Здоровье Квота на милосердие: Верховный суд Башкирии защитил права парализованной молодой матери

Квота на милосердие: Верховный суд Башкирии защитил права парализованной молодой матери

Динаре Рахимовой назначат помощника по уходу после жалобы Путину и обращения в суд

Уфимка Динара Рахимова переживает одно потрясение за другим и пытается не сдаваться

Апелляционная коллегия Верховного суда Башкирии частично удовлетворила иск прокуратуры, поданный в пользу Динары Рахимовой. Надзорное ведомство требовало признать незаконным бездействие регионального Минтруда и Республиканского центра социального обслуживания населения (РЦСОН), не обеспечивших инвалида первой группы Динару Рахимову помощником по уходу (или сиделкой, как именовали таких специалистов ранее).

Суд не стал наказывать министерство и РЦСОН, но призвал к ответу Центр обслуживания населения «Бэхет» и обязал его помочь истице. Этот процесс может стать очень важным прецедентом и примером того, как инвалиды могут защитить свои права. Подробности — на UFA1.RU.

Чужая беда

Динаре Рахимовой 34 года. Девять лет из них она прикована к кровати, не может ходить без посторонней поддержки. Таковы последствия травм, которые она получила во время пожара 9 мая 2015 года в общежитии на Молодежном бульваре, 8. В тот день погибли мама Динары, журналистка Альмира Каримова, и полуторагодовалая дочка Амилия. Сама девушка стала инвалидом первой группы. Мы подробно писали о Динаре ранее.

В пожаре погибли мама и дочь Динары

— Я очень хочу жить, я буду бороться за жизнь, — говорила Динара во всех интервью, которые у нее брали журналисты в первый год после трагедии. И жизнь постоянно подбрасывала ей ситуации, справиться с которыми не всегда под силу даже здоровому человеку.

Для чего нужен помощник по уходу?

Разумеется, инвалиды нуждаются в посторонней помощи, поскольку не могут сами себя обслуживать. Движения, которые легко выполняет здоровый человек, им не под силу. Обычно обязанности по уходу за ними либо берут на себя родственники, либо нанимают сиделку. Однако самые родные и близкие люди Динары погибли, более дальняя родня не захотела обременять себя заботами о ней. Все эти годы она в основном жила одна, надеясь только на помощь навещавших ее подруг или соседей. Но у всех свои семьи, так что заботиться о Динаре постоянно они не могут.

6 лет назад она познакомилась с парнем, за которого вышла замуж по мусульманскому обычаю, родила сына. К сожалению, семейная жизнь не сложилась. Ребенок растет в семье отца, его периодически привозят в гости к маме. Динара перечисляет родителям мужа большую часть своей пенсии на воспитание сына. Сама же живет одна.

В последние пару лет самочувствие Динары ухудшилось, и она решила попросить сиделку, от услуг которой раньше отказывалась, потому что надеялась, что сможет ходить.

Иногда ей приходится проводить в одиночестве целую неделю. Порой без еды, на одной лишь воде, поскольку до кухни самостоятельно парализованная женщина добраться не может. Уже продолжительное время ее мучает пневмония с температурой и приступами сильного кашля, однако полноценно лечиться возможности нет из-за отсутствия средств. Даже вызвать врача на дом — не самая простая задача для инвалида, который плохо себя чувствует.

Пригласить сиделку по коммерческим ценам Динара не в состоянии (сегодня расценки на такие услуги в Уфе колеблются от 150 до 250 рублей в час).

Мама и маленькая Амилия были самыми близкими людьми Динары

Органы соцзащиты решить эту проблему ей не помогли, ссылаясь на отсутствие кадров. В лучшем случает ей советовали найти родственника или другого человека, который возьмет на себя эти обязанности.

Неизвестно, сколько еще продлилась бы волокита с поиском помощника, если бы Динара не решилась обратиться к президенту России Владимиру Путину.

— Это оказался единственный способ заявить о том, что мне нужна помощь и получить всё-таки реальный результат. Мне было трудно переступить психологический барьер. Понимала, что меня будут за глаза называть кляузницей, и по этой причине могут даже после жалобы отказывать в помощи. Но с другой стороны, что я теряла? Вопрос стоял так: либо я умру одна в своей комнатке без лекарств, без еды и без медицинской помощи, либо добьюсь, чтобы чиновники всё-таки обратили на меня внимание, — поясняет девушка.

Борьба за выживание

Эффект от первого обращения к Путину оказался недостаточным. Практически все инстанции, которым из администрации главы государства поручили разобрать жалобу Рахимовой, отправили в Москву отписки, что проблема решена (копии этих писем-рапортов у Динары есть). Но на деле ничего не изменилось.

У нее дома побывали несколько делегаций, которые признали девушку-инвалида нуждающейся в помощи. Но ее предлагали только за деньги — около трех тысяч в месяц за то, что дважды в неделю к ней будет приходить социальный работник, покупать продукты или лекарства, выполнять ту или иную работу по дому (за исключением гигиенических процедур).

— Но заказать продукты или лекарства я могла и сама, а помыть пол могли мои подружки. Пусть нерегулярно, но худо или бедно эти проблемы решались. А вот помочь мне помыться, довести меня до туалета, согреть чай, приготовить горячую пищу, помочь мне переодеться, поменять постельное белье — с этим сложнее. Вот для этого мне и нужен помощник, которого нет, — делится проблемой Динара.

Как должно быть по закону?

В рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в стране выстраивается система долговременного ухода, благодаря которой пожилые люди и инвалиды могут проживать в современных пансионатах или же получать помощь на дому.

Под долговременным уходом подразумевается прежде всего наличие постоянного помощника, который приходит к немощному человеку, чтобы искупать его, переодеть, поменять постельное белье, приготовить пищу, вынести мусор, купить продукты и лекарства. Чаще всего таковыми становятся члены семьи: супруги, дети, внуки и прочие близкие родственники или знакомые. Когда их нет, помощника могут назначить социальные службы.

С 2022 года правительством поставлена цель распространить систему долговременного ухода на все субъекты РФ. Пилотный проект по организации системы долговременного ухода, по задумке разработчиков, помогает обкатать механизм назначения помощников по уходу, чтобы потом подкорректировать его и уже закрепить на законодательном уровне рабочую схему.

При этом пилотный проект главным образом преследовал цель оказать материальную поддержку родственникам тяжелобольных пациентов, которые для ухода за ними вынуждены бросить работу. Этим людям государство готово выплачивать небольшую зарплату примерно на уровне прожиточного минимума.

Конечно, неизбежно возникает вопрос: что же делать инвалидам, у которых нет родственников или друзей, готовых за ними ухаживать? Вероятно, в таких случаях к делу должны подключаться волонтеры.

Поняв, что дело с мертвой точки не сдвигается, Динара Рахимова отправила в электронную приемную президента повторное обращение и заявила, что башкирские чиновники вводят главу государства в заблуждение, сообщая ему, что проблема решена. На сей раз эффект превзошел ожидания.

У Динары дома снова побывали несколько делегаций из разных ведомств. Ее наконец-то положили в больницу. Предпринималась также попытка решить проблему помощника по уходу.

Рахимову познакомили с пожилой женщиной, которая пробовалась стажером. Но на этом хорошие новости закончились.

Девушка выжила, но теперь не может самостоятельно ходить

— Вместо того, чтобы что-то сделать по дому, она садилась ко мне на кровать и начинала рассказывать о своей жизни. Когда я попросила ее проводить меня до туалета, она меня уронила. После этого я попросила ее не приходить больше. Позднее мне сказали, что якобы она сама отказалась ко мне ходить, потому что у меня плохой характер и я заставляла ее много работать. Ну да Бог ей судья, — вспоминает Динара.

Она попыталась найти себе сиделку самостоятельно. Представители центра обслуживания населения «Именлек», которые на тот момент занимались поиском помощника по уходу для Рахимовой, заверили, что смогут трудоустроить такого человека, если он найдется. Существовало два обязательных условия: кандидат в помощники должен официально нигде не работать и пройти специальное обучение, получив сертификат.

К сожалению, одна женщина, которую нашла Динара, оказалась хронической алкоголичкой, а вторая — сожительницей наркомана. Больше она никого искать не стала и таким образом всё вернулось на круги своя.

Суд да дело

Прокуратура подала иск к Минтруда РБ в пользу Динары Рахимовой в начале текущего года. Надзорное ведомство требовало обеспечить ее помощником по уходу на дому. Однако Динара узнала об этом только в августе, когда получила через «Госуслуги» сообщение из Верховного суда РБ.

Оказалось, что первое рассмотрение иска в Кировском суде Уфы закончилось отказом в удовлетворении. Из решения суда, опубликованного на сайте ведомства, стало понятно, что представители социальных служб убедили судью: Рахимова обеспечена всей необходимой помощью, включая бесплатные услуги.

В решении суда первой инстанции отражено, как ответчики убеждали судью, что Рахимова обеспечена помощью в полном объеме

Прокуратура подала апелляционную жалобу. Судья Верховного суда РБ Ильдар Гадиев проявил принципиальность и решил предоставить Динаре возможность выразить свою позицию хотя бы письменно. Этот момент стал поворотным в ходе судебного процесса.

На сей раз представители Минтруда, РЦСОН, Центров социального обслуживания населения «Бэхет» и «Именлек» в суде уже не настаивали, что предоставили Динаре все нужные услуги. Вместо этого в качестве аргумента в свою пользу они заявили, что срок признания Рахимовой нуждающейся в уходе истек за две недели до судебного заседания. По их мнению, по этой причине они были неподсудны.

