Программа утилизации, начавшаяся полтора месяца назад и рассчитанная до ноября, может быть продлена. Несмотря на ограниченную сумму, выделенную на реализацию программы, (денег хватит только на компенсации 200 тысячам автовладельцев), уже сейчас в Минпромторге начинают анализировать предварительные итоги федеральной программы и не исключают, что постараются выделить дополнительные средства на ее реализацию.
Из запланированных 200 тысяч сертификатов уже выделено около 73 тысяч свидетельств об утилизации. Обзавестись новыми машинами по акции удалось лишь 25 тысячам автомобилистов. Глава Минпромторга Виктор Христенко, рассказывая в одном из интервью о промежуточных итогах, отметил: «Динамика очень хорошая, очень высокий уровень спроса на такую поддержку для автопрома».
В том, что новые автомобили взамен старых достались лишь трети заявителей, эксперты видят несколько причин. Покупатели винят во всем дилеров, дилеры, в свою очередь, – покупателей. Дело в том, что автопроизводители не сумели сразу обеспечить резко возросший спрос на самые дешевые модели. Хоть АвтоВАЗ и подкорректировал планы производства на 2010 год, добавив к нему около 60 тысяч автомобилей, раньше середины мая покупатели их получить не смогут. Во-вторых, покупатели зачастую оттягивают покупку, либо подолгу выбирая модель, либо впопыхах собирают недостающие деньги. В-третьих, дилерские центры в большинстве случаев расположены в крупных городах, в то время как немало потенциальных участников программы проживает далеко от столиц регионов. В любом случае, отмечают в Минпромторге, программа утилизации сейчас действует в порядке эксперимента. Законопроект, который окончательно наведет порядок в этой сфере, еще находится в стадии разработки. Чиновники обещают представить концепцию утилизации автостарья в ближайшие месяцы.
«Эксперимент поможет нам создать всю правовую, техническую инфраструктуру для процесса стимулирования и приобретения новых машин и для утилизации старых. И я надеюсь, что он послужит очень хорошим катализатором естественного спроса на автомобильном рынке», – говорит глава ведомства Виктор Христенко.
200 тысяч старых машин в масштабах страны – как капля в море. От Калининграда до Владивостока на сегодняшний день насчитывается более 15 миллионов автомобилей, подходящих под требования программы. В Башкирии немногим менее половины авто старше десяти лет. Это означает, что теоретически один отдельно взятый регион может полностью выполнить план по утилизации.
И тем не менее, 15 миллионов – слишком оптимистичная цифра. Вычтем из нее ржавые кузова, гниющие в каждом втором дворе, но до сих пор стоящие на учете в ГИБДД. Отбросим грузовики – их тоже в утиль по федеральной программе не принимают. Забудем про владельцев подержанных иномарок, цена которых как минимум вдвое превышает 50 тысяч. Ну и, в конце концов, в масштабах страны в любом случае наберется несколько тысяч редких и эксклюзивных ретромобилей. По самым смелым подсчетам, от 15 миллионов останется всего пять. О том же думают и в Минпромторге – ободренные успехами чиновники, вероятнее всего, найдут способ продолжить поддержку автопрома за счет сбора автохлама.