Уфимских автомобилистов ждут проблемы: в ГИБДД изменился порядок оформления ДТП. Вместе с этим у страховых компаний добавились поводы для отказа в выплате компенсаций по ОСАГО.
Как сообщают федеральные СМИ, новый порядок оформления справок о дорожно-транспортных происшествиях вступил в силу 1 апреля. Он определен регламентом, который разработан Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД РФ – «Методическими рекомендациями по оформлению и выдаче справки о дорожно-транспортном происшествии». Согласно документу, инспекторам ДПС теперь рекомендуется не ставить на справки печати подразделения ГИБДД. Кроме того, сотрудник ДПС теперь не указывает в справке то, что у автомобиля, попавшего в ДТП, могут быть скрытые повреждения.
«Страховая компания при расчете компенсации не должна основываться на данных сотрудника ГИБДД. Есть оценщики, которые при детальном осмотре поврежденного автомобиля выявляют, какие повреждения машина получила в этом ДТП, а какие были в наличии а раньше. Однако случаи, когда страховщики занижают компенсации, ссылаясь на то, что в справке не указаны данные о наличии скрытых повреждений, имеют место быть в некоторых компаниях», – комментирует первый заместитель генерального директора ЗАО «Поволжский страховой альянс» Григорий Беньковский.
Гораздо больше споров у страховщиков вызывает первый пункт рекомендаций. «Согласно рекомендациям, сотрудник ГИБДД не должен ставить никаких печатей, кроме угловой печати, которая уже есть на бланках. Этот пункт не должен вызывать вопросов у страховых компаний. Согласно регламенту, справка об оформлении ДТП должна выдаваться участникам аварии на месте. А откуда у каждого сотрудника ГИБДД с собой круглая печать подразделения? Поэтому достаточно угловой печати», – говорит Вадим Кобер. Такую же точку зрения высказали и в главном управлении ГИБДД РФ. «На этот документ печать не требуется, он не процессуального характера», – заявил журналистам замначальника Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кузин.
Тем не менее. у правозащитников уже появились сомнения в том, что все страховые компании будут принимать справки с одной только угловой печатью. Да, и сами страховщики считают, что новая рекомендация может повлечь за собой массовые случаи поддельных справок о ДТП.
«На самом деле, маловероятно, что участник ДТП получит отказ в выплате именно из-за того, что нет печати, – считает Григорий Беньковский. – Но здесь не стоит вопрос о том, что страховщик может усомниться в подлинности справки. Ведь если на то пошло, страховая компания всегда может запросить в ГИБДД подтверждение – было ли такое ДТП. Здесь нас смущает другой вопрос: насколько законно то, что внутренние документы ведомства, а рекомендации ГИБДД по сути являются таковыми, могут влиять на взаимодействие внешних структур. Нас интересует, имеем ли мы право по закону компенсировать ущерб, нанесенный автомобилю в аварии, основываясь на справке без печати? А вдруг это является нарушением законодательства? Сейчас мы выясняем этот вопрос».
В любом случае, сейчас эксперты склоняются к мнению, что недовольство страховщиков есть не что иное как сговор, в результате которого компании могут сократить свои расходы, отказывая водителям в выплате. «Отсутствие печати на бланке справки о ДТП не является основанием для отказа в выплате страхового возмещения. Однако при таком порядке могут возникнуть сложности с определением подлинности справки. После обобщения правоприменительной практики РСА сможет сделать выводы о том, насколько данное изменение может повлиять на процесс урегулирования убытков», – сообщает специалист отдела по связям с общественностью и СМИ Российского союза автостраховщиков (РСА) Валерия Ряховская.