В Башкирии обсуждают убийство чиновницы из Белорецка от рук бывшего мужа — фермера Алика Махиянова. Ранее стало известно, что женщина неоднократно обращалась в полицию с заявлением на экс-супруга, но ее это не уберегло. Родственники погибшей возмущены: почему правоохранители не смогли своевременно помочь Махияновой? Сегодня, 16 августа, публикуем мнения экспертов — как можно было избежать трагедии.
Дина развелась с мужем всего пару месяцев назад, хотя до этого были женаты очень много лет, а познакомились, когда девушке было 16 лет. Уже тогда, по словам подруг, мужчина бил ее. После развода Дина неоднократно обращалась в полицию с заявлением о том, что экс-супруг преследует ее и угрожает расправой. Его поставили на учет как дебошира, но женщине это не помогло — Алик подкараулил бывшую жену возле дома и зарезал насмерть на глазах подруг. В МВД Башкирии рассказали, что сделали всё возможное, чтобы предотвратить трагедию, в соответствии с законом.
Уфимский адвокат Роман Петров скептически отнесся к заявлению правоохранителей. По его мнению, те пытаются «отмазаться».
— Сейчас, естественно, МВД пытается сделать вид, что не они виноваты в трагедии, но фактически именно бездействие со стороны местного отдела полиции и дало чувство безнаказанности преступнику. Несмотря на явные угрозы жизни, никаких реальных мер не было принято. А сейчас они пытаются оправдаться, что привлекали будущего убийцу к мелкому штрафу, думаю, его это только посмешило, — считает юрист.
По мнению Петрова, если действительно не было реакции от правоохранителей, то такие действия полицейских можно расценивать как сокрытие преступления, за что виновным может грозить лишение свободы.
— Грозит до шести лет лишения свободы должностному лицу, которое скрыло преступление, не внесло запись. Потому что это — должностное преступление. Как минимум, речь идет о халатности, а скорее всего, всё-таки это умышленное сокрытие преступления. Помимо закона о полиции, нарушен внутренний документ, — прокомментировал Роман Петров. — Чтобы защититься от такого, вы обязаны после подачи заявления просить талон, хотя они и так должны его выдавать. Называется талон КУСП. Это номер регистрации в журнал учета о преступлениях.
Роман Петров советует жертвам домашнего насилия как можно скорее оформлять развод с супругом, если тот представляет опасность, чтобы привлечь его к более серьезной ответственности.
— Потому что насилие, если они в браке состоят, оно декриминализировано. Уголовной ответственности не будет, только если это не тяжкие телесные, — пояснил юрист.
Замдиректора Республиканского ресурсного центра «Семья» Ангелина Девятерикова отмечает, что проблема с работой МВД по поводу жалоб на домашних тиранов не нова. По ее словам, в случае домашнего насилия полиция должна уведомлять об этом кризисный центр.
— Есть такой порядок информирования о фактах семейно-бытового насилия, он подписан между Министерством семьи, труда и соцзащиты и МВД Башкирии. Если в полицию поступило заявление о факте семейно-бытового насилия или дебоширства, то полиция, как только факт подтверждается, в течение 10 дней в наш кризисный центр должна направить информацию. По нашей статистике, таких сигналов очень мало. Мы редко получаем информацию от правоохранительных органов, — считает руководитель центра «Семья».
По словам специалиста, в случае домашнего насилия возникают трудности с возбуждением дела.
— Очень тяжело возбудить уголовное дело, связанное с насилием. Даже если женщина обращается к нам с сильнейшими побоями, мы отправляем ее на судмедэкспертизу, и очень тяжело даже со степенью средней тяжести возбудить уголовное дело. Как правило, это административка и штрафы. Даже 15 суток — редкость, — рассказывает Ангелина Сергеевна.
Жертвам домашнего насилия замдиректора кризисного центра советует в первую очередь переезжать и писать как можно больше заявлений в полицию, привлекать свидетелей.
Ранее в Госдуме пытались продвинуть законопроект о домашнем насилии, который ужесточал ответственность дебоширов, но его так и не приняли. Авторами инициативы выступали Оксана Пушкина и депутат Ирина Роднина. По мнению Пушикной, в случае принятия их проекта подобных трагедий можно было бы избежать.
— Я убеждена, что для комплексной профилактики домашнего насилия необходим именно специализированный закон. Профилактика важна своей целостностью, ее механизмы работают, когда полиция обучена и четко знает, как действовать. Все институты государства должны быть нацелены на помощь жертве, а не ее насильнику, — сообщила UFA1.RU экс-депутат.
«Государство должно послать однозначный сигнал тиранам: бытовое насилие — не «традиционная ценность», а преступление, за которым последует наказание»
Как рассказали в МВД Башкирии, ведомство привлекало убийцу за угрозы и разбитые окна в доме погибшей Дины Махияновой по статьям «Побои» и «Мелкое хулиганство». За эти статьи могут наказать тюремным сроком, однако мужчина находился на свободе.
— В феврале текущего года местный житель был поставлен на учет как семейный дебошир и регулярно проверялся по месту жительства участковым уполномоченным полиции, — рассказали в ведомстве.
Теперь, после убийства, к делу подключился следком Башкирии.
— В ходе расследования проверим, и будет понятно, имеются ли нарушения в их [полиции] действиях или нет, — прокомментировали в СК РБ.
Напомним, в России уже были похожие случаи убийств. Так, в Кемерово бывший возлюбленный Веры Пехтелевой убивал ее на протяжении восьми часов — соседи всё это время вызывали полицию, но никто не приехал. Оксану Левченко из Новосибирска на глазах у детей сутки убивал муж — на вызов тоже никто не приехал. В Омске произошла похожая ситуация — муж восемь часов убивал женщину из-за того, что та забыла покормить ребенка. Весь дом содрогался от криков, но полиция приехала недостаточно быстро, чтобы спасти ее.