СЕЙЧАС +21°С
Все новости
Все новости

Боденская трагедия: рассказываем, как в авиакатастрофе 20 лет назад погибли десятки людей с детьми из Башкирии

После нее работники авиации разработали новые правила, чтобы исключить ошибки диспетчеров

Большинство погибших похоронено в Уфе

Большинство погибших похоронено в Уфе

Поделиться

20 лет назад в ночь с 1 на 2 июля над Боденским озером произошла катастрофа — столкнулись пассажирский самолет Ту-154М «Башкирских авиалиний» с десятком детей на борту и грузовой Boeing 757 компании DHL. Все пассажиры и экипаж погибли. UFA1.RU вспоминает, как из-за рокового стечения обстоятельств случилась трагедия.

Пункт назначения

1 июля 2002 года из аэропорта Домодедово в Барселону вылетел Ту-154М. На борту находились 52 ребенка в сопровождении пяти взрослых. Дети летели на отдых, организованный за счет республиканского бюджета Комитетом по делам ЮНЕСКО. К несчастью, накануне группа опоздала на рейс. «Башкирские авиалинии» организовали дополнительный вылет, который и окончился трагедией.

На рейс попали еще восемь пассажиров, которые успели купить билеты на чартер. В тот же день немногим позже из итальянского города Бергамо в Барселону вылетел грузовой Boeing-757. Пути двух самолетов пересеклись на Боденским озером в Германии.

Хронологию событий удалось распутать в ходе кропотливого разбирательства. Немецкое бюро расследований авиационных происшествий (BFU) опубликовало отчет только спустя два года на двух языках: английском и немецком.

По данным бюро, авиадиспетчер слишком поздно заметил сближение двух самолетов — в последние секунды он дал пассажирскому судну команду снижаться, хотя система TCAS рекомендовала набирать высоту. По команде системы на снижение пошел самолет компании DHL. В итоге оба сбрасывали высоту и в результате столкнулись над городом Иберлинген. Обломки судов собирали в радиусе 30 километров. Чудом никто на земле не пострадал.

TCAS — система, которая уменьшает риск столкновения самолетов в воздухе. После трагедии над Боденским озером была разработана новая версия. Теперь рекомендации пилотам меняются в случае, если один из самолетов не выполнил требования TCAS.

Но все пассажиры и экипаж двух бортов погибли — это 71 человек, 52 из которых — дети (изначально сообщалось о 49 школьниках). Два пилота, единственные члены экипажа грузового борта, в последние секунды старались увести самолет от города.

Поиск виновных

Наутро 2 июля о трагедии рассказывали все крупные СМИ. Одни обвиняли российских пилотов, якобы те из-за незнания английского не поняли команды. Другие винили разработчиков TCAS в сбое системы.

Однако расследование доказало беспочвенность этих обвинений. В своем отчете BFU опубликовало причины катастрофы:

— В диспетчерском центре не заметили опасность своевременно, диспетчер дал пилотам Ту-154М команду на снижение в тот момент, когда ее выполнение уже не могло предотвратить столкновение с Boeing 757–200PF.

— Экипаж Ту-154М следовал инструкции диспетчера и снижался вопреки указанию системы TCAS.

Памятник погибшему

Памятник погибшему

Поделиться

Причины столкновения оказались следствием постоянных нарушений:

— Международные правила работы с системой TCAS не были стандартизированы во всех государствах, были неполными или отчасти противоречили национальным инструкциям.

В России команды диспетчера имеют приоритет перед командами системы TCAS, хотя международные стандарты обязывают ставить в приоритет рекомендации системы.

— Управление в диспетчерском центре не гарантировало присутствие всех сотрудников на рабочем месте в ночное время.

— Управление в диспетчерском центре годами допускало отсутствие второго диспетчера в то время суток, когда в зоне ответственности был низкий трафик.

Это значит, что руководство швейцарской компанией Skyguide, которая координировала воздушные суда, закрывало глаза на то, что в ночное время работал только один диспетчер, когда по регламенту их должно быть два. Петеру Нильсену пришлось работать одновременно за двумя терминалами. Из-за этого он не услышал сообщение о сближении двух бортов. Кроме того, не работала обычная телефонная связь и дублирующая. Немецкий диспетчер не смог сообщить об этом Нильсену, хотя 11 раз пытался это сделать.

Мемориал на Южном кладбище Уфы

Мемориал на Южном кладбище Уфы

Поделиться

Трагедия привела к тому, что для работников авиации разработали новые правила. Как установили эксперты, главными факторами трагедии послужили нехватка диспетчеров, неразбериха с рекомендациями системы TCAS и внезапное отключение радара. Подробнее об этом читайте в разборе UFA1.RU с диспетчером и пилотом.

Условный срок, штраф и новые рекомендации


Через четыре года после трагедии начался суд над восемью сотрудниками компании Skyguide. Трое получили условный срок, одного обязали выплатить штраф в 11,2 тысячи долларов, четверо других были оправданы.

Диспетчер Петер Нильсен был убит в 2004 году Виталием Калоевым, жена и двое детей которого погибли в авиакатастрофе. В 2005 году мужчину посадили в тюрьму, однако досрочно выпустили спустя два года. По мотивам этой истории был снят фильм с Дмитрием Нагиевым в главной роли.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ11
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter