Транспортно-маршрутная реформа в башкирской столице вышла на новый виток. Началась она забастовкой водителей-нелегалов, на следующий день, в среду, врио главы республики отправил участников стачки на конкурс в администрацию. А сегодня, 25 октября, Уфу затопили стенания и слезы горожан: люди жалуются, что по-прежнему остаются отрезанными от делового центра города.
Корреспондент Ufa1 узнал, когда в городе закончится маршрутный коллапс и куда уходят опальные нелегалы.
«Пассажирка попыталась меня укусить»
Утром во вторник, 23 октября, жители Сипайлово, Шакши, Максимовки и микрорайона Южного не могли дождаться маршруток — добираться до работы они были вынуждены пешком. По информации Госкомтранса, на маршруты не вышли 1124 микроавтобуса.
В среду власти рапортовали, что проблема на контроле и движется в сторону разрешения. Но, похоже, пока только на бумаге — в четверг, 25 октября, страдания горожан так и не закончились.
— Из Затона можно уехать только в «Планету» на 261-м. Остальные автобусы забиты битком и пролетают с песнями мимо. Иногда они останавливаются, и кому-то удается снизу или сверху вползти внутрь, — 30к «Башавтотранса» сегодня напоминал год эдак 1991, когда люди набивались в автобус в состоянии селедки. Дети плакали, пенсионеры матерились, кондуктор собиралась завтра уволиться. Одна женщина даже попыталась меня укусить за то, что я заняла место для стояния ее ноги. Это так всегда теперь будет? К чему готовиться-то? — крик души жительница Ленинского района Уфы прислала в редакцию Ufa1.
В похожей ситуации оказались жители микрорайона Белореченского.
— Живу около остановки «Школа МВД», работаю на ДОКе. Единственный транспорт — 110с, но теперь его нет! Автобус «Башавтотранса» ездит раз в 30–40 минут, а после 20:00 его в принципе нет, — пожаловалась корреспонденту Ufa1 уфимка по фамилии Халикова. — Как добираться домой после рабочего дня? Такси за 600 рублей в день я себе позволить не могу! Наши власти ездят на личных автомобилях, и им этого, конечно, не понять: попробовали бы ехать домой с пересадкой два часа.
«Теперь их нет — исчезли, на связь не выходят»
Как уверяли водители нелегальных маршрутов, они вовсе не бастовали — пытались сберечь свои автобусы от эвакуаторов, которые массово увозили их с парковок. В среду, 24 октября, многие поняли, что сами себя загнали в угол, и стали думать, как выкручиваться. После того как в конторе, которая оказывала юридическую поддержку нелегалам, прошли обыски, особо смекалистые водители побежали трудоустраиваться к официальным перевозчикам.
В Уфе стоянок, где коротают время и ждут своей очереди маршрутные такси, несколько: на улице Авроры, в Сипайлово около «Магнита», на улице Пушкина неподалеку от заправки и на ДОКе — это только из тех, что на виду.
Мы поехали на улицу Фронтовых Бригад. Уныло прохаживаясь между десятками припаркованных пазиков, газелек и спринтеров, здесь кукуют оставшиеся без работы нелегалы: сбиваются в кучки по трое-четверо, нервно курят, клянут жизнь и размышляют о будущем.
— Работали на «Звезде», это маршруты 110с, 207, 226, 74. Ее больше нету, мы все тут без работы. Машины наши в кредит, это основной хлеб наш был, — вздыхают шоферы.
— У меня «Хендай» 2011 года, куплен в кредит. Взял его год назад за 700 тысяч, осталось выплатить половину. Когда приходил в эту контору, они сказали: «У нас все в порядке, работайте, ребята». А теперь их нет — исчезли, на связь не выходят. Мы третий день без работы, просто шоковое состояние, — вздыхает высокий парень в кепке.
«О грехах конторы узнали только сейчас»
Как признался шофер, по образованию он — учитель физики, но педагоги нынче не в почете, и он стал работать на маршрутке.
— Ездил на 110с до Булгаково. Если вытянуть раннюю карточку, за день удавалось три рейса сделать. В месяц 30–40 тысяч зарабатывал. Сейчас там весь район встал. Что теперь буду делать — не знаю: у меня семья, двое детей — старший во втором классе, младший в детском саду. Хотелось бы к «легалам», не знаю, возьмут ли, вот ждем стоим, курим.
О том, что работали у нелегальных перевозчиков, люди даже не догадывались: машины перед рейсом проходили осмотр — проверяли ручник, тормоза, водителей принимал врач.
Сейчас диспетчерская, где колдовали медики и выдавали шоферам путевку, заперта на ключ, а из-за двери не доносится ни звука — конторские люди пропали. Не подсмотришь за кабинетами и в окно — шторы предусмотрительно плотно задернуты.
Единственное неудобство — маршрутчики ремонтировались сами. Но не от того, что нет мастерских. Признаются: просто в сервисе дорого, да и для себя починишь качественнее и надежнее.
— Кто может, все сам делает. Нет, ну агрегатные детали — коробку, двигатель, ходовую, рулевую тягу — едем чинить в сервис, там нужны спецсъемники. Для того чтобы качественно обслуживать машину, нужно большие деньги зарабатывать. Я в прошлом месяце масло менял и фильтры — 80 тысяч ушло. Это только ТО, чтобы двигатель ходил. И это не касаясь глобальных ремонтов. А ведь еще и семью кормить надо, ГСМ покупать, — загибает пальцы парень в вязаной шапочке, он, кстати, по образованию инженер. — Вернуться в «Башавтотранс»? Нет, спасибо: у меня была авария, они сэкономили на страховке, и я до сих пор выплачиваю ту часть суммы, что не перекрыли страховые платежи.
Парню в вязаной шапочке повезло — его вместе с автобусом уже взял на работу индивидуальный предприниматель Виктор Искалин, ему же принадлежит общество «Уфа-Север», которое занимается пассажирскими перевозками и имеет в своем автопарке десятки маршруток.
— Для нас принципиально ничего не поменялось: в месяц мы должны отдавать конторе 7,5 тысячи, просто у нас есть теперь транспортная карта, — признался собеседник. — Почему к нему сразу не пришел? Так разве я знал все эти нюансы? Это уже потом все нарушения нашей конторы выплыли: маршруты они выкупали, по 200 тысяч рублей обходился ходовой, те, что менее прибыльные, стоили по 160, велели нам таблички «экскурсионный» вешать. Весь затык в том, что наша контора не смогла договориться с городом.
На днях все утрясется
Как пояснили в Госкомтрансе, всех желающих водителей пока принимают на работу легальные перевозчики — заключают с ними договор аренды транспортного средства.
— По состоянию на 14:00 24 октября осуществлен переход более 300 автобусов, — рассказали в пресс-службе Госкомтранса по Башкирии. — Вопрос пассажирских перевозок на особом контроле. Надеемся, что все стабилизируется в ближайшие дни.
Накануне, 23 октября, сотрудники управления экономической безопасности конфисковали бумаги индивидуальных предпринимателей, которые помогали нелегалам утрясать юридические вопросы.
— Установлены документы, свидетельствующие о деятельности ряда предприятий с нарушением действующего законодательства, — рассказали в пресс-службе МВД по РБ.
По результатам проверки будет ясно, есть ли основания возбуждать уголовное дело.
Если вы стали очевидцем ЧП или ДТП, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101 84 78. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.