Уфа — город богатый не только в плане денег, но и по числу соседей-столиц — у нее их шесть. Каждая имеет свои особенности, которые делают ее лучше или хуже столицы Башкирии. Например, Уфа лучше Оренбурга, но в чём-то хуже Ижевска. Звучит удивительно — как город вдвое меньше может быть лучше миллионника? А вот может. Корреспондент UFA1.RU отправился в столицу Удмуртской Республики, в которой прожил несколько лет до переезда в Уфу, и рассказывает о ее особенностях. Фанаты башкирской столицы будут разочарованы.
Площадь как гордость
Моя жизнь в Ижевске длилась порядка трех лет. За это время я изучил город и побывал почти в каждой его части. С уверенностью могу сказать, что он исследован мной на 90% — не все местные, мне кажется, бывали в тех районах, где был я. Поэтому мне есть что рассказать об этом городе и, конечно, с чем сравнивать.
Свой путь по городу спустя пару лет отсутствия я начал с центра. Водитель высадил под пешеходным мостом на улице Карла Маркса — одной из трех главных улиц. Этот мост связывает Центральную площадь с эспланадой набережной Ижевского пруда (который по факту вообще море).
В 2021 году, когда обсуждалась реконструкция спуска к водоему, власти признали, что не смогут по нацпроекту благоустройства провести мост. Причина — в бюрократии. Мост считался объектом дорожной сети, поэтому для ремонта его нужно проводить по другому проекту. За прошедшие три года вопрос с его реконструкцией не решили.
Зато Центральная площадь — повод для гордости. Площадь была и раньше, но сделана еще при СССР, в современности ею никто не занимался и она отдавала нафталином. В конце 2010-х годов случилось чудо: объявили конкурс на проект реконструкции, определили победителя, нашли подрядчика и воплотили всё в жизнь.
Автором проекта выступила уроженка Ижевска Любовь Варламова. Она вместе с мужем-урбанистом и главой Удмуртии присутствовала на открытии этого пространства. Результат местные любили критиковать, но не потому что он плохой, а потому что их тянуло обратно в советское детство.
Но реальность была такова, что в нулевые и десятые годы на Центральной площади был треш и угар, постоянно появлялись пьяные компании, драки возле клубов, а бездомные использовали ее как туалет. Вряд ли ижевчане скучали именно по этому. Хотя кто знает.
Новая площадь сделана для людей, я бы даже сказал — для молодежи. Вместо того чтобы бездумно мотаться черт знает где, сейчас весь молодняк гуляет на площади. Большинство отдыхают культурно — сидят на скамейках, играют на гитаре, бегают, катаются на самокатах или велосипедах. Встретить какую-то пьянь или застать разборку гопников — вообще невозможно, я о таких случаях не слышал.
Зато помню, как в ковидные времена, когда еще не сняли ограничения на выход из дома, толпы ижевчан ломанулись на Центральную площадь. Кажется, я их понимаю. Но для того времени это было очень опасное явление.
К тому же площадь это и место встреч. Гуляя однажды ночью, я случайно встретил там коллегу, а придя как-то на концерт, пересекся с другим, который тоже оказался там мимолетом. Да, на площади еще и проводят концерты. Выступал оркестр, локальные какие-то исполнители, а на день города позвали Сергея Лазарева.
В центре стоит большой светомузыкальный фонтан — и он, пожалуй, самый лучший из всех тех, что я видел по стране. Он открытый и с высокими струями. Днем используется для купания в жару, а вечером на площади гаснет свет, включаются музыка и подсветка фонтана — струи двигаются в такт мелодии. Причем они не просто бездумно льются, а выполняют какие-то движения. Сложно даже объяснить словами — нужно просто видеть.
К сожалению, в дни поездки он не работал, потому что ночами было холодно (снимок архивный).
На второй части площади есть «сухой фонтан» или, как называют его местные, «лужа». По факту это и правда так: емкость размером 25 х 25 метров заливается водой. Заходить туда по правилам нельзя, но первое время был скандал, на который обращал внимание и мэр города — некоторые моются там. После резкого осуждения «лужу» перестали использовать не по назначению.
— Некоторые горожане устраивают там филиал пляжа, филиал бани. Были факты, когда люди приходили с гелем для душа, полотенцами и устраивали там настоящий душ. Это неприемлемо, — говорил бывший мэр Ижевска.
Над этой «лужей» возвели странную конструкцию. Долгое время жители и гости Ижевска вообще не понимали, что это такое и для чего оно нужно. Помнится, шла речь о том, что приедет сама Любовь Варламова и объяснит сущность «железяки». Однако не случилось. Пришлось отдуваться властям.
На самом деле это пергола — конструкция, которая по задумке должна обрасти деревьями и кустиками, чтобы создать тень. Это получилось бы место, где можно спрятаться от жары. Но поскольку сажали маленькие деревца, за эти годы они не выросли должным образом. Мне кажется, многие и сейчас не понимают, зачем нужно было это строить. И еще и эта красная линия, светящаяся по ночам. Для меня это стало привычным — без этих «железяк» площадь трудно узнать.
Как уже говорил ранее, с площади можно выйти на эспланаду — спуск к набережной, разбитый на несколько участков. В прошлом она была убитой, ступеньки местами просто отсутствовали, дорога покрылась трещинами. В 2021–2022 годах здесь тоже прошло благоустройство — и эспланада теперь не просто спуск, а полноценное место для отдыха.
Но даже пройдя ее, к набережной всё еще не попадете: нужно преодолеть еще одну лестницу у монумента «Навеки с Россией» (аналог монумента Дружбы в Уфе), а затем еще несколько. Эти участки остались неблагоустроенными, хотя речь о возможности ими заняться шла. Сейчас только ведется разработка проекта, пока его доработают и утвердят, пока найдут финансирование, подрядчика и всё выполнят, кажется, пройдет немало времени.
Набережная Ижевска сильно отличается от уфимской. Во-первых, здесь не река, а пруд, который рыли вручную несколько лет. Во-вторых, здесь полно активностей и скамеек, в-третьих — много деревьев. А рельеф позволяет засесть на холме и смотреть на происходящее свысока. В Уфе же на набережной делать нечего — пришел, пять минут походил и ушел. Бетонное царство только расширяется — скоро еще поставят «колоннаду как в Сухуми». Будет чем гордиться!
Вообще, набережная Ижевска разделена на несколько частей. Если их соединить в одну, то получится общая протяженность порядка семи километров. Благоустроенная часть — самая небольшая. Самая крупная — «заброшенная». Ее делали еще при СССР, но в современности тут ничего нет: сначала идешь по земле и смотришь на расписанные заборы, а потом по разбитому тротуару, затем снова по земле.
Участок с заборами хотели реконструировать, речь об этом шла еще в 2022 году, но по факту ничего не случилось. Помню, уезжая, думал, что когда вернусь, то просто не узнаю это место. Узнал. Но в том его и атмосфера — что там ничего нет. В эту поездку я удивился, когда увидел, что тут ходит много людей — раньше здесь редко кто-то ходил.
Деревья, кстати, подрезают регулярно. Но когда они расцветают, то всё вокруг выглядит вообще прекрасно.
Полночный трамвай
Вот вы можете себе представить ситуацию: выходите из железнодорожного вокзала в полночь, садитесь на трамвай и едете в центр? В Уфе такое невозможно. А в Ижевске — возможно.
Мне лично доводилось так ездить. Мой поезд пришел около полуночи. Будучи уверенным, что могу уехать домой, пришел на остановку и через минут 10–15 уехал на трамвае. Или вот еще случай: приехал в город в 5 утра, сел в трамвай и тоже уехал в центр.
Поэтому, оказавшись в Уфе, я был неприятно удивлен трамвайной сетью. И вообще состоянием подвижного состава. В Ижевске тоже регулярно повышают стоимость проезда, но городской электротранс объясняет: это поможет и дальше обслуживать трамваи, ремонтировать пути и контактную сеть. А ремонт, кстати, регулярная тема. Бывало, что журналистов приглашали посмотреть на какие-то инновации, которые применяют в работах. Вы в Уфе что-то такое помните? И мы нет.
Если посмотреть на ижевские трамваи, то невозможно не заметить, как хорошо они выглядят. Посмотрите на «Татры» в Черниковке и «Татры» в Ижевске — два разных мира и подхода. В столице Удмуртии дорожат электротранспортом и делают всё, чтобы его раскрутить.
Так, в 2020 году Ижевск при посредничестве республики и государства получил несколько совершенно новых трамваев 71–911ЕМ, они же «Львенок». Такие ездят, например, в Перми. Их в свое время получил даже Ульяновск (соразмерный Ижевску). Правда один в 2021 году угрохали: он столкнулся с самосвалом. Трамвай разбили вдребезги, он долгое время стоял в депо — в мэрии говорили, что случай не является гарантийным, денег на ремонт нет. Потом случилось чудо — то ли гарантией признали, то ли деньги нашлись, но трамвай восстановили и вернули.
Еще момент: предприятие ИжГЭТ, заведующее электротранспортом, собирает свои трамваи. Ну почти. Они берут чешские «Татры» и модернизируют их. Эта работа началась в 2013 году и на текущий момент ижевские мастера собрали свыше 20 таких трамваев: семь работают в Ижевске, 17 — в Златоусте. Знающие люди говорят: от старых трамваев остается только тележка. Это существенно дешевле, чем покупать новый трамвай.
Ижевск сделал несколько больших шагов к развитию трамвайной сети. Их немного, но даже они — большая победа, которой Уфа похвастаться не может.
К тому же в городе полно обособленных трамвайных линий, которые почти не пересекаются с проезжей частью.
Что касается троллейбусов, то ситуация тут другая. Нынешние машины уже явно себя изжили, состояние у них не очень. Зимой холодно, их продувает насквозь, отопления нет. Летом — жарко, кондиционера нет, открытые окна не помогают. Не самый комфортный вид транспорта.
В 2021 году Ижевск получил из Москвы списанные троллейбусы. На тот момент средний возраст ижевских был где-то в районе 20 лет, новых — лет 7. Ижевчане, не зная этого, сразу окрестили новинку «хламом», «доносками за старшим братом», но по факту московские помогли заменить самые убитые старые. Они до сих пор на линии и мчатся по улицам города.
Помню свои впечатления от них, когда на темной улице из ниоткуда появляется троллейбус со светящимся маршрутным указателем. Это было что-то очень непривычное, но крутое. Они, кстати, часто попадали в ДТП, однажды троллейбус столкнулся со световой опорой, ремонт машины занял месяца три. Фанаты электротранспорта, комментируя ремонт, говорили: «В Ижевске техническая база и не такое умеет». Охотно верю.
На днях новый мэр Ижевска сказал, что город получит 19 новых троллейбусов с автономным ходом. Предполагается, что у новых моделей будет запас хода на 20 километров. Это позволит продлить один маршрут в отдаленный район города, который находится в трех километрах от конечной остановки. Там уже есть автобусный маршрут, но его, видимо, мало. Запущено голосование по расцветке новых машин — пока выигрывает вариант бело-красного цвета с солярным знаком. Его часто используют финно-угры, к которым относятся удмурты. Солярный знак присутствует и на государственном флаге УР.
Электротранспорт зарабатывает не только на билетах, но и на рекламе. В троллейбусах есть экранчик, на который можно заказать объявление. Плюс их вместе с трамваями обклеивают рекламной ливреей. Иногда это выглядит будто ни к месту, но зачастую — очень даже красиво.
Размещать рекламу на уфимских трамваях — это всё равно что прямо сказать: «Никогда не покупайте вот этот бренд».
С автобусами тоже всё хорошо: перевозки осуществляет частная компания, которая в 2021 году закупила «пачку» новых автобусов. Преимущественно брали МАЗы из Белоруссии, а затем взяли еще несколько ЛиАЗов из Подмосковья. С Уфой здесь столица Удмуртии сравнялась.
А вот во всём остальном — обошла. В том числе по платным парковкам, которые уже вовсю работают в центре города.
И еще про транспорт. Нельзя обойти стороной железнодорожный вокзал. После реконструкции 2000-х годов он перестал быть похожим на советский, да и тот, впрочем, был лучше уфимского. Но теперь — еще лучше. Приезжающие в столицу гости отмечают прекрасную архитектуру. В ней Ижевск напоминает вокзалы чувашского города Шумерля и татарского Агрыза.
