Район Нижегородка в Уфе когда-то не был частью города, здесь мало кто жил, но со временем тут появились переселенцы с Волги. Потом сюда въехали и другие искатели другой жизни. Так Нижний город разрастался и со временем приобрел современный вид. Что интересно: раньше здесь проходила дорога на выезд из города. Именно здесь проезжал император Александр I в 1824 году. UFA1.RU прогулялся по Нижегородке и показывает, как она выглядит.
Путь по самым дальним частям этого района мы начали с улицы Деревенская Переправа, ее протяженность почти километр. Здесь еще чувствуется городской ритм: много машин, людей. Это всё из-за наличия магазинов: купить тут можно почти всё что угодно, особенно балуют изобилием продуктовые.
В царские времена в Нижегородке был Бирский тракт — дорога, ведшая в Бирск. Сейчас дорога в этот город находится на севере Уфы, а на месте старого тракта — улица Деревенская Переправа. Император Александр I ездил именно здесь, потом он проехал к современному Черному Яру на переправу через реку Белую (всё это видно на старых картах).
Но сейчас о тех временах ничего не напоминает, даже никакой таблички нет. В Сети информации о том, как в современности выглядит императорская дорога, тоже почти нет.
Отметим, что Александр I приезжал в Уфу осенью 1824 года, а в декабре 1825-го умер после болезни.
Но мы идем дальше. Вид вокруг меняется: магазины заканчиваются, начинаются производственные здания. На четной стороне стоят какие-то развалины. Судя по старым снимкам, в этом месте хранили автохлам — разбитые машины, которые, видимо, разбирали на запчасти и дальше перепродавали. Еще раньше здесь находилась компания, предлагавшая услуги по эвакуации авто, а в 2ГИС до сих пор указано, что тут штрафстоянка.
На нечетной стороне — тоже какой-то авторазбор. В глубинах этой части промзоны находится автосервис. А вот что это за сооружения, похожие на трубы, так и осталось загадкой.
Дальше по нечетной стороне — поворот на лакокрасочное предприятие, где недавно случился крупный пожар. Спецы боролись с огнем более пяти часов, площадь возгорания составила 2 тысячи квадратных метров. К тушению даже привлекли пожарный поезд — благо были железнодорожные пути, по которым он смог приехать.
При этом совсем рядом стоят жилые дома по улице Зигазинской. Название, вероятно, имеет отсылку к Зигазинскому заводу в Белорецком районе: тот начал работать еще при императорской России, но закрылся уже при СССР. Основателем завода является Никита Шамов. Его семье принадлежала усадьба в Уфе.
Дома на Зигазинской в основном старые. Это обычные одноэтажные деревяшки с чердачным настроем. Многие из них даже без отделки.
По Нижегородке, особенно на этой окраине, можно найти несколько заброшенных строений: у одного поехала крыша, у другого повсюду дыры и отсутствуют окна, он непригоден для проживания сейчас. Но что интересно: через пустой проем видно, что внутри всё целое. Значит, мародеров или бездомных тут нет.
Зимой тут чаще всего ездят на машине, но один житель промчался на снегоходе. Не сказать, что без него тут никак. С виду на автомобиле тут проехать можно без проблем. Не все улицы почищены, но они и не завалены снегом настолько, чтобы застрять.
Раньше в этом желтом здании продавали строительные материалы, висела соответствующая вывеска. Сейчас здесь работает компания, торгующая фурнитурой. Через открывшиеся на минутку ворота были видны огромные блоки бумаги и картона. Видимо, рядом еще пункт переработки.
Пройдя по Деревенской Переправе, может показаться, что мы покидаем цивилизацию и дальше жилых домов уже не будет. Тем более что различных предприятий и складов становится больше, появляется железная дорога (по которой при должной хитрости можно и до вокзала доехать). Но именно здесь и начинается окраина Нижегородки — та самая, ради которой мы сюда и шли.
Это место напоминает деревню, то есть поселение с небольшими домиками, своей атмосферой и тишиной вокруг. Хотя тишину нарушают вот эти предприятия, что находятся буквально под боком. До них тут 30–100 метров, всё очень рядом.
Город тут рядом — это местами даже видно.
Подходим к улице Тюменской: с одной стороны массив деревянных домов, хотя кирпичные иногда тоже встречаются, а с другой — различные производственные здания.
В этом месте, например, согласно данным с карт, продают ЖБИ-кольца, рядом другая организация — торгует лестницами.
Далее перемещаемся на улицу Ленинградскую, она отходит от Тюменской и ведет на Саляма — одну из главных улиц района. С Ленинградской можно выйти на одноименный переулок, который является тупиком. Но именно в переулке чувствуется некое такое спокойствие, за которым обычно едут за пределы города.
Да и дома в переулке побольше, чем на улице: большой бежевый с темным пристроем, а рядом, через забор, голубоватый, со съезжающей крышей.
Еще парочка крупных: ближний выглядит совершенно новым и аккуратным.
В самом конце переулка стоит обычный деревянный дом, а за ним — огромный кран. За этим домом сразу несколько компаний: одна продавала металлоконструкции, другая напольные люки. Кто занимает остальные здания, непонятно, отметок о них нет даже в трех популярных сервисах онлайн-карт.
Возвращаемся к улице Черный Яр. Местность здесь специфическая, она привлекает собак. Жители Нижегородки, причем с разных ее частей, регулярно жалуются на бродячих четвероногих, которые то на помойках живут, то на складах, а на людей нападают чисто по приколу. Тут, как в Новоалександровке, без палок не обойтись.
На пересечении Деревенской Переправы и Черного Яра находится предприятие, которое занимается металлоломом. Его звуки слышны издалека: огромная машина своими железными щипцами хватает многотонный груз, поднимает его и кидает на металл, который от такого превращается буквально в лепешку. Лом потом можно продать и переработать, в результате получатся новые конструкции, их используют снова и снова.
Самое странное место, которое осенью и зимой пустует, это набережная Нижегородки. Не советуем идти сюда зимой, так как здесь полно неожиданностей. Например, раньше здесь не было каких-то луж, но кто-то провел сюда шланг, по которому течет вода, как из крана. Жидкость заливает всё вокруг, а зимой это превратилось в лед — он хоть и выглядит крепким, на деле очень хрупкий. Если наступить, можно намочить обувь.
Но если всё же пробраться к этой набережной, то открывается весьма странная картина: вокруг пустота. Летом здесь активно проводят время местные, приезжают на машинах, загорают, плавают в реке — короче, обычный дикий пляж.
Зимой же локация пользуется спросом у рыбаков, которые пробираются по сугробам, чтобы посидеть на льду и половить рыбку. Нередко такие походы заканчиваются провалом под лед, многие об этом знают, но игнорируют. В день прогулки в Уфе было -4 градуса. Как думаете, насколько там крепкий лед? Рыбаки всё понимают, но осознанно рискуют, думая, что их эта история не коснется.
Ну а вид с берега интересный: слева будет остров Козарез, который регулярно затапливает весной, а справа — Затон. Что касается Козареза, то есть утверждения, что это все-таки полуостров. И несмотря на огромную площадь — в 10–15 квадратных километров (Нижегородка всего 7 квадратов), — там мало кто живет. Ну дело времени. Застроят.
Сейчас тут ничего не напоминает о былых временах, даже переправы нет. Хотя есть планы построить мост поблизости.
Улица Черный Яр кажется нежилой, но дома есть за поворотом, вдоль берега.
Местные не очень любят, видимо, когда тут ездят чужие, поэтому установили шлагбаум и повесили объявление, что проезда к реке нет.
Внутри — обычная деревенская жизнь. Домики побольше и поменьше, припаркованы машины, местами встречается автохлам.
Но на самом краю этой улицы стоит огромный серый особняк. Судя по всему, его еще не успели отделать, но уже вовсю стоит система наблюдения, чтобы всякие чужаки не лезли. Однако на старых снимках видно, что раньше у этого дома балкон выходил вперед. То есть либо владелец кардинально всё поменял, либо тут просто выстроили новый дом.
Возле дома — поворот на тупик, но пройти туда не получилось, потому что путь вдали преградила большая собака. Всем своим видом она советовала не идти в ее сторону.
Район очень самобытный, здесь всё работает по-своему. И хотя он уже давно часть Уфы, нет ощущения, что тут до центра буквально 10–20 минут. Кажется, что Нижегородка сильно выбивается из города. И чем дальше ты заходишь в район, тем меньше какого-то контроля: машин мало, людей тоже, полиции не видно.
Видимо, эта пустота и играет на руку местной молодежи, которая от безделья начинает гонять. Вот, например, в прошлом году подросток стащил ключи от родительской машины и погнал кататься с друзьями. Поездка закончилась аварией и больницей.
Или вот февральская история этого года: 20-летняя жительница района собрала пачку штрафов за нарушение ПДД. Она рассказывала, что водить ее научили друзья в 16 лет.
Жители Нижегородки говорят, что у них регулярно гоняют подростки, и никто за ними не следит.
Для местных, конечно, это обычный район. Но у городского жителя он может вызвать шок и непонимание.