Криминал Политика Евгения Гурьева обвинили в махинациях с землей подробности «Пока я дышу, мы будем сопротивляться»: жена Евгения Гурьева рассказала об экс-министре и человеке

«Пока я дышу, мы будем сопротивляться»: жена Евгения Гурьева рассказала об экс-министре и человеке

С Оксаной Ивановой пообщался корреспондент UFA1.RU

Оксана Иванова считает, что у ее мужа Евгения Гурьева синдром отличника

Сейчас в Уфе под домашним арестом находится бывший министр земельных и имущественных отношений и заместитель премьер-министра Башкирии Евгений Гурьев. Будучи чиновником, Евгений Александрович редко общался со СМИ. Если он и комментировал какие-то министерские решения, то это были официальные публикации, а вот на критику в свой адрес он не отвечал — должность не позволяла. А теперь общаться с журналистами напрямую не позволяет статус обвиняемого под домашним арестом.

О Гурьеве-подследственном, Гурьеве-чиновнике (теперь уже бывшем) и Гурьеве-человеке, а также об уголовном деле против него корреспонденту UFA1.RU рассказала его жена Оксана Иванова.

Оксана Михайловна Иванова родилась 1 апреля 1971 года в Бирске. В 1994 году она окончила БГМИ, в 2008 году защитила докторскую по философии. Профессор, автор более 90 научных трудов. Научные исследования посвящены истории философии, философии войн, социально-философским проблемам здравоохранения.

Что известно о деле Гурьева


Евгений Гурьев был министром земельных и имущественных отношений Башкирии с 16 января 2014 по 20 октября 2018 года. C 26 ноября 2016-го совмещал работу с должностью заместителя премьер-министра правительства Башкирии.

Евгений Гурьев родился 21 сентября 1971 года в Бирске. В 1996 году окончил БГУ, специализация «правоведение», в 1999 году получил диплом Всероссийского заочного финансово-экономического института по специальности «финансы и кредит». В 2001 году защитил диссертацию в СПбГУ и получил степень кандидата юридических наук. В 1995 году пришел в банковскую структуру, работал юрисконсультом, а к 2004 году достиг должности вице-президента «Урало-Сибирского банка», после этого и до 2014 года работал на различных руководящих должностях в банковских структурах.

В 2014 году министр Евгений Гурьев отчитался о доходе в 12,2 миллиона рублей — эти деньги он получил, еще работая в банке. Будучи чиновником, Евгений Александрович входил в совет директоров «Башнефти» (2015, 2016 гг.). В отчете о доходах за 2017 год, опубликованном в 2018-м, Евгений Гурьев указал 3,645 миллиона рублей, квартиру на 121,5 квадрата и место на паркинге для BMW X5.

1 апреля 2019 года Гурьева задержали. На следующий день, 2 апреля, следком рассказал суть дела против Гурьева. 3 апреля бывшего чиновника отправили в СИЗО на 50 суток.

18 мая 2019 года суд пересмотрел меру пресечения, судья заменил СИЗО на домашний арест. 23 мая адвокат Гурьева Рената Гареева рассказала UFA1.RU позицию защиты: Евгений Гурьев невиновен. 19 июля домашний арест Евгению Гурьеву продлили, 24 июля его жена Оксана Иванова прокомментировала меру пресечения для UFA1.RU.

Узнать оперативно, на какой стадии сейчас находится расследование уголовного дела против бывшего министра и заместителя премьер-министра Башкирии, UFA1.RU не удалось. Редакция отправила запрос в республиканского управление СК России. Как только мы получим ответ, обязательно его опубликуем.

О деле Евгения Гурьева с позиции защиты рассказала его жена Оксана Иванова, опубликованный ниже текст — полностью с ее слов.

О Гурьеве-обвиняемом


— Есть два уголовных дела: по одному Гурьев обвиняемый, по второму — свидетель. В обоих случаях события начали развиваться еще до прихода Евгения Александровича на госслужбу. Обвинения выдвигают по земле около лимонария в Уфе — два участка были в аренде у СУ-10 с 2013 года. Недвижимость на этих участках была у них в собственности. У следствия по участку два вопроса: в чьей собственности находилась земля до продажи СУ-10 и почему стоимость продажи в два раза ниже кадастровой.

Отмечу, что конкурентные процедуры, на якобы нарушение которых указывает главный следователь Башкирии, на самом деле нарушены не были, так как первоочередное право на приобретение данных земельных участков принадлежало СУ-10, потому что на этой земле находилась недвижимость, им принадлежащая. Сама земля была в собственности республики, а не муниципалитета (как утверждает сторона обвинения). Это подтверждается документами 2006 года и судебным решением 2016 года. И ущерб не мог быть причинен, так как цена покупки вытекала не из субъективного мнения министра, а из соответствующего постановления правительства РБ.

