15 января 2021 года будет ровно год, как в доме № 16 на улице Пекинской в Уфе прогремел взрыв. Как выяснилось, в одной из квартир взорвалась газовая труба. Взрывная волна разнесла стену — она упала на женщину и придавила мальчика из соседней коммунальной квартиры. К счастью, соседка отделалась ушибами, а вот ее сыну кирпичная перегородка сломала ногу. Жилец квартиры, где произошел взрыв, вскоре скончался в больнице. 12 человек остались без жилья, кто-то до сих пор скитается по родственникам. Тогда прокуратура начала проверку, а следком возбудил уголовное дело. Поначалу часть разрушенного дома хотели восстановить, однако в апреле 2020 года было принято решение полностью его снести. Но до дела так и не дошло. Журналист портала UFA1.RU отправился на место, чтобы узнать, как живут люди в доме, который в любой момент может рухнуть.
«Страдаем, только от этого никакого толку»
Люда живет в 4-м подъезде дома № 16. 15 января 2020 года она помнит отчетливо: когда произошел взрыв, она была у себя в квартире. Сначала она услышала громкий хлопок, потом почувствовала вибрацию — словно дом заходил ходуном. Люда выбежала на улицу, а там уже стояла толпа перепуганных жильцов, оставшихся без крыши над головой. Долго стоять было холодно — в тот день термометр показывал -7 градусов, и когда все службы разъехались, Люда вернулась домой. Какое-то время после взрыва в доме не было газа, воды и света, но к вечеру всё подключили.
Сначала городские власти обещали разрушенный подъезд восстановить, для этих целей даже собирались выделить 5,7 миллиона рублей, в апреле прокуратура потребовала признать дом аварийным и снести, однако спустя почти год так ничего и не произошло. Как говорит Людмила, сносить дом на Пекинской никто не собирается.
— Страдаем, только от этого никакого толку. За этот год ничего вообще не применяли. Никто не звонил. Вначале нам говорили, что нас поставят на очередь, а первый [разрушенный] подъезд расселят, но и этого не случилось, — говорит Люда.
Поддержала Людмилу и пенсионерка со второго этажа по имени Клавдия, которая, увидев корреспондента, подключилась к разговору. По словам Клавдии, 26 ноября кому-то из соседей позвонили из администрации и предложили рассмотреть варианты переселения.
— Предложили варианты жилья в Шакше и в Затоне, они собираются расселять, но когда — неизвестно. Жилец из 12-й квартиры съездил вчера посмотреть [жилье] в Шакшу, у него здесь квартира 41 квадратный метр, а там ему дают почти 50. А нам пока сообщения не поступало, и телефоны в администрации заняты — не дозвониться, — рассказала Клавдия.
Подошла к журналисту и Екатерина, ее квартира находится на первом этаже в третьем подъезде дома на Пекинской. Как рассказала Екатерина, в руинах первого подъезда поселились бродяги и не так давно устроили там пожар. Несколько человек обгорели, их увезли на скорой, огонь потушили. И только после этого инцидента окна заколотили и дверь первого подъезда опечатали.
— У второго подъезда с первым общая стена, после взрыва межкомнатная стена стала уличной, в этих квартирах холодно. На крыше второго этажа во втором подъезде соседи жалуются на трещины в потолке, — говорит Екатерина.
Не слышала ничего про расселение и старшая по дому Людмила Ивановна, из мэрии ей никто не звонил.
— Лично мне никто ничего не предлагал. На сегодняшний день я знаю, что программа по расселению не подписана, — говорит она.
«Я осталась в одной сорочке на улице без всего»
Анфиса, на которую после взрыва упала стена, рассказала, что отказалась от больницы только потому, что пострадал и ее сын и получил перелом ноги. Хотя тогда у нее подскочило давление и она чудом осталась жива, отделалась лишь мелкими царапинами.
— Стена упала на меня углом, поэтому я и выжила, но кусок отлетел на ногу моему сыну, — вспоминает Анфиса.
На первых порах после взрыва оставшимся без квартир людям мэрия предлагала временное жилье. Но перебраться туда согласились немногие.
— Мы не пошли во временное жилье. Во-первых, оно находилось в сторону поселка Тимашево, а это далеко от остановки, и на тот момент мой ребенок еще учился в школе и занимался спортом допоздна. Во-вторых, я сама бы не успела добраться с работы на общественном транспорте. Сейчас мы до сих пор живем у родственников, — говорит Анфиса. — После того, как мы отказались, нам предложили временное жилье на проспекте Октября, но там голые стены, ни кровати, ничего. А я осталась год назад на улице в одной сорочке без всего.
Анфисе насчет расселения тоже никаких звонков не поступало. В конце концов она позвонила в мэрию сама и услышала в ответ: «Значит вашего номера у нас не было», хотя после взрыва, по словам женщины, номера их телефонов переписали все спецслужбы, какие только можно.
Что говорят в следкоме и в администрации
По факту взрыва газа в жилом доме на Пекинской, 16 следком возбудил уголовное дело, сейчас оно всё еще расследуется.
— Мы не комментируем ход и результаты расследования дела, поскольку это противоречит интересам следствия и может нарушить права, свободы и законные интересы участников уголовного судопроизводства, что недопустимо в соответствии со ст. 161 УПК РФ, — рассказали в пресс-службе следкома Башкирии.
По словам представителей администрации города, разработанный проект Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на ближайшие два года сейчас проходит этап согласования.
— В этот проект вошел и дом № 16 по улице Пекинской. После подписания этой программы начнется ее реализация, — рассказал представитель пресс-службы мэрии.
Также в ведомстве подчеркнули, что после случившегося инцидента жителям дома было предложено временно заселиться в Центр размещения пострадавших управления гражданской защиты Уфы (всем тем, кто в этом нуждался). Однако не все согласились (письменные отказы имеются). На данный момент с Пекинской, 16 там проживают три человека.
Согласно данным портала «Реформа ЖКХ», дом № 16 на Пекинской введен в эксплуатацию в 1953 году и аварийным до сих пор не признан.
Все материалы о ЧП в доме на Пекинской можно прочитать тут.