Сегодня все большую популярность обретают электронные носители информации. Если раньше горожанину, решившему купить квартиру, приходилось обращаться к агентствам недвижимости и объявлениям в газетах, то сейчас необходимые сведения он может получить, открыв нужный сайт. По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), более половины россиян регулярно прибегают к услугам фирм, разместившим в Интернете список своих услуг в области недвижимости.
Легче всего узнать требующуюся информацию в какой-нибудь глубинке – здесь просто достаточно пообщаться с местными жителями, чтобы получить исчерпывающий ответ на вопрос о предлагаемых к продаже домах или квартирах. А если недвижимость потребуется приобрести в чужом городе или государстве? В этом случае рассчитывать можно только на первый источник информации – агентства недвижимости, причем имеющие свои странички в интернете. Оттого, насколько полной информационной базой они обладают, зависит скорость удовлетворения покупательского спроса. Однако дружба риелторов с Интернетом пока складывается с трудом.
«Крылатая фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром» как нельзя лучше отражает перспективы развития рынка недвижимости. В ближайшие два года специалисты ожидают настоящего бума, спровоцирует который постоянно растущий интерес иностранных инвесторов к выгодным для инвестирования объектам. Только вот зарубежным покупателям недоступны местные газеты и объявления на подъездах, – объясняет ситуацию исполнительный директор сети агентств недвижимости «Эксперт» Елена Андреева. – Очевидно, «на коне» останутся только те агентства, которые обладают максимально полной и достоверной информацией, имея при этом постоянных и надежных клиентов».
По ее словам, популярность интернет-ресурсов растет с каждым днем. Хороший, полноценный, грамотно выстроенный сайт агентства недвижимости – это половина его успешной работы. Такие сайты дают клиенту возможность общаться с представителями агентства дистанционно – экономя время на звонки и поездки. Покупатель, предварительно изучивший сайт, приходит в агентство уже хорошо подготовленным и разбирающимся в услугах компании. «К тому же, как показывает статистика, такой тип клиентов является самым бесконфликтным», – подчеркивает директор «Эксперта».
Западные специалисты в сфере недвижимости более века назад пошли по пути объединения усилий на поле боя за клиента. Помогли им в этом так называемые мультилистинговые системы (МЛС). Американские риелторы называют МЛС национальным достоянием, потому что успешная работа без нее невозможна. Что же такое МЛС? По сути, это огромная база данных, в которой можно получить исчерпывающую информацию по любому объекту, узнать его внешний вид (фото, планы), месторасположение, год постройки, материал стен, общее количество комнат в доме, получить сведения о системах кондиционирования, отопления, безопасности и даже о том, сколько налогов в год нужно платить за объект. С помощью МЛС риелторы получают возможность постоянно быть в курсе всех совершившихся продаж, наблюдать, какие объекты и по какой цене были проданы в тот или иной период времени. В штатах уже ни для кого не новость, что за провинность агентство недвижимости может быть отключено от МЛС. В этом случае компании бессмысленно продолжать развивать свой бизнес.
Однако МЛС имеет смысл только тогда, когда каждый участник своевременно и в полном объеме предоставляет информацию о своих объектах. Доверие необходимо и в финансовых вопросах, ведь покупателя может найти любая фирма из участвующих в системе. Чтобы все остались довольны, комиссионные между фирмой-покупателем и фирмой-продавцом делятся, как правило, пополам. Это один из основных принципов МЛС. Чтобы стать пользователем МЛС, американские риелторы должны зарегистрироваться, сделать немалый первоначальный взнос, а затем ежемесячно вносить внушительную абонентскую плату (порядка нескольких тысяч долларов).
«Подобные проекты не раз пытались запустить в нашей стране. Но ни одна из попыток не увенчалась успехом. Одной из причин, тормозящих развитие МЛС, является, на мой взгляд, отсутствие эксклюзива, то есть эксклюзивное представление интересов продавца, – делится соображениями маркетолог редакции журнала «Налоги и платежи» в Уфе Александр Бородин. – Наши агентства недвижимости работают по принципу стометровки – кто кого обгонит. Насколько я знаю, на Западе не принято пользоваться услугами нескольких агентств недвижимости, там покупатель обращается в какую-то одну компанию. У нас же в стране и в республике, в частности, покупателю тяжело сориентироваться во всем многообразии предоставленной информации. Вот и блуждает он по всем агентствам – в поисках наиболее правильного решения. По-моему, просто необходимо создать единую интернет-базу по недвижимости, которая будет доступна для просмотра и понимания каждому желающему».
Аналогичного мнения придерживается координатор проекта Ufa.su Андрей Петров, объясняя причину невозможности создания единой базы на сегодняшний день: «Америка – структурированная страна. Там все правильно и разложено по полочкам. Каждый объект недвижимости в этой стране имеет свою структуру. Для его описания существует специальная анкета с четко заявленными параметрами, которая одинакова для всех риелторов. При таких условиях довольно легко производить поиск в Интернете. В нашей стране, к сожалению, пока такого единого шаблона нет. Каждое агентство недвижимости имеет свою базу с собственными критериями. Отсюда – путаница и трудность в получении информации».
Пока нам остается только надеяться на то, что в скором времени Интернет отойдет от чисто информационной функции и начнет превращаться в полноценную бизнес-среду. Сейчас во Всемирной сети каждый имеет возможность погулять по интернет-магазинам, посетить аукцион. Может, уже скоро также легко получится заглянуть в агентство недвижимости за новой квартирой?