Евгений Гурьев был министром земельных и имущественных отношений Башкирии с 16 января 2014 по 20 октября 2018 года

До 2006 года объекты недвижимости на тех земельных участках, о которых идет речь, находились в федеральной собственности. 29 декабря 2006 года на основании распоряжения территориального подразделения Росимущества объекты недвижимости и участки были переданы республике. Такая передача и особый порядок возникновения права собственности регулируется специальным законом (ФЗ-122 от 2004 года). Особенность в том, что данный закон связывает возникновение права собственности на объекты недвижимости и землю не с момента их регистрации в Росреестре (как для обычных сделок), а с момента утверждения акта приема-передачи. Этот акт был утвержден 29 декабря 2006 года. Значит, в 2015 году, Гурьев как министр, отвечающий за республиканскую недвижимость, был вправе подписать соответствующую сделку. В дальнейшем этим его действиям была дана оценка арбитражным судом, который отметил, что оснований для отказа у министерства не было.

На второй вопрос следствия (о цене продажи) отвечает постановление правительства Башкирии, где прописаны льготы при покупке. Случай с СУ-10 попадал под категорию, когда земельный участок продается за половину кадастровой стоимости. Это постановление действует до сих пор, его решили продлить уже новые власти. И льгота на продажу за 50 процентов от кадастровой стоимости подтверждена как на уже свершившиеся сделки, так и на будущие. Отсюда вопрос — какие вообще были основания для возбуждения уголовного дела, если в пользу Евгения Александровича — законы и решения суда, которые он добросовестно исполнял, будучи министром?

И даже если предположить, что земля была муниципальной, хотя это и не так, то деньги ведь все равно поступили в бюджет — в республиканский. В свой карман их Гурьев не положил и домой не принес. Так о каком ущербе может идти речь?

Гурьев просто попал под федеральный тренд

Он, как говорится, «сидел на имуществе» четыре года. А у нас принято считать, что за такое время человек в его положении просто не может ничего себе не взять. У нас как думают: возьми чиновника, который занимается экономикой, да посади его — не ошибешься. Но в нашем случае, то есть с Гурьевым, они промахнулись.

Те сделки были абсолютно законными, ничего, что противоречит нормам права, Евгений Александрович не совершал.

О Гурьеве-чиновнике


— До сих пор в республике работают по планам развития, которые разработал Евгений Александрович. Например, «Башавтотранс» и издательство Башкирии сейчас развивают по тем планам, которые утвердили комиссией еще под его председательством и согласовали с премьер-министром. С одним нюансом. Когда он был министром, ему сказали, что денег нет, пусть выкручивается, как хочет. А теперь республика все-таки начала инвестировать в предприятие.

Сделку по лимонарию он вспомнил с большим трудом. Это была обычная его текущая работа, ничего выдающегося. Никогда никакого вывода государственного имущества в чью-то пользу он не организовывал. У нас были обыски и не нашли вообще ничего. Все свои квартиры мы приобрели в ипотеку, в кредитах были с 1992-го до 2014-го — 22 года. А за время его госслужбы у нас никакой новой недвижимости не появилось. Единственное, что мы приобрели, — парковочное место. Но для его покупки не надо быть министром, его я и на свою зарплату купить могу.

Евгения Гурьева обвиняют в махинациях с землей

Я четверть века работаю в высшей школе, и все мои звания, все мои степени и должности получены объективно и самостоятельно, независимо от мужа. Я его помощи как чиновника никогда не просила и не приняла бы.

Одна из причин, почему Евгений Александрович оказался в той ситуации, в которой оказался, — это его ошибки в оценке людей. Они полагал, что работает с профессионалами. И еще он постоянно кому-то помогал: попасть на консультацию к лучшему врачу, устроить ребенка в элитную школу или внука в детсад. Он помогал получить «заслуженного» совершенно посторонним людям. Заслуживали они или нет — мне сложно сказать. Но если учесть, в какой ситуации оказался Евгений Александрович, то, наверное, не очень-то и заслуживали.

У нас по этому поводу были очень крупные разногласия. Как ни старайся, для всех хорошим не будешь, всегда останутся недовольные. Я считаю, именно из-за этого Гурьев и стал фигурантом уголовного дела. Мне сложно сказать, зачем он помогал каждому, кто просил. Но было у него в эти годы вот такое стремление.

Что Гурьев излишне доверяет людям, он сейчас и сам признает. Как и то, что он не умеет работать с журналистами. Когда начали появляться публикации против него, он не мог ответить.

Для чиновников его уровня был запрет на общение с любыми СМИ, кроме государственных

Сейчас я понимаю, что этот запрет был обоснованным — незачем министрам устраивать публичные разборки.

