Дороги и транспорт Социальное такси для инвалидов в Уфе: что собой представляет, как воспользоваться

Социальное такси для инвалидов в Уфе: что собой представляет, как воспользоваться

Создатели рассказали, кто может воспользоваться, сколько стоит, и зачем городу студия новостей для глухих

Глухонемых водителей считают самыми аккуратными за рулем

Ничего необычного в поездках на такси для нас нет, но мало кто задумывается о том, насколько тяжело это дается глухонемому человеку. Он не может позвонить диспетчеру и вызвать такси, не произнесет адреса. В Уфе инвалидам по слуху решили помочь и создали социальное такси Deafмобиль (в переводе с англ. «глухой». — Прим. ред.). Работает оно совершенно бесплатно. Насколько востребована эта услуга, как диспетчерская служба выстраивает связь глухонемых с внешним миром, и можно ли вызвать социальное такси за деньги — в материале UFA1.RU.

«У вас проблемы? Сидите дома»


Женщине-инвалиду было тяжело сидеть, и она расположилась на сиденье в такси полулежа. На что водитель возмутился: мол, у меня в машине так ездить нельзя, и велел уфимке занять сидячее положение. Та пыталась было объяснить, что ей нужно в больницу, а ехать она может только в таком положении. Водитель поворчал, женщину до места довез, но на прощанье сказал: «Если у вас такие проблемы, то лучше сидите дома».

Как признавались корреспонденту UFA1.RU другие уфимцы с особенностями здоровья, в обычном такси они теряются, или из-за недопонимания их высаживали не там, где нужно.

— Инвалидам нужно спокойствие и понимание, и именно это они получают при поездке в социальном такси, — говорит Ольга Шевнина, председатель РО ОООИ «ВОГ» по РБ.

Социальное такси появилось в Уфе в 2020 году, оно нацелено не только на инвалидов по слуху, но и в целом на людей с инвалидностью, проживающих в Уфе. Сейчас в штате работают три водителя, они тоже имеют проблемы со слухом. Как рассказала Ольга, они будут обеспечивать заказы инвалидов первой группы и детей-инвалидов.

Ольга мечтает открыть новостную студию для глухих людей

Аккуратные водители


Как рассказала Ольга, каждый клиент имеет право на пять бесплатных поездок в месяц. Из месяца в месяц они не переходят, то есть если клиент не воспользовался, поездки сгорают. Заявку на такси нужно оформлять заранее в диспетчерской службе, желательно за день до планированной поездки — день в день заявку не принимают. Все 5 поездок можно использовать заранее, запланировав маршрут на неделю.

Платно вызвать социальное такси нельзя. Но, по словам Ольги, в обычном такси водители Deafмобиля тоже есть, и при оформлении заказа можно попросить, чтобы приехал такой водитель: в пути они не отвлекаются, более сконцентрированы на дороге и потому водят аккуратнее обычных водителей.

— Наш проект реализуется на средства фонда содействия гражданским обществом РБ. Когда мы разрабатывали идею, мы очень боялись, нужны ли мы будем. Пока наш грант только на семь месяцев, до 31 января. Если у пользователей дальше будет поддерживаться такой интерес, как сейчас, то мы обязательно будем продолжать и расширять географию, — говорит Ольга. — Сейчас люди звонят и благодарят за то, что мы такое придумали, что эта идея родилась, это очень приятно слышать.

Как говорит Ольга, если все будет хорошо, социальное такси будет обслуживать инвалидов 2-й группы, и им обязательно потребуется больше водителей.

Александру — 66 лет, но он мечтает работать и быть полезным людям 

«Возможность быть полезным и получать зарплату»


Кирилл Антонов родился в Уфе, с рождения он инвалид по слуху. Когда появилось социальное такси, с удовольствием присоединился к проекту.

— Мне нравится эта профессия, нравится помогать людям. В Deafмобиле я выполняю несколько заявок, а потом уже работаю на своей основной работе: в двух крупных сервисах такси. В частности, в социальном такси я работаю из-за дополнительного заработка, — признался Кирилл.

Как считает Кирилл, различия между клиентами с инвалидностью и без есть.

— Глухие люди для меня как родственники, с ними легче и комфортнее, — рассказал мужчина. — Но и со слышащими клиентами я работаю: они понимают, что я инвалид по слуху, и стараются общаться со мной через телефон, пытаются улучшить артикуляцию, жестикулируют.

Но и сложности, по словам Кирилла, тоже бывают:

— Например, клиент не уточнил, где ему удобно выйти, или неразбериха с багажом — из-за того, что мы друг друга не понимаем, но это незначительные проблемы, — рассказывает особенный таксист. — Иногда бывают неприятные ситуации с пьяными пассажирами и с неадекватным поведением клиентов, но эти неловкости не зависят от того, что я глухой, и со слышащим водителем у такого пассажира были бы проблемы.

Уфимцу Александру Табакову 66 лет, он тоже инвалид по слуху.

Связь с клиентами водитель Deafмобиля держит через мобильное приложение 

— Мне нужна работа, надо как-то жить дальше. На работу уже трудно устроиться, а социальное такси — это возможность быть полезным и получать зарплату, — признался Александр.

Свою первую поездку на Deafмобиле Александр помнит до сих пор.

— Навигатор помог мне найти адрес и довезти клиента без лишних проблем. Клиентом была слышащая пожилая женщина первой группы инвалидности. Я сверил все документы, она поблагодарила меня, улыбалась, от ее заряда у меня улучшилось настроение, — вспоминает мужчина. — Работа автоматизирована, поэтому сложностей пока не было.

Экскурсоводы — переводчики на язык жестов


Диспетчерская служба инвалидов по слуху существует с 2012 года. Она называется Информационно-консультативный центр для людей с инвалидностью по слуху РБ и обеспечивает их взаимосвязь с внешним миром.

Как рассказала диспетчер Нурия, происходит это следующим образом: инвалид по слуху обращается в диспетчерскую, оператор разговаривает с ним на жестовым языке, принимает заказ или какую-то просьбу или сразу параллельно связывается с нужным специалистом и помогает по поставленному вопросу. Так решаются вроде бы мелкие, но очень важные вопросы.

Всероссийское общество глухих существует более 90 лет, последние два года оно, по словам Ольги, существует за счёт грантов.

— Мы активно участвуем и теперь уже выигрываем гранты. Сейчас мы реализуем несколько различных идей, одна из первых — это наша любимая диспетчерская служба для людей с инвалидностью по слуху, — рассказывает Ольга. — Недавно мы завершили проект, в рамках которого 30 специалистов из различных сфер нашего города обучились навыкам общения с инвалидами по слуху и базовым навыкам русского жестового языка. Цель проекта — ознакомить специалистов Башкирии глухому языку. Чтобы клиент, не имеющий возможности слышать, мог комфортно коммуницировать со специалистом.

Кирилл работает и в других службах такси — вызвать его может любой, главное — сообщить об этом диспетчеру обычного такси

— В процессе — президентский грант для глухих экскурсоводов в Башкирии, в рамках которого 40 инвалидов по слуху обучатся навыкам работы гида. Сейчас модно и востребовано развивать внутренний туризм, привлекать к нам в республику туристов из других стран, регионов, чтобы они приезжали посмотреть на нашу Башкирию. Наши ребята могут рассказать им о нашем крае на своем родном, жестовом языке, не нужно будет звать экскурсовода, искать переводчика, все будет на реальных эмоциях, — рассказала Ольга.

Заявки глухонемых получает диспетчер. Он обеспечивает их взаимосвязь с внешним миром

«Сплочение всех глухих людей»


Самая главная мечта, которую Ольга и ее команда пытаются осуществить, — Deafстудия.

— Мы поняли, что особенно важно поддерживать инвалидов по слуху было в условиях пандемии по причине социальной изоляции. По телевизору много рассказывают, но не переводят. Сейчас это работает так, что мы слышим, переводчики переводят. А потом мы размещаем материалы в специальной группе, но так не доходит вся информация, а только обрывки, именно поэтому мы решили, что нам очень нужна эта студия. Тогда мы сможем снимать свои новости на русском жестовом языке и доводить всю информацию своевременно, качественно и в хорошем выполнении до наших зрителей, — говорит Ольга. — Таким способом возникнет сплочение всех глухих людей по республике. Сейчас зарегистрированных людей с нарушением слуха более 5000 тысяч, не учтенных, наверное, ещё больше.

Как вызвать такси и заказать сурдопереводчика

Адрес регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»: Уфа, ул. Комсомольская, дом 167/1, офис 37. Тел.: 8(347)284–66–46, 284–55–22. Телефон диспетчерской службы: 8–937–344–22–37.

Если вы или ваши близкие столкнулись с ситуацией, когда права инвалидов были ущемлены, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем