всегда способна осознать опасность. Ну толкнул немного в ссоре, ну такой он, темпераментный. В следующий раз удар больнее, но она уже привыкла к этой ситуации и толерантна к происходящему. Включается механизм созависимости. Плюс эмоциональная привязанность к мужчине (близкому, родному человеку!) после того, как он поднял руку, не исчезает, и винить в этом женщину мы тоже не имеем права.
А когда насилие переходит опасную черту, женщина начинает искать помощи. Но её, к сожалению, не слышат…
Куда бежать за помощью
Рассказываем, где вам могут помочь, если вы оказались в трудной ситуации:
— «Республиканский ресурсный центр «СЕМЬЯ». Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации — г. Уфа, 50 лет СССР, 27/1 8 (347) 28–60–253.
— «Саторис», центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции — г. Уфа, ул. Первомайская, 5/18 (347) 242–19–19.
— «Журавушка», центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции — г. Уфа, ул. Кремлевская, 298 (347) 263–89–91; 8 (347) 263–51–16.
— Общероссийский единый детский телефон доверия — 8 800–200–01–22.
— Телефон доверия по оказанию психологической помощи — 8 800–700–01‒83.
— Всероссийский телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия — 8 800–700–06–00.
— «Индиго», городской центр психолого-медико-социального сопровождения — г. Уфа, Шафиева ул., 12/2, (347) 223–22–11.
Если вам есть, что рассказать о домашнем насилии, присылайте сообщения, фотографии и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.