Я не хочу сказать, что уголовное дело завели благодаря публикациям в СМИ, но журналисты во многом тому способствовали. А сейчас я соглашаюсь на общение с журналистами отнюдь не из жажды славы. Я вынуждена это делать, вынуждена пользоваться любой возможностью донести правду до общественности.

О Гурьеве-человеке


— Из СИЗО Гурьев пришел со словами: «Прости меня за всё, ты была во всем права». Он признал, что я была права. Во-первых, в том, что не всем нужно доверять, это была общая ошибка. А, во-вторых, что не общался с прессой. Это была его функциональная ошибка.

Евгений Александрович никогда не умел делать подарки. Самый худший сюрприз он преподнес мне в этом году 1 апреля — в мой день рождения, когда его задержали. И потом 47 дней в одиночке. А по международным законам, если я не ошибаюсь, больше двух недель одиночки — это уже пытка. Как думаете, как будет чувствовать себя любой человек на его месте? Самочувствие его, скажем так, не идеальное.

Он что, убийца? Разве он совершил преступление против личности? Какие есть основания держать его столько времени взаперти? Он никому не угрожал, от следователей не сбегал, когда приглашали, — приходил и отвечал на все вопросы. Евгений Александрович сразу же дал следователю все объяснения, от дачи показаний ни разу не отказался.

Моя отдельная благодарность человеку, которого я даже не знаю, — Игорю Савельеву. В первые дни после задержания и ареста Гурьева, когда нам было совсем тяжело, Игорь ответил на вопросы журналистов в эфире местного радио. Он познакомился с Евгением Александровичем, когда брал у него интервью. На радио Игорь в общем-то достаточно точно высказался о нем. Это было как глоток свежего воздуха в душной комнате.

Слова Игоря Савельева можно найти в разделе «Блоги» на сайте «Эхо Москвы Уфа»: «Помню ощущение, что вундеркинд-экономист не очень понимает, чего его тянут в чиновники. А потом повышают… Я однажды брал у него большое интервью, так он всё время недоумевал. Вот и за решёткой у него недоумевающий вид. Мораль сей басни, конечно, не «не укради», потому что Гурьев, скорее всего, ничего не крал — это понятно всем, а «не соглашайся на их игры». Комплекс отличника подвёл человека».

У Евгения Александровича действительно сидром отличника, он действительно ранжировал людей по уровню профессионализма. По-моему, это одна из его глубинных ошибок.

Я была с ним несогласна

И Гурьев действительно везде отличник. В школьном аттестате у него только четыре четверки: по географии, биологии, алгебре и геометрии. Все остальные предметы — на отлично. Вуз он окончил с красным дипломом, был президентским стипендиатом. В декабре 2001 года блестяще защитил диссертацию на тему «Особенности правового регулирования использования векселя в сфере банковского кредитования» в Санкт-Петербургском университете (СПбГУ).

С 2007 года Гурьев работал на топовых должностях в бизнесе. У него вообще всегда была неплохая работа и хороший доход. Но вот с октября прошлого года Евгений Александрович нигде не работает и, соответственно, не зарабатывает. Сейчас семью тяну я одна. Я работаю в вузах. Вы представляете, сколько людей знают меня и мою семью? И почти все они думают, что Гурьев принес домой миллионы. А он принес только уголовное дело.

Да, наши старшие дети, сын и дочь, живут за пределами Башкирии, но в съемных квартирах. Мы хотели бы им помочь с жильем. Вместо этого сын сейчас с гипертонией, а дочь успела в больнице полежать. Младшие девочки-близняшки (им сейчас по 9 лет) дрались в школе за папу. Были у них, мягко говоря, небольшие конфликты. Младшие дети ходят в школу по микрорайону, она обычная, не элитная. Я просто пришла, показала прописку и записала девочек в первый класс.

Сейчас он под домашним арестом, ему нельзя пользоваться мобильником, интернетом. Гости, да и просто люди к нам сейчас не приходят, это запрещено судом. Хотя обычно у нас дверь всегда и для всех открыта. Во время последнего заседания суда по мере пресечения, когда продлили домашний арест, ему разрешили гулять по часу в день. А до этого половину лета и весь май просидел дома взаперти.

Думаю, за это время Гурьев поменял свои взгляды на жизнь и на людей. Конечно, он очень переживает, это естественно в его ситуации. Лишение свободы никогда и ни для кого не проходит бесследно. Но сейчас он рядом со мной, и пока это так, я буду за него бороться. Обвинения в его адрес не имеют ничего общего с реальностью. Они задевают честь моей семьи, честь моих детей, и пока я дышу — мы будем сопротивляться.

Если вам известны детали расследования, то присылайте сообщения, фотографии или видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101–84–78.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем