На фоне пандемии больницы Уфы не только испытывают проблемы с обслуживанием пациентов, но и с созданием условий для своих коллег-медиков. Об этом рассказала сотрудница станции скорой медицинской помощи Тамара Прига. Она раскрыла картину условий, в которых вынуждены пребывать сотрудники скорой помощи в больнице №8 города Уфы. По словам Тамары, на протяжении всей пандемии они после облачения в СИЗы выходили в «чистую» зону через свалку, а когда пожаловались на нарушение санитарных норм, их отправили переодеваться в уборную «красной зоны» в больнице.
«Свалка в приемном покое»
Как разъясняли в начале пандемии медики, больницы, работающие с ковидными больными, разделили на две зоны: «грязную», или «красную», и «чистую». «Грязная» — для пациентов с коронавирусом, «чистая» — для медиков. Между «чистой» и «грязной» зонами должен быть шлюз, где врачи снимают СИЗ и проходят обработку. Причем следует организовать помещение так, что если открыта дверь на вход в шлюз, то дверь на выход из него в« чистую» зону открываться не должна. Меры эти приняли для того, чтобы исключить движение воздуха между помещениями и распространение коронавирусной инфекции.
Как рассказывает Тамара, проблемы в больнице начались с наступлением пандемии, когда лечебное учреждение перепрофилировали под ковид-госпиталь. Для сотрудников скорой помощи, со слов Тамары, организовали зону дезинфекции, куда медики приходили сменить защитный костюм, в котором они контактировали с пациентом при доставке в больницу, на чистый СИЗ. Как говорит Тамара, путь к месту смены защитного костюма лежал через холл. До пандемии пациенты там встречались с родней, а на время ковида его оборудовали для складирования мусора, вещей инфицированных и скончавшихся пациентов и передач для больных. Возможно, считает Тамара, все это складывалось для дальнейшей утилизации, но явно это должно было быть организованно как-то по другому.
— Проблема [с проходом через свалку мусора] в больнице № 8 началась как только стационар перепрофилировали в ковид-госпиталь. Мы высказали претензии руководству станции скорой помощи, они связались с администрацией стационара больницы, и там поставили кварцевые лампы. И сказали, что этими лампами все будет обеззараживаться, — говорит Тамара. — Но лампы это не выход из ситуации. Мы продолжали жаловаться, на что нам сказали: «Ребят, извините, нас только что перепрофилировали, и пока создать условия возможности нет, но мы все это сделаем попозже».
Затем Тамара обратила внимание, что в больнице действительно начались строительные работы.
«Кормили завтраками»
Сотрудники скорой, по словам Тамары, на протяжении полугода ходили через «обеззараженный мусор» и терпеливо ждали, когда же закончится ремонт и руководство больницы обеспечит их раздевалкой. Но время шло, терпение медиков к концу лета подошло к концу, и они снова начали требовать обеспечить их раздевалкой, которая соответствовала бы санитарным нормам.
— Самое удивительное, что все это время проходили проверки в стационарах больницы. Куда смотрел Роспотребнадзор, я, честно, не знаю, ведь это их зона ответственности, — негодует Тамара. — Я не могу сказать, были ли проверки совместно с Минздравом или нет, но точно могу сказать, что Роспотребнадзор обязан все время проверять перепрофилированные стационары и элементарно соблюдение законодательства. Также соблюдение эпидемиологических норм это и обязанность работодателя, тем более это медицинское учреждение обязано соблюдать все нормы по недопущению распространения инфекции.
В конце августа одна из коллег Тамары, по ее словам, вновь обратилась к непосредственному руководству станции скорой помощи с вопросом — сколько это уже может продолжаться?
— Каждый раз нам говорили: «Подождите, идет ремонт». Мы видели, что, действительно, ведутся какие-то строительные работы, готовился какой-то выход, но потом выяснилось, что это делали вход для приема пациентов на КТ, — рассказывает Тамара. — Опять-таки это было не для нас. Затем моя коллега обратилась к нашему начмеду и пожаловалась, что это уже за гранью понимания. Мы должны выходить в «чистую» зону, как во всех стационарах в принципе и устроено, но почему в больнице № 8 вот такая неприятная ситуация?
По словам Тамары, руководство продолжило кормить медработников «завтраками». Для того чтобы как-то сдвинуть дело с мертвой точки, бригады скорой, которые оказывались в этой больнице, снимали антисанитарные условия в больнице на фото и видео.
«Раздевалка в действующем туалете»
В конце ноября терпение Тамары лопнуло: она сняла интерьер холла в больнице на видео.
— Я отправила видео своему руководству и руководству больницы и предупредила, что, если ничего не изменится, я буду обращаться в Роспотребнадзор и отправлю этот ролик им. Если окажется, что они [Роспотребнадзор] были не в курсе происходящего, быть может, вдруг их не водили на задний двор, где везде висят таблички: «Для снятия СИЗ скорой помощи» с указателями, тогда стоит задать им вопрос: почему не приходили, не смотрели, в каком состоянии это все, — говорит Тамара. — Передача моего ролика руководству возымела действие — через 3 дня, когда мы заступали на смену, столкнулись с изменениями, в холле все убрали. Теперь нас отправили менять СИЗ через другой вход, который является приемным покоем «красной» зоны. Для того чтобы проходить дезинфекцию и менять защитный костюм, нам больница выделила «раздевалку» в туалете приемного покоя.
