Сегодня, 11 января, в Башкирии отмечают год со дня смерти первого президента республики Муртазы Рахимова. Одна из важнейших персон в истории региона внезапно ушел из жизни в 88 лет, оставив после себя не только память, но и внушительное политическое наследие. Новый, 2024 год стал первым, который мы встретили без Бабая, поэтому редакция портала UFA1.RU собрала главное об этом политике и его эпохе в одной статье.
От нефтяника до политической трибуны
Муртаза Губайдуллович родился 7 февраля 1934 года в деревне Таваканово Кугарчинского района Башкирской АССР в семье бывшего военного. Его отец Губайдулла Зуфарович работал председателем ряда хозяйств и с самого детства показывал сыну, что значит быть управленцем, однако еще юного Муртазу госслужба если и интересовала, то не сразу. В 18 лет он отправился учиться в Уфимский нефтяной техникум, который окончил спустя 4 года, получив специальность оператора спецтехники.
Работать он пошел по образованию на Уфимский нефтеперерабатывающий завод. Спустя 8 лет работы обычным оператором ему предложили повышение до начальника установки, однако имелась трудность — у молодого Рахимова не было высшего образования. Однако будущий президент решил это исправить и поступил на заочку в Уфимский нефтяной институт. Всего он проработал на заводе 34 года и успел побывать на должностях заместителя начальника цеха, главного химика и инженера. Последние 4 года карьеры он трудился в роли директора предприятия.
В период работы главным инженером в возрасте 40 лет Муртаза Губайдуллович всерьез задумался о политической деятельности. В 1974 году он вступил в коммунистическую партию (КПСС). Пробыл в ней он вплоть до распада СССР и даже успел избраться депутатом СССР и членом Верховного Совета СССР, народным депутатом Башкортостана и уфимского горсовета.
— Я не стремился к власти, но и отказываться от нее не в моих правилах, потому что я всегда был и остаюсь государственным человеком и патриотом. Мне небезразлично, что происходит в республике и стране, — рассказывал он в одном из интервью.
Годы перестройки стали переломными как для республики, так и для карьеры Рахимова. Находясь еще в БАССР, он занял должность председателя Верховного совета отделившегося региона. В 1992 году он подписал договор с Россией о включении Башкирии в ее федеративный состав, однако в рамках документа у республики оставался ряд собственных прав и полномочий. Например, именно при Муртазе в регионе впервые появилась собственная Конституция, сосуществовавшая одновременно со всероссийской.
Во время перестройки Рахимов запомнился как консервативный деятель, считавший, что распад СССР — это крах эпохи и вина политики Михаила Горбачева. Именно поэтому он так и не вышел из КПСС, а также активно поддерживал ГКЧП, который активно выступал против независимости стран и республик, входивших в состав Советского Союза. Однако когда комитет проиграл в борьбе за власть, а его членов начали активно арестовывать за попытку госпереворота, Рахимов вышел из КПСС и встал на сторону Бориса Ельцина.
После победы Ельцина и принятия Конституции РФ Рахимов официально стал первым президентом Республики Башкортостан, набрав 63% голосов избирателей. Инаугурация состоялась 25 декабря 1993 года, после чего Муртаза Губайдуллович официально начал строить свою власть в республике, начав целую эпоху структурных преобразований.
Эпоха Бабая
Во время первого срока Рахимов не отличился какими-то значимыми решениями. В этот период он активно прорабатывал договор между Россией и Башкирией о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти двух политических единиц. Также он активно строил вертикаль власти и в республике.
В 1998 году Рахимов переизбирался на второй срок, набрав 70,2% голосов, что значительно больше предыдущего результата. Основной соперник Риф Каззакулов, министр лесного хозяйства республики, набрал 9% голосов избирателей. Остальных кандидатов — Марата Миргазямова, Рафиса Кадырова, Александра Аринина — ЦИК не допустил до выборов, сославшись на фальшивые собранные подписи.
В 2003-м Муртаза Губайдуллович успешно переизбирался и на третий срок. Экономист Рустем Шайахметов отмечал, что на первом этапе своего правления Бабай «консолидировал вокруг себя народ, став национальным лидером». Он производил впечатление крепкого хозяйственника, любил ездить по деревням, открывать там различные объекты, иногда это обставлялось с неуместной помпой, за что критики и оппоненты называли президента Открывашкой.
