В Башкирии чиновники, похоже, всерьез озаботились вопросами экологии. Крайними оказались не промышленные предприятия и даже не курильщики, а рядовые автомобилисты. В ближайшее время власти республики планируют сделать воздух в городах хоть немного чище – и заодно слегка усложнить жизнь водителям.
Инициативу поправок в региональный Экологический кодекс озвучили члены комитета Госсобрания-Курултая РБ по аграрным вопросам и природопользованию. Парламентарии ссылаются на то, что «выбросы в атмосферу от работы автомобильного транспорта представляют значительную опасность для здоровья населения». По оценкам чиновников, автомобильные выхлопы в регионе могут достигать до 80% от общего количества вредных выбросов.
На чем основана эта оценка – неизвестно. Для сравнения, в официальном рейтинге Росстата сказано, что уфимский автотранспорт обеспечивает около трети всех загрязняющих веществ в атмосфере. Интересно, что в этом отчете столица Башкирии заняла 13 место среди городов с наиболее грязным воздухом.
Конечно, автомобильных выхлопов сегодня слишком много. Но помогут ли предлагаемые запреты сделать воздух чище – сомнительно. В частности, республиканские чиновники предлагают сделать акцент на автотранспортные предприятия. В соответствии с законопроектом, владельцев автопарков могут обязать обустраивать на своей территории специальные санитарно-защитные зоны, вывозить мусор и активнее внедрять новые технологии, которые помогут снизить вредное воздействие на окружающую среду.
Помимо этого, парламентарии планируют запретить автомобилистам мыть машины в необорудованных местах, а также заниматься регулировкой систем машин в жилых зонах и на территориях школ, медицинских учреждений и в точках массового отдыха. Под запрет попадет и стоянка с включенными двигателями в подобных местах.
Вероятнее всего, новые стандарты коснутся и простых автолюбителей. Что грозит нарушителям пока еще неподписанного закона – в настоящее время неизвестно. Также неясно, кто именно будет следить за соблюдением порядка.
Отметим, что на сегодняшний день за порядком в тех же дворах должны следить полицейские: распределение полномочий между ведомствами МВД доходит до того, что даже парковка на тротуарах находится в компетенции участковых, в то время как простые гаишники не имеют права наказать автохама. Впрочем, никто еще не отменял воинственно настроенных местных жителей: многие горожане жалуются, что им и без машин нечем дышать.
«Мне посчастливилось жить на первом этаже, и все пространство перед окнами всегда занято машинами, – рассказывает уфимка Лилия. – Неоднократно просила водителей парковаться в другом месте. Отвечают, что больше негде. Хорошо, говорю, ставьте тогда машины носом к окнам – вся эта вонь идет в квартиру. Все равно продолжают парковаться по-старому».
По статистике, на сегодняшний день только в Уфе насчитывается более 400 000 автомобилей – и это без учета тысяч транзитных фур, которые ежедневно проезжают по улицам города. Однако чиновники предпочитают бороться за свежий воздух законодательными запретами: потоки автомобилей по-прежнему никак не ограничиваются, объездные магистрали строятся вялыми темпами, а о необходимости развития экологического транспорта вспоминают все реже и реже.