Как пояснила Тамара, уборная в приемном покое является единственной для тех, кого привезли на госпитализацию в «красную» зону, и пациент не может покинуть ее и бегать в поисках другой уборной по больнице, так как это будет нарушением санитарных норм. Как рассказала Тамара, желающих попасть в туалет они пока не ловили, но факт остается фактом.
Как говорит Тамара, импровизированный гардероб вновь нарушает эпиднормы: врачи скорой помощи, надев чистый костюм, проходят через помещение грязной зоны, где находятся пациенты в ожидании госпитализации. И получается, что чистый костюм сразу становится непригодным для работы и поездка в нем на вызов к пациенту является нарушением санитарных требований.
«Ржавые полки, унитаз и отсутствие дезсредств»
Коллега Тамары сняла на видео импровизированную раздевалку в уборной. Сама Тамара рассказала корреспонденту UFA1.RU о ее устройстве.
— Общий вход для пациентов и для эпидбригад, он же и выход. Написано: «Включи кварц», включаем кварц — он не работает. По сути это туалет для пациентов, здесь эпидбригада должна раздеться. Дезраствор отсутствует, борной кислоты нет, ничего нет. То есть мы, раздевшись, сняв костюм для работы с ковид-инфекцией, выходим назад, через грязную зону. Туда же, откуда и вошли. Здесь ходят и пациенты, и работники скорой помощи. Пульт, предназначенный для обработки, в неисправном состоянии, как обрабатываться — непонятно, — рассказывает женщина.
«Натуральное издевательство»
Ситуацию в больнице № 8 взял на контроль координатор профсоюзной организации медиков «Действие» Антон Орлов.
— Мы опубликовали эти видеоролики лишь потому, что руководство ГКБ №8, по нашему мнению, не обеспечивает соблюдение санитарно-эпидемиологических нормативов для посетителей больницы и для сотрудников эпидбригад скорой помощи. Перенос места для снятия СИЗ в туалет для посетителей — это натуральное издевательство: во-первых, потому, что сотрудники скорой помощи должны 15–20 минут дышать этим дезинфекционным раствором до снятия СИЗ в этом маленьком помещении, а во-вторых, потому, что после снятия СИЗ идет непосредственный контакт с посетителями больницы. В условиях пандемии такие грубейшие нарушения санитарных норм мы считаем неприемлемыми и требуем решить эту проблему, — говорит Орлов.
Ответ Минздрава
Руководитель пресс-службы Минздрава Башкирии Софья Алешина рассказала журналисту UFA1.RU о том, что на данный момент руководство городской больницы № 8 приняло меры и организовало другое помещение для раздевалки.
— Видела данные видео. Первое помещение с проходом через холл больницы, где переодевались сотрудники, имеет отдельный вход и выход, и было согласовано с Роспотребнадзором. Все всё видели и знали, какой участок был ранее отдан под раздевалку. На летний период данное решение было оптимальным, и все было нормально. С приходом зимы, так как сотрудники были вынуждены ходить до машин скорой помощи через улицу, и по просьбе самих фельдшеров их перевели временно в более близкое помещение. На тот момент для них уже готовили другое помещение для дезинфекции. Вчера вечером (в среду. — Прим. ред.) для них было организовано другое место захода и выхода, которое также согласовано с Роспотребнадзором. Пока он немного проходит через «красную» зону, но им делают другой шлюз. В целом этот вопрос раньше решался и продолжает решаться сейчас. На обращения фельдшеров заместитель главного врача по медицинской части Александр Степанов старался принять меры. Хочется также отметить, что здание больницы достаточно старое, и поэтому вопрос перепрофилирования больницы решается сложнее, чем, к примеру, в новой инфекционной больнице в Зубово, где все изначально спроектировано с соблюдение санитарно-эпидемиологических норм. В целом руководство больницы старается идти навстречу сотрудникам и организовывать решения проблем. По ситуации с раздевалками оно (решение) уже в принципе действует, и скоро проблема будет решена окончательно, — сообщила Софья.
Ответ руководства больницы № 8
Журналист UFA1.RU направил запрос в городскую клиническую больницу № 8, а потом дозвонился до заместителя главврача больницы. Услышав, с кем предстоит иметь дело, медик бросил трубку и больше не откликался на звонки. Мы надеемся, что замруководителя всё же выйдет с нами на связь и даст комментарии по сложившейся ситуации.
Также мы отправили письменный запрос в региональный Роспотребнадзор — на устный в ведомстве оперативно отвечать не стали. Как только мы получим ответы, обязательно их опубликуем.
Ответ станции скорой помощи
Ситуацию прокомментировала заместитель главного врача по клинико-экспертной работе республиканской станции скорой медицинской помощи Елена Джикаева.
— Действительно, да, к нам обращалась Тамара и реаниматолог с письменными заявлениями неоднократно. Мы обращались к главному врачу больницы № 8 и лично общались, и проверяющих отправляли, и письма писали. По поводу нарушений он пишет: «Все устранено». По ситуации раздевалки в туалете по факту я не знаю, как там сейчас. У нас оперативно ежедневно меры принимаются, Министерство здравоохранения в курсе, всё под контролем, — сообщила Елена.
В начале ноября уфимцы сообщали о том, что вынуждены ожидать своей очереди на КТ в данной больнице в очереди на улице в холод. Позже ситуацию прокомментировал заместитель главного врача, сообщив, что очереди возникают из-за пациентов, которые приходят чуть раньше, чем записаны на исследование. Позднее «Башавтотранс» выделил для ожидающих своей очереди НЕФАЗ.