Однако судья Ильдар Гадиев с такой постановкой вопроса не согласился, тем более что иск был подан прокуратурой более полугода назад, когда все документы еще действовали. Судья поручил представителям РЦСОН снова встретиться с Рахимовой, оформить все необходимые документы для признания ее нуждающейся в помощи и снова попытаться решить ее проблему.

Помимо этого, было принято решение начать рассмотрение по правилу первой инстанции в Верховном суде, поскольку Динара не была извещена надлежащим образом о заседании в Кировском райсуде и не могла принять в нем участие по этой причине.

За несколько дней до нового заседания, назначенного на 3 октября, Динара всё-таки подписала договор с центром «Бэхет». На сей раз визиты помощника два раза в неделю ей пообещали обеспечить за 912 рублей в месяц. А вот поиски помощника по долговременному уходу так и не увенчались успехом.

— Сложилось впечатление, что они были готовы оформить ко мне в помощники кого угодно, лишь бы отчитаться. В разговоре перебрали всех моих знакомых и немногочисленных родственников. Предложили даже оформить помощником мать бывшего мужа, с которой мы очень редко общаемся. Но потом отказались от этой идеи, когда выяснилось, что ей больше 60 лет и у нее больные ноги, — рассказала Динара корреспонденту UFA1.RU.

«Именем Российской Федерации…»

Перед началом судебного заседания в коридоре Верховного суда, чиновники бурно обсуждали, почему, с их точки зрения, суд должен отклонить иск прокуратуры. Присутствия журналиста они словно не замечали, критикуя между собой, в частности, и ранее опубликованную статью UFA1.RU — мол, почему в ней написано, что государство обязано предоставить помощника Рахимовой, если это лишь пилотный проект, пока он только обкатывается и федеральным законодательством никак не регулируется. Директор центра «Бэхет» Айгуль Насырова, в свою очередь, сокрушалась, что у нее не хватает сотрудников.

Примерно в таком же ключе строились их выступления и во время процесса. В качестве последнего аргумента в свою пользу выступавшие ссылались на федеральную квоту, настаивая, что оформить помощника сверх нее они не могут.

Представители Минтруда сообщили, что, по официальным данным, в Башкирии сегодня нуждаются в помощнике по уходу 38,5 тыс. человек. А квота по пилотному проекту поступила только для 800 из них. Дополнительно были выделены средства на оплату труда помощников по уходу за 44 ранеными участниками СВО.

— Рахимова у нас в листе ожидания первая стоит в очереди. Вся Уфа уже знает, что ей нужен помощник. Как только появится свободный сотрудник, мы его тут же к ней отправим, — заверяли они судебную коллегию.

Представитель РЦСОН сообщил, что недавно скончался один из подопечных, помощник которого был оформлен по квоте. По его словам, специалисты сразу же вспомнили про Динару.

— Помощником у умершего подопечного был его родственник, он не захотел ухаживать за посторонним человеком. А другого специалиста, готового ухаживать за Рахимовой, у нас не оказалось. Чтобы не терять время, мы оформили следующего человека из листа ожидания, у которого были в порядке документы, его помощник прошел обучение и имеет сертификат, — пояснил Марат Латыпов, представлявший РЦСОН.

Тут судья припомнил участникам процесса их же собственные слова о том, что они готовы в любой момент трудоустроить помощника для Рахимовой, как только он найдется. Кстати, на предыдущем заседании суда ответчики о квоте почти не вспоминали. Они сообщили, что готовы назначить Динаре помощника, но не сделали этого до сих пор, потому что не хватает специалистов, а те, которые есть, якобы отказываются с ней работать.

— Мы уже выяснили, что причина не в квоте и у вас есть возможность назначить для Рахимовой помощника. Значит ли это, что всё упирается только в отсутствие специалиста? — уточнил на сей раз председатель судейской коллеги.

— Если мы трудоустроим человека сверх квоты, это уже будет нецелевое использование средств, нас потом та же самая прокуратура проверит и накажет! — пытались возражать ответчики, но их слова на судью впечатление не произвели.

В итоге суд признал, что Минтруд и РЦСОН выполнили-таки свои обязанности по поиску помощника по уходу для Рахимовой, а вот центр «Бэхет» обязан предоставить для нее такого специалиста. Решение вступило в законную силу сразу после его вынесения.

Если в ближайшее время помощник у Динары не появится, к процессу подключатся приставы, которые проконтролируют выполнение решения суда. UFA1.RU продолжает следить за развитием событий.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
«Не люблю нытиков»: вахтовик с зарплатой 300 тысяч ответил тем, кто жалуется на свой доход
Анонимное мнение
Мнение
Вернулись в школу — подцепили корь и ветрянку. Вирусолог ответил, ждать ли вспышек «детских» болезней осенью и как себя защитить
Анонимное мнение
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
Убрать Дарвина, или Родительское собрание как форма пытки
Лебедев Денис
Руководитель отдела "Бизнес"
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления