По данным, предоставленным первым вице-премьером РФ Дмитрием Медведевым (об этом мы писали ранее), в ипотечный рынок в настоящее время вовлечено около 700 миллиардов рублей, при этом около 15% приобретений недвижимости осуществляется с использованием ипотечных механизмов.
По данным опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), уверенный ответ на вопрос о том, что такое ипотека, дают более половины респондентов (57%) лишь в возрастной группе от 24 лет до 31 года. В остальных группах населения подтверждают знакомство с ипотекой менее половины респондентов. По сравнению с 2007 годом, доля россиян, которые, по их собственному мнению, четко знают, что такое ипотека, увеличилась с 35% до 46%. Доля россиян, которые знают об ипотеке только понаслышке, наоборот, сократилась с 44% до 36%.
Еще более интересны данные о географическом распределении ответов: информированность об ипотеке в двух крупнейших городах России (Москве и Санкт-Петербурге) меньше, чем в других крупных городах.
В Уфе, по опросу нашего сайта, 55% опрошенных смогли дать точный ответ на заданный об ипотеке вопрос, тогда как в Москве и Санкт-Петербурге, как констатируют в НАФИ, эта цифра составила 48%. Судя по всему, на данном показателе отразилась высокая стоимость жилья в мегаполисах: при его нынешнем уровне предметное знакомство жителей с ипотекой выглядит просто ненужным.
В ходе следующего опроса респондентам Уфы предлагалось расположить в порядке значимости при выборе банка для ипотечного кредитования пять его характеристик. На первое место нужно было поставить наиболее значимую характеристику банка, а на пятое – наименее значимую.
В итоге наиболее важным фактором при намерении взять ипотечный кредит явилась процентная ставка, которой отдали предпочтение 54% опрошенных. Далее цифры расположились следующим образом:
16% выбрали отсутствие дополнительных скрытых комиссий;
14% отдали предпочтение длительному сроку кредитования, мотивируя свой выбор соответствующим их кошельку ежемесячным платежом;
7% заявили об удобстве оплаты;
5% посчитали важным надежность и хорошую репутацию банка на рынке;
4% решили послушать рекомендации друзей, родных, родственников.
«При выборе банка для получения ипотечного кредита необходимо оценивать не какой-то один параметр, а совокупность факторов (процентную ставку, размер первоначального взноса, сумму кредита на единицу дохода, технологичность сделки, возможность досрочного погашения, сервис и т. д.), – считает руководитель кредитно-кассового офиса ООО «Городской ипотечный банк» в Уфе Ольга Садыкова, – принимая во внимание хорошую конкурентную среду на ипотечном рынке на сегодняшний день, можно говорить о том, что разброс процентных ставок в банках минимальный.
Так, клиентов нашего банка привлекает прежде всего широкая линейка кредитных продуктов – как на приобретение жилья, так и под залог имеющейся в собственности недвижимости. 90% наших заемщиков рекомендуют банк своим друзьям и знакомым, что говорит о высоком сервисе и качестве обслуживания клиентов. Наши кредитные продукты, являющиеся адресными и экономичными, направлены, на целевые сегменты потребителей».
Аналогичного мнения придерживается начальник отдела заключения и сопровождения ипотечных сделок филиала банка «ВТБ-24» в Уфе Сергей Антропов: «Как правило, при выборе банка люди руководствуются несколькими факторами одновременно. На мой взгляд, стоит обращать особое внимание на филиальную сеть того или иного банка. К примеру, наш банк имеет около девяноста подразделений по всей России».
Таким образом, число людей, знакомых с ипотекой, хоть и не стремительно, но увеличивается. Остается только надеяться на то, что в скором времени увеличатся и доходы тех, кто готов познакомиться непонаслышке.
Фото: Диаграммы с сайта НАФИ