Решением суда скандально известный пансионат «Моя семья», который обвиняли в издевах над стариками, сегодня, 23 октября, прекратил свою деятельность. В связи с этим с раннего утра у здания уже стояли судебные приставы, медики и представители Минтруда Башкирии. Последней каплей в деле стала смерть одного из 20 постояльцев, который вместе с товарищем по комнате пытался сбежать — спускался из окна со второго этажа по связанным простыням. Следком возбудил еще одно уголовное дело, а директор учреждения до последнего хранит молчание. Следить за состоянием и отправкой пожилых людей в другие учреждения министр здравоохранения региона Максим Забелин отправил своего зама, который курирует акушерство.
Журналист UFA1.RU находился на месте и выяснил, чем годами кормили пенсионеров, кто их бил, в каких условиях они жили и что говорят жители соседних домов о нашумевшем пансионате для стариков. Родственники пенсионеров, как выяснилось, не знали о происходящем и теперь бьют тревогу, потому что их никто не поставил в известность. Читайте обо всем подробнее в нашем репортаже.
«Дыш
ать невозможно»
Подъехать к пансионату «Моя семья» в поселке 8 Марта сегодня, 23 октября, нам не удалось. На месте уже работали судебные приставы — перекрыли въезд на территорию сигнальной лентой. В 9 утра уже начался процесс, в ожидании которого у здания скопились десятки сотрудников различных ведомств. Внутрь пробраться нам не удалось, ибо там находились медики в противочумных костюмах и другие работники, которые заполонили весь жилой второй этаж. На первом этаже располагалась лишь входная группа и два гаража для хранения различной утвари — их нам удалось разглядеть днем ранее.
По словам представителя исполнительной системы, она уже побывала внутри, вот только поспешила скорее выйти.
— Там стоит очень плохой запах, дышать невозможно. Представляете, там люди лежат на поролоне, покрытом простыней, и всё. Сейчас там много народу, врачи берут анализы у пенсионеров, и сейчас их начнут отсюда вывозить, — рассказала представитель ведомства.
О том, что происходит в стенах пансионата, хотели узнать не только мы, но и читатели UFA1.RU. И многочисленные комиссии, созданные различными контролирующими органами республики, которые организовали там проверки. Правда, депутаты Госсобрания-Курултая не нашли явных нарушений в деятельности организации, но отметили, что условия для жизни там «на уровне хостела». Омбудсмен по правам человека увидел некоторые проблемы, но заявил, что для подобных мест нужна нормативная база. В противном случае инциденты будут повторяться бесконечно.
Прогулка в ад
Пока все ждали начала действий, мы прошлись по округе. То место, откуда пытались сбежать два постояльца пансионата, уже прикрыли громадной будкой, оставили лишь узенький проход. Пролезть всё же удалось: территория частного учреждения, задуманная для старости в радость, оказалась в очень плачевном состоянии. И это несмотря на то, что в месяц родственники платят за содержание 30 тысяч рублей. Забора нет, ходи — не хочу: развалившийся старенький туалет, одинокий сломанный велосипед, стульчик и прочие дачные «прелести». В глаза бросилась веревка с одеждой для просушки. Всё по старинке. Задаешься вопросом: неужто за 30 тысяч рублей в месяц за каждого постояльца нельзя было приобрести стиральную машинку с функцией сушки?
Окна в здании закрыты, ручек, как выяснилось, с внутренней стороны нет. Некоторые старики-постояльцы проживали там в состоянии деменции — это слабоумие, приобретенное с годами. Под окном на втором этаже, откуда спускались по простыне два старика, проложена бетонная тропинка. На нее и упал 81-летний дедушка, получив сотрясение мозга и перелом шейки бедра. Травмы оказались слишком тяжелыми для ослабленного возрастом организма, и мужчина скончался на следующий день в больнице. Его товарищ тоже пострадал при побеге, но в госпитализации не нуждался.
Вчера пенсионеры стояли у окон и затуманенным взором смотрели нам в глаза, словно желая рассказать о своей тоске и желании вернуться домой к близким. Особенно было грустно смотреть на старичка, который хотел нам что-то сказать и каждые 10 минут переодевался в новую кофту. Но окно без ручек, как ни пытасля, он открыть не смог.
Руководство шло на бой
Как ни отрицал руководитель пансионата «Моя семья» обвинения в ненадлежащем содержании постояльцев, правда всё же всплыла. Всё это время, пока на территории пансионата работали комиссии и журналисты, Александр Васильев без конца курил, разговаривая с кем-то по телефону. Отвечать на наши вопросы он категорически отказывался, огрызался и гнал нас с территории.
— Идите отсюда, вы мешаете исполнительным действиям, — всё время твердил в наш адрес мужчина.
Сколько за ним ни бегай, а ответов на самые главные вопросы «Как вы это допустили?», «Почему люди бежали из этого дома?», «Вам не стыдно?» как не было, так и нет. В какой-то момент мне показалось, что Васильев пойдет на нас с кулаками, но ограничился мольбами к приставам убрать журналистов от здания. Сотрудники ведомства пошли ему навстречу и перекрыли обзор входной группы своими автомобилями. Таким образом директор скрылся за могучие спины судебных приставов и не выходил оттуда до последнего. Сбегал только за пятью пачками сигарет к своему товарищу по «бизнесу». «Моя семья» оказалась вовсе не семьей, а адским местом для жизни пожилых людей.
Кормили картошкой и хлебом
В один момент к пансионату подъехали два автомобиля — солидные кроссоверы. Вышедший из салона мужчина забрал пожилую мать: ее вывели под ручку администратор пансионата, которая вчера била о нас дверь, и сотрудники ФССП в погонах. Сегодня эта дама не казалось такой воинственной и агрессивной, скорее была поникшей, но всё же не теряла боевой дух.
Милая бабушка, лет 80 с хвостиком, едва держалась на ногах и выглядела довольно слабо. Она была тепло одета. Как утверждали сотрудники пансионата, постояльцев выводили погулять на улицу, посидеть за столиком на стульчиках. Однако местные жители утверждают, что ни разу не видели такой картины у стен здания.
— Да, пластмассовые позорные стулья и столы стоят тут постоянно, как в дешевых забегаловках. Вот только ни разу не видел, чтобы они появлялись тут, хотя я живу вот здесь, — показывает на свой дом рядышком с этим коттеджем Алексей. — Вижу только время от времени эту женщину, которая руководит там всем, светленькая такая, она ходит в магазин и покупает хлеб да картошку. И так постоянно. Особо не приглядывался, конечно, к продуктам, но там было всего мало и без излишеств.
Завели уголовное дело за побои и пытки
Как рассказал источник UFA1.RU, близкий к следствию в отношении пансионата «Моя семья», за эти недели в деле появился еще один фигурант.
— На сиделку данного пансионата завели уголовное дело за избиения и пытки, — уточнил собеседник издания. — По нашей информации, директор был в курсе происходящего, но не пресекал это. Позже она была уволена с работы.
В Следственном комитете эту информацию оперативно не прокомментировали, но и не опровергли.
«Нам всё нравилось»
Нам удалось связаться с родственниками пенсионеров, которые не один год проживали в частном пансионате «Моя семья». Они утверждают, что их родственников насильно вывезли сегодня из учреждения, не уведомив никого из близких. Многие из опекунов стариков живут в других городах и странах. По словам Олеси (имя изменено. — Прим. ред.), теперь ее 89-летнего дедушку отправили в госпансионат, где его будут «пичкать транквилизаторами и галоперидолом».
— На решения приставов дается 15 дней, но тут сутки — и насильственное выселение в государственный пансионат. Родственники и постояльцы категорически против. Нарушаются права человека. Родственникам даже не дали их забрать, максимум выделили полчаса. Нам всё нравилось, перед тем как размещать родственников, мы объехали все пансионаты Уфы, и, поверьте мне, этот — самый лучший и самый чистый из них, — рассказывает девушка. — И то, что они делали, — огромное дело, спасибо им, так как наши нервы не выдерживали смотреть за нашими старыми родственниками, которые являются неадекватными, а в госпансионате нет мест и в два раза дороже. И вообще в госпансионате, когда мы туда зашли, пришли в ужас: там стоит вонь и все больные, грязные, памперсы не меняются, их не моют и не подстригают, а кормят когда придется, так как там одна сиделка на 50 человек.
Олеся добавила, что не верит в скандал с данным пансионатом. Что касается побега 81-летнего пенсионера, который скончался после падения, внучка постояльца отметила, что он был неадекватным и постоянно хотел куда-то бежать.
— Он же и из дома всегда убегал, и полиция его искала, у него синдром такой, это деменция. А произошло это из-за этого всего, так как сиделки многие испугались. Следком это знает и проводил расследование. Вы думаете, там здоровые люди лежат и рай на земле? Это долгожители, многим из них за 85 лет, очень старые и больные, — уточнила девушка.
Куратор с акушерским уклоном
Перед развозом пенсионеров проверили медики: у них взяли анализы на коронавирус, провели кое-какие медпроцедуры и отправили делать флюорографию, чтобы исключить наличие туберкулеза. Одну пенсионерку на реанимобиле увезли в городскую больницу, поскольку она была в тяжелом состоянии. Об этом заявил замминистра здравоохранения Башкирии Игорь Засядкин, которого отправили следить за процессом маршрутизации стариков. Кстати говоря, чиновник курирует направление акушерства и родовспоможения в ведомстве.
— Она находится в паллиативном состоянии — это неизлечимая болезнь, многогранная. Проявляется по-разному, более серьезно мы ее обследуем в больнице, — уточнил Засядкин.
Паллиативные больные — это пациенты, страдающие тяжелыми болезнями. Помощь не заключается в лечении болезни. Цель паллиативных (то есть поддерживающих) мероприятий — борьба с симптомами. В некоторых случаях только так можно повысить качество жизни человека.
К слову, эту бабушку еле-еле погрузили в автомобиль скорой помощи, прибегнув к помощи рабочих, которые трудились неподалеку от пансионата. Мужчины зашли внутрь и вынесли пенсионерку на улицу. От увиденного они были в шоке.
— Она лежала на полу голая, ее одели. Там крутились медики. Мы ее положили на тканевые носилки и просто спустили вниз, — уточнил мужчина, косившись на директора пансионата, который сверлил его взглядом. — Рядом стояли страшные кровати.
Судьбу директора пансионата для пенсионеров и инвалидов «Моя семья», что находится в поселке 8 Марта под Уфой, теперь решит суд и прокуратура. Ведомство начало проверку, следователи возбудили уголовные дела. Сейчас учреждение лишь приостановило свою деятельность до устранения всех нарушений и дожидается судебного заседания, на котором всё решится окончательно. За последний месяц в пансионате умерли три человека, читайте подробнее здесь.