Уже три года на окраине города Уфы существует арт-пространство ПТУлей. Оно даёт возможность инвалидам заниматься творчеством и общаться с людьми. Курируют проект две подруги — Снежана Янгильдина и Татьяна Хлёсткина. О том, почему они решили заняться благотворительностью, что означает название «ПТУлей», а самое главное, что за проблемы «дышат им в лоб» сегодня — в материале UFA1.RU.
«Мы призываем людей не сидеть в своих норах»
На улице Карима Хакимова, среди черниковских хрущевок находится четырехэтажное здание бывшего ПТУ-2. В далеком 1937 году ребят здесь обучали ремесленному труду, спустя почти целый век двери училища по-прежнему открыты. Только вот фасад здания теперь рушится, а приходят сюда ученики, которые после 18-летия в большинстве случаев обделены вниманием — люди с ограниченными возможностями.
Кто-то из них слеп, кто-то с трудом передвигается, не может долго что-то держать в руках. Вещи, которые нам даются с легкостью, им не под силу. В «Улье» они учатся простым радостям жизни, которым когда-то учились мы: простому человеческому общению с миром и с самими с собой.
Под присмотром Татьяны и Снежаны они бесплатно лепят из глины на гончарном круге, занимаются музыкой, плетут авоськи, делают всё то, что им по силам. Внутри здания все напоминает об СССР — высокие потолки, много книг (настолько много, что они наклеены на стену), старое фортепиано, печатная машинка на столе. Контрастирует с этим кухня с попкорн-машиной и маленький мусоросортировочный цех.
Помимо инвалидов, двери мастерских открыты и для пенсионеров, которые приходят в «Улей» и находят применение всему, даже старому зеркалу с помойки и историческому креслу. Они обшивают их кусками изношенных временем джинсов.
В школе гончарного мастерства «Особый круг» инвалиды лепят мыльницы, кружки, тарелки, которые можно приобрести. Помимо этого, любой может прийти на мастер-класс школы и за символическую плату вместе с Татьяной и Снежаной создать две красивые плитки: одну из них «Улей» использует в качестве облицовки фасада здания, другую можно забрать с собой. Деньги с мастер-класса идут на оплату коммунальных услуг.
«Улей» — настоящий храм для особенных людей, а все потому, что они вновь могут почувствовать себя нужными, обрести семью и занять себя делом.
— Я уже сюда прихожу четвёртое занятие. Мне очень нравится. Интересно. Успокаивает. Что-то новое для себя узнаю. У меня, конечно, не так уж все гладко идет. Что-то ломается, — поделился с нами особенный ученик Эдуард.
«Донкихотство никому не повредит»
Создательницы «Улья» Снежана и Татьяна знают друг друга со студенческих лет. Первая училась на факультете романо-германской филологии, вторая — на геофаке. Ещё со студенческих лет Снежана думала о том, что ждет нашу планету в будущем.
— Мы хотели сделать такое место в Уфе, в которое людям было бы приятно прийти и что-то поделать, и может быть что-то поменять в себе, в своем взгляде на жизнь на мир, — поделилась с нами Снежана.
Женщина рассказала — некоторые знакомые считают, что она борется с ветряными мельницами, как Дон Кихот. Сама она считает, что «донкихотство никому не повредит».
— Мы делаем то, что мы можем, — объяснила Снежана. — И если каждый будет делать то, что он может, то все будет прекрасно. Мы призываем людей не сидеть в своих норах и не ждать, что кто-то придет и сделает. Никто никому ничего не должен, это нужно понимать.
«Если семья хорошая, то и пчёлы всегда сытые»
Двадцать лет назад две подруги и подумать не могли, что создадут проект, помогающий инвалидам самореализоваться. Тогда они по-другому смотрели на жизнь, ходили на работу, зарабатывали. Этот этап, как считают женщины, должен пройти каждый. Уже позже к ним пришло осознание, что это «сиюминутно, в своей крепости жить нельзя».
— Ты живешь в этом доме, в пределах твоей квартиры — дворец. Но что тебе мешает хотя бы кусочек этого дворца принести во весь дом? — сказала Снежана. — Зайти в подъезд, а там цветы стоят, стены не облуплены, пахнет приятно. Кто это должен сделать? Не обязательно ждать ЖЭУ. Многие люди мыслят в рамках своей квартиры и созданного внутри себя мира.
