Сегодня Юля расскажет о том, как меняются круг общения и интересы будущей мамы. На второй план отходят шопинг, мода, работа, секс... На смену посиделкам с незамужними подружками приходят разговоры с более зрелыми, опытными женщинами, мамами «со стажем». Как отметили в нашей редакции, меняется и сама Юля, из веселой открытой девушки она становится «заматерелой» беременной, мамой-волчицей, готовой бороться за свои права и благополучие будущего ребенка.
Почему-то принято считать, что с беременными можно разговаривать только на определенные темы. В нашем материале – топ-десятка «дежурных» вопросов, которые будущая мама слышит по нескольку раз на дню. Вопросы эти в большинстве своем вполне невинные, но чтобы отвечать на них каждый день раз по двадцать, нужно ангельское терпение. Кстати, ответы можно найти на страницах дневника.
Июнь 2012 года
С беременностью круг моего общения кардинально изменился. Начну с того, что на пути мне попадаются одни беременные. Раньше я такого количества девушек в состоянии «счастливого ожидания» не замечала в городе. Теперь что ни встречный-поперечный, то беременный. Конечно, очень многих своих «коллег» по этому делу я встречаю в больнице. На мягких креслах клиники «Здоровые люди» я встретила ни одну будущую маму, которые, как и я, предпочли компетентные услуги. Сюда они приходят по самым разным вопросам – сделать УЗИ, сдать анализы, пройти обследование или узнать новые подробности о течении своей беременности. Достаточно встретиться с девушкой взглядом, улыбнуться и произнести «пароль»: «А у вас какой срок?», как вы уже закадычные подруги. Кстати, в этих коридорах я видела только счастливых мамочек.
Пляски у жертвенного алтаря
Но встречаются разные. Одна моя коллега, малыш которой младше моего на пару месяцев, очень тяжело переносит беременность. Несмотря на то, что прибавление в семействе долгожданное и запланированное, Инна, кажется, уже устала от этой «святой участи». ОРВИ на раннем сроке, тяжелая форма токсикоза – по 5-6 раз в день, то тонус матки, то кровотечения. Когда я с ней общаюсь, очень тяжело делиться своими радостями, неловко за «свою легкую беременность», за радость и позитив. Сразу понимаешь, какая это тяжелая миссия – выносить ребенка, подарить миру еще одну жизнь. Это в первую очередь жертва, которую приносит каждая из нас, отказываясь буквально от всего, к чему привыкли раньше. У нас теперь новая мантра: «Диета, режим, сохранность». Те, кто не рожал, или уже не помнит, как это делается, конечно, сколько угодно могут кричать о том, что родить ребенка – ноль проблем. Просто это наше поколение такое избалованное и брезгливое, что без жалобы и шагу не ступим. Но мой врач говорит, что еще ни разу за всю свою практику не видела ни одной легкой беременности. Незаметно для себя и остальных рожают только те, у кого ребенок нежеланный. Те же девушки, которые любят и ждут своих малышей, очень волнуются за каждое отклонение от нормы, обрывают телефоны среди ночи, приходят вне записи, много жалуются. Потому что им не все равно, что происходит внутри, как их еще нерождённое чадо реагирует на внешний негатив, как его и твой организмы сосуществуют вместе (а тут, оказывается, столько сюрпризов, например, если у мамы и ребенка разные резус-факторы крови). Только те, кому все равно или кто тупо не понимает важности этого девятимесячного процесса, могут продолжать прыгать с парашюта, хлестать в подворотне пиво, курить, ширяться, толкаться в час пик в общественном транспорте… В общем, продолжать игнорировать свое женскую сущность и факт своей «особенности». Возможно, конечно, такие дамочки выиграют джек-пот и родят здоровых малышей, которых со временем полюбят. Но еще одна моя подруга Оксана, счастливая мама полуторагодовалой дочки, утверждает, что ничто не проходит бесследно для ребенка. Ее двоюродная сестра во время обоих своих беременностей курила как паровоз, и теперь ее дети значительно отстают в умственном развитии. Ее трехлетний сын разговаривает хуже, чем Оксанкина дочка, которая младше его в два раза. А старший сын в свои восемь лет до сих пор не может выучить буквы…
Мы в теме
Думаю, вы уже поняли, что в жизни беременной все меняется – и круг общения, и темы. Меня уже мало интересуют мода, секс, путешествия, звездные страсти и кулинарные изыски. Меня интересует здоровье и дети. А значит, книги и люди, готовые поделиться нужными советами и бесценным опытом. Небеременные и тем более незамужние подруги, как это ни прискорбно, отходят на второй план. Нет времени с ними тусить, бегать по магазинам и ставить на себе опыты в только что открывшихся салонах и кафе. Да и желания. Приоритеты поменялись. Мне уже неинтересно слушать их, а им еще очень рано – меня. Мы продолжаем общаться и встречаться, но это случается уже гораздо реже. Правда, у меня есть две закадычные, самые лучшие подруги, которые просто заразились моим счастьем от материнства и обещали мне «пузатую новость» к моменту, когда я рожу! Элина и Лиана, я поймала вас на слове! Зато я теперь больше общаюсь с подругами, которые имеют своих деток и готовы поделиться секретами, знают, какой роддом лучше, и чего лучше не делать в моем состоянии. Жена двоюродного брата Гузель очень много и подробно рассказывает мне о воде. О питании беременных летом и вообще о наших маленьких секретах. Ее крошке скоро год, а значит, воспоминания самые свежие. Как в принципе и у других молодых мам в моем окружении. О поведении с врачами и наших юридических правах мы общаемся с двоюродной сестрой мужа, тоже Гузель. С подругой по вузу Региной разговариваем на тему витаминов и платных родов. Со школьной подругой Гульнарой – об УЗИ и генах. С Настей – о шевелениях плода, а Сабиной – о предстоящем воспитании. И в голове постепенно выстраивается некая система, которая как мясо нарастает на скелет прописанной нам мантры: «Диета, режим, сохранность». Непонятное становится явным, очевидным и обыденным.
Вопросы, которые бесят
Поэтому так удивляют и уже откровенно раздражают другие друзья и знакомые. Потому что они, как клоны или запрограммированные роботы, спрашивают одно и тоже. Ощущение, что хочется что-то сказать, заметить или отметить, а интеллекта не хватает. Иногда хочется ответы на все их очевидные вопросы вышить на майке и ходить только в ней. Итак, люди, меня бесит (уверена, что не одну меня), когда вы говорите: На солененькое не тянет? Кого ждете? Имя уже выбрали? Когда срок рожать? Ты все еще работаешь? Тебе надо есть за двоих! А это тебе можно? Трудно? Боишься рожать? И мужской: А как же ты теперь без секса? Гран-при в этом списке у самого идиотского вопроса: «А вы ребенка планировали?» – и его вариации. Сразу хочется послать человека туда, откуда он еще не скоро вернется. Ребенок – это благословение Бога! Это чудо. Это не покупка машины, которую можно запланировать или взять в кредит. Ребята, это другая материя! Говорить такое так же кощунственно, как и «заводить семью» и «строить отношения». Ребенка мы ждали, ждем. Мы его очень хотим. И уже очень-очень любим.
Компетентное мнение
Психолог, гештальт-терапевт Руслан Хамитов:
«Как рассказывает сама Юлия, в процессе беременности действительно многое меняется в поведении, интересах, отношениях, мыслях. Женщина концентрирует основную часть всех своих биологических и психических ресурсов на наиболее приоритетной (на данном этапе жизни) своей задаче – вынашивании здорового ребенка. При этом эта концентрация создает значительный барьер восприятия между ней и «другими», не причастными к ее положению людьми. Но поскольку жизнь идет своим чередом, взаимоотношения с этими «другими» тоже регулярно случаются. И преодоление этого барьера между ней и другими может сопровождаться значительными сложностями как с одной, так и с другой стороны.
Юле сейчас мало интересно то, что интересно ее небеременным знакомым, а они понятия не имеют об ее состоянии и интересах. Тут бы и признаться себе в своей растерянности и непонимании, как обходиться с беременной. Но вместо этого мы, небеременные, чаще всего, по разным причинам, начинаем изображать понимание и пытаться делать вид, как будто в наших с ней отношениях ничего не поменялось. Тут мы демонстрируем разные стереотипы и догадки на основании услышанных где-то когда-то историй. Эти стереотипы, как мы видим в статье, оказывают нам «медвежью услугу» и еще больше отдаляют нас от беременной в наших с ней отношениях.
Юлии в таких ситуациях может помочь осознание, что большая часть того, что ей говорят в таких случаях, не столько относится к ней, сколько является выражением собственных тревог и установок говорящего.
А тем, у кого есть знакомые беременные, прежде всего нужно осознать собственные переживания в общении с ними, быть искренними перед самим собой и не проецировать свои страхи на беременную. Так же не помешает помнить, что женщинам в этот период, конечно, важна поддержка и забота, но беременность – это совсем не болезнь, и не нужно относится к будущим мамам, как к больным».
To be continued...
Как верно заметила Юля, легкой беременности не бывает. Как бы гладко все ни проходило, проблемы со здоровьем есть практически у каждой будущей мамы. Не обошли они стороной и Юлю. Следующая страничка дневника – про отеки, которые стали для Юли серьезной причиной для беспокойства.
Фото: Фотография из личного архива Юлии ХАЛЛИУЛИНОЙ