Именно в этот период правление Рахимова перешло в активную фазу. В те годы Рахимов приступил к реализации целой серии крупных проектов и строек. Самые заметные из них разворачивались в Уфе — конгресс-холл «Торатау», где и по сей день регулярно проводятся крупные политические и культурные мероприятия, монументальная мечеть Ар-Рахим, которую так и не доделали до сих пор, проспект Салавата Юлаева.
Однако рейтинги Бабая стремительно из года в год падали. Связано это было с внутренней политикой. Именно при нем в Башкирии тестировали ныне известные политические технологии борьбы с оппозицией, например, срыв протестных акций с последующей организацией собственной, провластной, в том же месте.
Некоторые подобные случаи заходили слишком далеко. Ярким примером является случай в Благовещенске, что произошел в декабре 2004 года, когда из-за нападения ОМОНа пострадало более тысячи человек. Объясняли это наведением порядка: незадолго до этого несколько местных жителей избили трех полицейских.
По мнению немецкого политолога Йорна Гревингхольта, президенту Башкирии многое сходило с рук из-за лояльности в Москве. В своей книге «Республика Башкортостан: через государственный суверенитет к авторитарному режиму» эксперт указывал на то, что Муртаза Рахимов пользовался периодическими кризисами в Кремле в своих интересах.
Однако для жителей, которых не интересовала политика, Бабай был хорошим лидером. Именно при нем в Башкирии начали активно зарождаться курортные предприятия, сельские хозяйства, частные бизнесы. Рахимов впервые ввел методы поддержки строительства объектов социальной значимости, смог провести газ во многие районы республики, поддерживал спорт — он был фанатом «Салавата Юлаева». Подробнее о его успехах и провалах мы рассказывали в отдельном материале.
Также он запомнился многим как прямолинейный и довольно противоречивый спикер. Он то обрушивался на «демократов», которые «жизни не знают, как картошку выращивать», то ругал Госдуму за голосования в пустых залах, то высмеивал назначенных губернаторов за отпуска посреди сезона уборки урожая. При этом он сам активно варился в этой системе и даже вступил в демократическую партию «Единая Россия».
В 2006-м Рахимова избрали на очередной 5-летний срок, но уже не в рамках народного голосования. Его кандидатуру одобрил Владимир Путин, а решение о назначении подтвердили депутаты Курултая. Именно в этот период началась стройка озвученных выше объектов, таких как проспект Салавата Юлаева и Ар-Рахим. Запомнился этот период его правления именно этим. Ближе к концу срока Муртаза Губайдуллович начал всё реже появляться на публике, а в 2010-м на встрече с руководителем администрации президента России Сергеем Нарышкиным вовсе заявил о намерении досрочно покинуть свой пост. Так в итоге и произошло: его сняли с должности в возрасте 76 лет.
Жизнь после
По мнению Дмитрия Михайличенко, в ходе своего правления Бабай «уничтожил местное самоуправление и зачатки демократии», а люди уже довольно сильно от него устали. Самого Рахимова на одном из интервью тех лет прямо спросили об этом, однако он в ответ отшутился в своей манере.
— За свое кресло я как раз держусь. Я его с завода принес, где был директором. Сам его ремонтирую. У меня даже инструмент свой заводской есть, — сказал он.
После ухода с поста Бабай стал неким моральным ориентиром. Он периодически выступал с комментариями и оценками, к его мнению прислушивались жители. Не подорвал авторитета даже скандал, в ходе которого его сыну Уралу предъявили обвинения в присвоении и легализации доходов с регионального ТЭКа.
До 2012 года Бабай занимал должность члена совета директоров «Башнефти», а потом вовсе ушел с радаров. Политолог Дмитрий Михайличенко полагает, что большой вклад в сохранение доброй памяти о первом президенте республики внесла его племянница Рауфа Рахимова и ее издание.
— Сейчас хочу сказать от всего сердца: башкирский народ, да и многие в республике будут вспоминать о вас тепло. Вы были человеком своего времени, не самым плохим и не самым хорошим, — высказался он в своем некрологе. — Рауфа сделала для доброй памяти о вас очень много. Созреет ли республика до демократического осмысления роли Рахимова и объективных оценок?
Рахимов существенно повлиял даже на современную политику: именно в его команде находился текущий глава республике Радий Хабиров. К слову, даже он до сих пор не смог достроить начатый Бабаем Ар-Рахим.
