По всей Уфе стоит огромное количество малосемейных общежитий. Большинство из них — это старые здания, которые находятся в плачевном состоянии. Условия в них устрашающие, но жильцам приходится довольствоваться тем, что есть. Чаще всего в таких домах живут небогатые семьи, и денег на полноценную квартиру у них попросту нет. Корреспонденты UFA1.RU побывали в одном из общежитий города — в пятиэтажке на улице Братьев Кадомцевых, 12. Подробности читайте в нашем материале сегодня, 3 ноября.
Темные коридоры
В дом можно запросто зайти, ведь на входе нет домофона, а дверь всегда открыта. Попав внутрь, вы словно возвращаетесь в Советский Союз. Неудивительно, ведь здание было построено в 1966 году, и интерьер здесь соответствующий.
Стены в коридорах выкрашены в две горизонтальные полосы: нижняя часть покрыта краской, а верхняя — побелкой. Кстати, так часто оформляли подъезды советских домов. Считалось, что краска защищает стены от плесени и грязи, а также скрывает царапины.
На стенах можно найти и другие атрибуты СССР. Например, плакат в советском стиле.
Скрипучий пол в коридоре покрывает потрепанный линолеум с дырами. По краям особенно много выпирающих кусков.
В коридорах люди хранят свои вещи, для которых нет места в маленькой комнатке. Практически возле каждой квартиры стоят ящики, ведра, старые вещи жильцов. Некоторые не стесняются выставлять свое белье на всеобщее обозрение и сушат его прямо коридоре.
Не все этажи достаточно освещены. В некоторых коридорах темно и жутко.
Лестничные площадки становятся проблемой многих домов в городе. Это общежитие — не исключение. По словам местных жителей, в подъезде редко бывает уборщица, поэтому лестницы грязные, всюду разбросан мусор.
— Уборщица приходит изредка, раз в полгода. Чаще мы сами всё моем, кто-то нанимает, — местная жительница Венера.
Жильцы не хотят есть в таких кухнях
На каждом этаже есть скромные кухоньки. Как правило, метраж комнаты не позволяет поставить собственный гарнитур, а плиту устанавливать в таком жилище и вовсе запрещено из-за риска аварии. Жильцы вынуждены делить помещение для готовки.
Пол и стены здесь выложены из старой выцветшей плитки. Штукатурка давно пожелтела и обвалилась. Местные жители на кухне только готовят пищу. Здесь есть ветхие обеденные столы, но за ними никто не ест. Помещение жильцы используют и для других целей, например, для хранения велосипедов.
На кухнях установлены самые дешевые эмалированные стальные мойки. Смесители на них, вероятно, никого не заботят, хотя их давно пора отремонтировать, а лучше — заменить. Краны невозможно закрыть, вода, не переставая, течет, мотая счетчики. На раковинах также лежат несвежие губки для мытья посуды, вызывающие отвращение.
Зрелищны и черные от плесени водопроводные трубы. От потеков из них местные жители спасаются ведрами и тряпками. Вода уже разъела всю стену, которую не раз пытались залатать.
Также внимание привлекают газовые плиты. Все они старые и изношенные, конфорки сломаны, большинство из них и вовсе не работает. На таких плитах сложно готовить еду, но другого выбора нет.
Хотя кухни в этом общежитии не самые приятные, жильцы всё равно стараются поддерживать чистоту в них. Видно, что они моют пол, протирают столы и мойки. Некоторые люди творчески подходят к оформлению интерьера. К примеру, в одной из кухонь жители раскрасили стену узорами, установили стенд, куда повесили часы, картину и календарь.
Туалеты и душевые, в которые страшно ходить
Сложно представить, как местные жители справляют естественную нужду. Кабинки с туалетами, в которых даже нет унитазов, вызывают ужас. Чтобы зайти в них, нужно перебороть себя, ведь на отвратительные грязные полы в такой уборной не хочется наступать даже в уличных ботинках. Из-за частых засоров половина из них не работает (об этом предупреждают объявления на дверях). Зловонный запах дополняет картину. Находиться больше минуты там невозможно, и то если только закрыв нос.
На дверях жильцы оставляют свои художества и предупреждающие надписи, больше похожие на угрозы.
Перед входом в туалет есть еще одна комнатка с окном. Но для жителей это место стало курилкой.
На весь дом душевая есть только на первом этаже. А там... Помыться тут могут только нестеснительные люди, ведь дверей или штор в душе нет. Трубы, скорее всего, не меняли со времен постройки дома. На них уже образовались дыры, из которых плещет вода. От потеков на стенах появился желтый налет, а на полу образовалась плесень.
Комната, предназначенная, по всей видимости, для переодевания, также выглядит неприятно. Удобств здесь особо нет, полотенце и одежду можно повесить на крючки. Зато есть сразу два мусорных ведра. В них можно заметить даже пустые бутылки от пива. Видимо, жильцы приходят сюда не только помыться.
Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как облезает краска на стенах. Возможно, у местных жителей не раз возникала такая мысль, когда они приходили в общие комнаты с раковинами и биде. Здесь люди стирают одежду, умываются, моют руки. В этих помещениях тоже бы не помешал ремонт. На стенах от сырости обвалились краска и штукатурка, а старенькая плитка начала разрушаться.
Проблема, которая была на кухнях, присутствует и здесь. Из закрытых кранов в раковинах течет вода. Но никто эту проблему не устраняет.
От постоянных потеков раковины начали ржаветь.
Откровения жильцов
Комнаты в этом общежитии выдавали работникам Муниципального управления электротранспорта (МУЭТ). Так жилье получила и сотрудница учреждения Венера. Она около 30 лет живет в этом доме на пятом этаже в комнате площадью 12 квадратных метров. По ее словам, большинство жильцов — это водители и кондукторы. Есть и те, кто продал комнаты, — в них заселились молодые люди.
— И алкаши есть, но их больше на четвертом этаже. Там и мужчины, и женщины собираются и пьют, — говорит Венера.
Она отметила, что местных жильцов не устраивают условия в общежитии. Часто ломается сантехника, уборщицы нет.
— Умывальники, туалеты толком не работают, ремонтируем за свой счет, из-за этого с соседями часто ругаемся, — негодует женщина.
По ее словам, здесь даже проводили ремонт: заменили окна на пластиковые, сделали крышу, провели электричество в коридоре, но на этом всё. Венера добавила, что жильцы не раз обращались в управляющую компанию, но результатов это не дает.
— Ладно хоть крышу сделали, раньше протекала, — рассказывает женщина.
Другая жительница общежития Лариса, которая много лет работает водителем трамвая, также получила комнату от МУЭТ. Жилье ей здесь дали в 1985 году. Женщина говорит, что ухаживать за домом остается только жильцам. Какая управляющая компания отвечает за дом, она даже не знает.
— Раньше уборщица приходила раз в неделю, убиралась, сейчас уже такого нет. Сами жители всё моют, у кого совесть есть, — рассказывает Лариса.
Мы застали ее стирающей в умывальной. Женщине приходится подолгу стоять, скрючившись, и руками отстирывать перчатки, вымазанные в мазуте. Она даже стирала одноразовые медицинские маски.
— Без хозяйственного мыла не обойтись, — говорит женщина.
Лариса уже привыкла к таким условиям. По ее словам, всё ее время занимает работа, а с проблемами дома остается только мириться.
Кто должен навести порядок в доме?
Домом управляет УЖХ Советского района Уфы. Она связана с городской администрацией. Компания зарегистрирована в 2008 году. Официально в ней числятся 110 сотрудников (директор — Фагим Салимьянов). Среди учредителей значатся несколько жилищно-эксплуатационных участков, муниципальное УЖХ, а также ОАО «Цветы Башкортостана», которое в 2020 году было ликвидировано.
Пожалуй, компания — одна из самых проблемных в городе. В прошлом году на нее подали заявление о банкротстве. Тогда представители УК заявили «Коммерсанту», что виной бедственного финансового положения компаний являются низкие тарифы за управление домами.
На 27 октября этого года найдены решения налоговых органов о приостановлении операций по некоторым счетам. УЖХ, согласно базе данных «Контур.Фокус», за время своего существования многократно получало иски о взыскании многомиллионных сумм. На организации в разное время висели более сотни исполнительных производств на общую сумму 432 миллиона рублей. Также она выступала ответчиком по ряду арбитражных разбирательств, в которых проиграла 3,4 миллиарда рублей. В частности в сентябре были приняты иски от «Энергетической сбытовой компании Башкортостана» на 6,7 миллиона рублей и от «БашРТС» — на 1,7 миллиона рублей.
Согласно «Контур.Фокус», задолженность на сентябрь этого года составляет 262 миллиона рублей.
Почему проблемы дома до сих не решены?
Как сообщили UFA1.RU в УЖХ Советского района, это общежитие находится на их обслуживании с конца 2008 года. С тех пор в доме сделали три ремонта, на которые было потрачено около 8 миллионов рублей.
- В 2015 году был проведен капитальный ремонт электроснабжения, в 2018 - капитальный ремонт кровли, а в 2019 - комплексный ремонт подъездов (прим. ред. - отделки стен, потолков и полов, замена окон), - рассказали в компании.
В коммунальной службе отметили, что в ближайшие два года капитальный ремонт сантехники проводить не будут, потому что на него нет средств. Помимо этого, по итогам 2020 года у жителей дома образовался долг за капремонт в размере 552 тысячи рублей.
- По общежитиям большие затраты. Мы ремонтируем сантехнику и участками меняем трубы силами облущивающей организации в аварийных ситуациях, но массово сделать это мы не можем. У нас и у жильцов таких средств нет, а речь идет об огромных суммах, потому что без капремонта не обойтись, - сообщили в УК.
В центре Уфы выставили на продажу квартиру в доме, построенном больше 100 лет назад. UFA1.RU рассказал об усадьбе Сергеева и о том, как выглядит квартира всего за 800 тысяч рублей.