Самому проходимому внедорожнику России – «УАЗ-469» исполнилось 35 лет.
Этот автомобиль разрабатывался для нужд армии и по заказу Министерства обороны СССР и был запущен в производство без остановки конвейера 15 декабря 1972 года. Безостановочный переход на новую модель в отечественной автомобильной индустрии был редким явлением.
Конструкция «УАЗ-469» была воплощением революционных преобразований: складывающийся брезентовый тент и откидывающееся на капот ветровое стекло делали машину легко маскируемой. Двери кузова были сделаны так, что вполне подходили и для машин с жестким металлическим верхом, а их верхние половинки легко демонтировались.
УАЗ-469 знаменит своими победами и достижениями. В августе 1974 года он покорил Приэльбрусье, поднявшись своим ходом на высоту 4200 м над уровнем моря. Так он продемонстрировал свой талант на скороподъемность и способность работать на больших высотах. Тем самым УАЗ-469 стал единственным автомобилем в мире, прошедшим такой опасный маршрут без посторонней помощи.
УАЗ-469 не раз приносил своим экипажам победы на спортивных трассах. С 1965 года автозаводские спортсмены постоянно участвуют во всех крупных соревнованиях по автокроссу и практически всегда добиваются успеха.
За три десятилетия было выпущено 1,8 миллиона автомобилей, которые экспортировались в 80 стран мира. В 80-х годах XX века начался процесс модернизации ульяновских автомобилей, который повлек за собой изменение индексации моделей. Так, привычно звучащие «УАЗ-469» и «УАЗ-469Б» уже в мае 1985 года стали именоваться «УАЗ-31512» и «УАЗ-3151». На смену семейству модельному ряду «УАЗ-3151» пришел UAZ Hunter, который производится на конвейере с 2003 года. В 2007 году УАЗ выпустил модель Hunter Classic, которая внешне очень напоминает легендарного собрата «УАЗ-469».
По словам представителя отдела продаж уфимского дилера УАЗ: «Продажи автомобиля Hunter Classic стабильны, его берут в основном охотники и рыболовы. Спрос на автомобиль вырос после установки гидроусилителя и корейской коробки передач. Также была расширена линейка двигателей, к двум инжекторным бензиновым добавился дизельный мотор. Но в целом, комфорт и безопасность изменились незначительно».
Автовладельцы отзываются об уазике со смешанными чувствами: хвалят проходимость, живучесть подвески, ремонтопригодность, но комфорт и звукоизоляция не дотягивают даже до легковых изделий других российских производителей. А расход топлива на старых машинах достигает 20 литров на сотню километров пробега, при этом скоростной барьер «уазика» максимум 100 км/ч. Из импортных аналогов, продающихся в России и способных сравниться с уазиком по проходимости, можно приобрести только Land Rover Defender и Jeep Wrangler, также имеющих «армейское» прошлое.
В 2000 году Ульяновский автозавод перешел под контроль ОАО «Северсталь», мощной компании, которая позаботилась о сохранении и модернизации производства. Отсюда немудрено сделать простой вывод, что классический уазик ближайшие годы не покинет ульяновский конвейер, ибо две основные проблемы России пока нерешаемы – как минимум, в плане дорог.