В 2005 году Татьяна и Снежана начали обращать внимание на экосумки, которые существенно уменьшают количество купленных полиэтиленовых пакетов, позже они увлеклись и стали делать такие на заказ, отшивали на производстве, сами научились наносить принты. Позднее они задумались о том, чтобы научить людей носить одежду из экологически чистых материалов. Девушки занялись просветительской деятельностью на тему защиты природы. В 2012 году Татьяна и Снежана выкупили у любимых брендов одежду из льна и хлопка и открыли маленький магазин на улице Мустая Карима.
— Позже мы поняли, что просто магазин, в который человек придёт, оденется и уйдет, нам не подходит, — рассказала Снежана. — Нам нужен магазин, в котором люди общаются, может быть, они даже ничего не купят, но мы им что-то расскажем, они нам что-то расскажут, попьем чай и разойдемся.
После смены формата в магазин потянулись пенсионеры, мамы с детьми-инвалидами. Татьяна со Снежаной поняли: особенным людям не хватает пространства, где можно поработать руками, что-то сделать самим. Вскоре посетителей стало так много, что на 50 квадратах на проспекте Октября им стало тесно.
Однажды Татьяна Хлёсткина встретила свою учительницу, которая работала с детьми-инвалидами. Она посетовала, что, ставшие взрослыми, ее воспитанники никому не нужны.
— Мы поняли, что таких людей очень много, и им надо помогать, — поделилась Снежана. — Так и родился проект «ПТУлей». Улей — место, где живут пчёлы, они очень трудолюбивы, социализированы, помогают друг другу. Улей — это семья, это дружба. А если семья хорошая, то и пчёлы всегда сытые.
«Мы платим наравне с "Башнефтью"»
Снежана и Татьяна выяснили, что специально ориентированные фонды могут рассчитывать на государственную поддержку и арендовать помещение по сниженным ценам. Женщины зацепились за это и создали фонд «Твёрдая почва».
— Экологию мы не отменяем, она всегда с нами, у нас все этим пронизано, — поведала Снежана. — Поэтому мы сортируем мусор, собираем вещи, мебель реставрируем. Мы ездим на старых машинах, минимизируем воздействие на природу, считаем, что надо обзаводиться новыми предметами только тогда, когда старые уже никуда не годятся, сгнили, развалились.
Главная проблема, с которой сталкиваются Снежана и Татьяна — коммунальные услуги. Здание ПТУ, которое построили 83 года назад, сейчас не в лучшей форме. По словам Снежаны, в аварийном состоянии находится санузел, электричество, отопление. Трубы засорены и «сжирают много денег», а теплоотдачи от них нет.
Холодную воду «ПТУлей» старается экономить, потому что она дорогая. Электричество арт-пространство тоже старается задействовать по минимуму: например, женщины меняют обычные лампы на энергосберегающие. Но тепло для них «больнейшая мозоль»: если в июле они наслаждаются погодой, так как в «Улье» прохладно, то зимой ситуация намного сложнее.
— Я всегда смеюсь, что мы платим наравне с «Башнефтью», — рассказала Снежана. — Они платят и мы одну и ту же коммерческую цену.
Пандемия коронавируса ударила по всем. «Улей» не стал исключением. Раньше Снежана и Татьяна выживали, продавая сумки, им помогали родственники, друзья и неравнодушные люди. Так женщины постепенно рассчитывались с долгами. Но задолженность за прошлый отопительный сезон они все еще не погасили, сегодня она составляет 430 тысяч рублей. В прошлом году они успели расплатиться до начала нового отопительного сезона, но в этом году, как считает Снежана, им это не светит. И решения этой проблемы пока не предвидится.
Недавно мы рассказывали о том, как устроено социальное такси для инвалидов в Уфе. Насколько востребована эта услуга, как диспетчерская служба выстраивает связь глухонемых с внешним миром, и можно ли вызвать социальное такси за деньги — в материале UFA1.RU. Также читайте статью об уникальном инструкторе по вождению, который учит инвалидов управлять автомобилем. К нему съезжаются курсанты со всех районов республики.
Если вы знаете о других интересных соцпроектах в Уфе и Башкирии, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101-84-78.