В конце июля уфимцы получили квитанции с существенно выросшей квартплатой. Что в Башкирии происходит в сфере коммунальных тарифов? Кто в ответе за немалые суммы в наших платежках? Куда идти, если хочется разобраться в этих цифрах? Проект «Дом» побеседовал с председателем Общественного совета при Госкомитета РБ по тарифам Ильгизом Калимуллиным.
– Ильгиз, рост тарифов был ощутимым в этом году?
– Рост был действительно заметным. Так, тариф на горячую воду разделили на две составляющие – за холодную воду и за нагрев. Это актуально для тех домов, куда подается именно холодная вода, которая потом нагревается в подвале. Плата подорожала, и люди это быстро почувствовали. До 30 июня за холодную воду платили 16,72 рубля. С 1 июля – 18,5 рублей. Это только за один кубометр. Если потребляется 10 кубов, то сразу набегает прилично. Люди ощутили, люди жалуются, люди недовольны.
– Идут ли они за адресными социальными выплатами?
– Следует поблагодарить Управление жилищного хозяйства Уфы, которое провело большую работу по информированию населения об АСВ. Красивую грамотную брошюру выпустили – мы через Ufacity.me помогаем ее распространять. Информация публиковалась во многих печатных и онлайн-СМИ. Но обратились за выплатами, конечно, не все. Кому-то это не надо – кто-то богатый. Кто-то просто недостаточно подкован в социальных вопросах. Человек пять мне позвонило уже позже 30 июня, когда срок подачи заявлений закончился, со словами: «Не успели. Что же делать?» Один из знакомых обещает подать в суд. Вообще, адресные социальные выплаты – это хорошая штука, помощь людям. Но все идет к тому, что она будет отменена на республиканском уровне и введена на федеральном.
– Нельзя ли бюджетные средства на АСВ сразу передавать ресурсоснабжающим организациям?
– Технически это возможно, но лучше, чтобы люди принимали максимальное участие в управлении своим домом. Плата за ресурсы – это тоже управление. Человек должен знать, за что он бешеные бабки отдает. Еще лучше, если он будет знать, из чего такие суммы складываются. Многим это уже интересно. Я возглавляю Общественный совет при Госкомитете по тарифам, и ко мне обратились две женщины. Грамотные люди: одна экономист, другая была специалистом по отоплению в «Архпроекте». Попросили показать калькуляцию и все цифры. Как член Общественной палаты сделал запрос в Госкомитет. Они мне прислали 47 страниц расчетов. Интересная ситуация там с водой. «Уфаводоканал» закладывает в тариф затраты на реагенты по очистке, зарплаты и многое другое, в том числе налоги. То есть люди платят не только подоходный налог 13%, но и вот здесь отдают деньги. По-моему, это заставляет задуматься.
– Ильгиз, сейчас появляется все больше различных общественных советов. Для чего это делается? На что вы можете повлиять? Вы только доносите информацию или на каких-то цифрах ваша работа тоже скажется?
– Общественный совет при Госкомитете по тарифам был создан в конце мая. Там боевые ребята, которые рвутся менять мир. Но на первом заседании я им объяснил, что эффект от работы совета появится со временем. Сегодня у нас минимум полномочий. Председатель Госкомитета по тарифам может в любой момент расформировать общественный совет. Однако, я уверен, что он просуществует еще несколько лет. Спустя годы мы своей грамотной позицией, адекватностью, неленивостью (если мы будем чего-то в мелочах добиваться, какие-то закорючки в законопроектах поправлять) добьемся определенной репутации и статуса. Лет через пять Общественный совет будет представлять какую-то силу. Я это четко вижу по Общественной палате РБ. В 2009 году, когда Рахимов ее создавал, ее представителей никто не знал. Во втором созыве им уже чуть больше удалось сделать: появилось подобие аппарата, сайт и так далее. Третий созыв – еще более активный, его деятельность заметна, и отношение к Общественной палате изменилось.
– Мы, журналисты, по объективным причинам любим Общественную палату. Вы говорите. Любой общественник скорее выскажется по тому или иному вопросу, чем чиновник. Однако ваш совет создан при Государственном комитете, то есть там понимают, что коммуникация нужна. Они сами не готовы говорить?
– Чиновники связаны по рукам и ногам законом о госслужбе. Есть стандарты раскрытия информации, за которые нельзя заходить. Тем не менее, нужно еще разобраться – может быть, предоставляться должно больше данных.
– На твой взгляд, какая основная проблема с тарифами в регионе?
– В Башкирии есть очень мощные монополии, бороться с которыми вряд ли кто-то может. Сейчас многие поставщики ресурсов судятся с Госкомитетом, который пытается сдержать рост тарифов, не согласовывать экономические обоснования. Десятки дел в суде. Коммунальщики всячески пытаются свои тарифы повысить. В такой ситуации один Госкомитет не справится. Общественный совет может помочь вот в чем. Во-первых, в распространении информации. Во-вторых, аккумулировать народное недовольство и направлять против действительно ответственных лиц – поставщиков ресурсов. На мой взгляд, им нужно создавать некомфортную атмосферу. Безразлично ли им, что о них говорят? Одно дело, когда отдельные люди обсуждают тарифы на кухнях, и другое – когда вся республика понимает проблему. Зная ситуацию, судьи, может быть, не будут вставать на сторону коммунальщиков.
– Тарифы, которые мы сейчас имеем, адекватны реально проводимой работе и затраченным ресурсам?
– В основном адекватны, а где-то – слишком низкие. У нас есть убыточные предприятия и предприятия с хорошей прибылью. Как правило, с хорошей прибылью год заканчивают «Башкирэнерго», «Уфаводоканал»... Но при этом есть множество небольших котельных, не самых, может быть, эффективных. Они хотели бы повысить тарифы, иначе совсем беда. Долги у них опять же. И тарифы, я боюсь, будут расти еще.
Бороться с этим можно только при помощи энергоэффективности, энергосбережения. Во-первых, нужно счетчики всем ставить. Сейчас у нас в выигрыше находятся те, у кого счетчиков нет. Они по нормативу платят, а воды могут тратить хоть на десять семей. Те, у кого счетчики стоят, платят добросовестно. Есть федеральный закон об энергосбережении, который еще Медведев в свое время подписал. Но по факту никаких действий не ведется, потому что строгого наказания за нарушение этого закона нет. Наши крупнейшие управляющие компании работы по энергосбережению не ведут. Максимум лампочки энергосберегающие используют. А тепло и водные ресурсы трудно контролируются.
В том тарифе, который водоканал обосновывал экономически, указывается, что были затраты на транспортировку ресурсов – перекачку воды по трубам. Они говорят, что потери ресурсов при транспортировке составляют 18%. Но за это платит не «Уфаводоканал», а потребители. И это совершенная дикость: за неэффективную работу специалистов, которые, получается, плохо чинят трубы, расплачивается простой человек. У нас в стране и в бизнесе принято все расходы класть на плечи физлиц.
– К кому идти, если есть вопросы по сумме в платежках?
– Изначально идти лучше в управляющую компанию. Это ближайший к человеку посредник. Все наболевшие вопросы можно высказать там. Если там ответят, что вопрос в тарифах, можно запросить информацию в Госкомитете о тарифах или в наш вновь созданный совет. У Госкомитета есть хороший сайт, где тонны информации. Документы, в которых сообщается, что в Белорецком районе, к примеру, с такого-то числа принят следующий тариф. Не объясняется, правда, почему.
– Как можно повлиять на ситуацию с тарифами?
– Главная задача – активнее в выборах участвовать, голосовать, проявлять свои гражданские обязанности. В конечном итоге это может повлиять на тарифы. Да, у бизнеса много денег, но по факту есть понятие «лицензирования». Если чиновник лицензию не даст, то бизнес не пойдет. А представители власти, если хотят быть переизбраны, все-таки должны на благо людей работать.
Фото: Фото Айбулата АКБУТИНА