Из выписок Росреестра нам известно, что Рахимову принадлежал дом в «поселке газовиков» в самом сердце Уфы. В этом закрытом коттеджном комплексе он жил рядом со своими бывшими подчиненными: премьер-министром Раилем Сарбаевым, его предшественником на посту Рафаэлем Байдавлетовым (также работавшим во времена Бабая), экс-мэром Павлом Качкаевым, родней крупного застройщика Валерия Мансурова и олигархом Дамиром Мугиновым.
Ушел под слёзы тысяч уфимцев
В последние годы своей жизни Рахимов серьезно болел. Ровно год назад, 11 января, в возрасте 88 лет Рахимов ушел из жизни из-за последствий перенесенного коронавируса. Одним из первых соболезнования выразил его преемник Радий Хабиров.
— Муртазы Губайдулловича не стало. Мы склоняем головы перед великим сыном башкирского народа, который посвятил всего себя служению республике и России. Прощайте, уважаемый Муртаза Губайдуллович, — высказался глава региона.
Простились с бывшим лидером 13 января в ГКЗ «Башкортостан». Уфимцы толпами выстраивались у входа. Кто пришел с цветами, кто с венками, а кто со слезами на глазах. Тысячи человек в этот день пришли, чтобы выразить свое уважение Рахимову и его родным.
— Я пришла сюда как гражданин республики, — рассказывала UFA1.RU местная прихожанка. — Я запомнила Рахимова как того, кто старался везде быть своим, простым человеком. Он всегда старался помочь, особенно после застоя. Мне приходилось работать руководителем при трех главах региона, поэтому я это чувствую.
Проститься с Рахимовым приехали и многие высокопоставленные чиновники: Радий Хабиров, представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров, бывший президент Татарстана, ныне госсоветник, Минтимер Шаймиев и его преемник, действующий руководитель соседнего региона, Рустам Минниханов.
— Муртаза Губайдуллович был примером, отдал все силы, знания для развития республики. Я не так был близок, но с большим уважением всегда относился, — говорил тогда Минниханов.
Лично в Уфу тогда прибыл даже президент Владимир Путин.
— Республика под его руководством жила, восстанавливалась после известных трагических событий — развала Советского Союза — в течение почти 20 лет и добилась очень многого, — Владимир Путин выразил соболезнования близким Рахимова, руководству республики и всем жителям Башкирии.
Похоронили Бабая на Мусульманском кладбище в Уфе. Проводить Муртазу Губайдулловича в последний путь собрались тысячи людей со всей Башкирии. К месту погребения скорбящие принесли много венков и живых цветов. Во время похорон, как говорят очевидцы, было не протолкнуться.
Прибывший на похороны президент Владимир Путин предложил Хабирову увековечить память политического гиганта. Вариантов у властей было много, некоторые чиновники предлагали переименовывать улицы, школы и другие соцобъекты. В итоге переименовали лишь гимназию в селе Мраково и уфимскую гимназию № 3.
Глава Башкирии также поручил мэрии Уфы рассмотреть возможность переименования одной из улиц города, однако результатов это не принесло. Зато у администрации города и правительства есть и другие обязательства: в этом году они должны установить памятник, издать биографическую энциклопедию к 90-летию Рахимова (в 2024 году), собрать материалы о его деятельности и хранить их в Национальном музее РБ. Причем статую должны установить до 7 февраля 2024 года, когда первый президент отпраздновал бы 90-летие.
С местом для памятника определились лишь в конце лета прошлого года. Его установят напротив входа в здание Курултая в Парке Матросова (официальное название — Парк имени Ленина). В высоту скульптура будет составлять 3,9 метра.
— Я думаю, это памятник должен быть достаточно деловой, респектабельный, без картинного пафоса, а именно как руководителя в конкретный период. Может быть, душевный и официальный одновременно, — рассказал UFA1.RU автор монумента Шаймуратову Салават Щербаков.
Также власти Уфы собираются присвоить имя первого президента проспекту «Восточного выезда». Он будет достроен только в начале 2024 года. Пока что в честь Рахимова установили лишь один объект — памятник на Мусульманском кладбище. На это у властей ушло почти 10 месяцев со дня его смерти.
Подробнее о том, какой была эпоха Рахимова с точки зрения политики и экономики, мы ранее рассказывали в отдельной статье. Читайте также нашу подборку самых ярких цитат политика.