Отсюда можно напрямую уехать в Янаул, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Казань. Из Уфы разве что до Челябинска по прямой доедешь. До Екб тоже можно, но путь займет 14–16 часов. Хотя это не вина городских властей — просто так исторически проложили дороги.
Но не всё так прекрасно
Уже въезжая в основную часть Ижевска, в глаза сразу бросаются новые дома — их стало слишком много, поэтому они вызывают смешанные чувства. Вроде бы и новое жилье, но такое элитное, будто вообще для Уфы строили.
В эту поездку я жил в одном из таких новых домов. Окна у меня выходили на два других больших дома, а рядом строились еще несколько. Если бы не они, у меня был бы вид на Ижевский пруд, а так лишь отрывками. Через пару лет, когда закончится стройка, обзор на водоем почти полностью будет перекрыт.
Рядом должны построить еще два таких же.
Ижевск любит эксперименты с архитектурой новых домов, словно пытается в какой-то футуризм. Вот этот черно-белый дом так и назвали — Futura.
Однако во всех этих стройках есть большая проблема, которая касается не только Ижевска. Новые дома возводят не для простых людей, а для тех, у кого есть 30 миллионов рублей, чтобы купить еще одну квартиру в центре. При этом в том же центре Ижевска есть старые дома, которые требуют расселения: «деревяшки» за время существования покосились, да и в принципе уже не слишком безопасны. Но появление нового жилья обходит стороной жителей домов на улице Горького, которую называют «первой в городе».
Или вот, возьмем не центр, а район возле железнодорожного вокзала, до которого ехать шесть километров. Напротив него стоит «сталинка», вся такая красивая, с архитектурными элементами, но тоже уже обшарпанная, требующая хотя бы косметического ремонта. Хотя это только половина беды района. Если пройти вглубь, к трамвайному кольцу, то можно встретить совершенно убитые дома. Смотришь на них — и не понимаешь, как они еще стоят.
К минусам можно добавить и убитые дороги по всему городу. В Уфе, знаете ли, тоже бывают какие-то не очень места, например, на проспекте Октября, но там еще всё хорошо, если сравнивать с Ижевском и Удмуртией в целом.
Улица Пушкинская в Ижевске, на которой расположены правительство УР и мэрия города, почти вся в колее. Про выезды и маленькие улицы можно вообще не говорить — там колея существует, мне кажется, десятилетиями. Взять даже пешеходный подъем к Центральной площади — плитка была убитой, еще когда я только приехал в 2019-м, такой же она лежит до сих пор. За пять лет власти не придумали, как можно сделать тротуар в центре получше, чем он есть.
Упомянутая Пушкинская — одна из самых протяженных и главных в городе, но состояние домов удручающее. Во всяком случае, внешнее уж точно. Центральную часть улицы проектировали архитекторы из Питера, рядом с правительством поставили много красивых «сталинок», которые тоже давно не видели ремонта. Балконы на этих домах уже обнесли сеткой, потому что они могут рухнуть кому-нибудь на голову. Здесь вспоминается улица Октябрьской Революции в Уфе, где каменные памятники архитектуры тоже никому не нужны.
Ижевск и Уфа похожи в том, что на их улицах сплошной бардак, когда наступает дождливое лето или ледяная зима. Все делают вид, будто впервые видят лед и не знают, что с ним делать. То же самое и с лужами. Мне запомнился такой случай: в 2021 году уже бывший мэр Ижевска поздравил председателя гордумы с днем рождения. В этот же день в городе прошел дождь — и мою улицу в центре просто затопило. Вода была даже на тротуарах, поэтому тогда я снял обувь и пошел домой по глубоким лужам босиком (так приходилось делать не раз).
Ливневок нет либо они не работают должным образом. Зимой — лед, который предпочитают не убирать. Однажды я на работу шел час вместо получаса, просто потому что прошел ледяной дождь. Реагенты тогда посыпали сильно выборочно: например, у меня дорога проходила через сквер, в одной его части всё насыпали, а вот в 10 метрах от нее — уже просто лед. Думаю, за пару лет моего отсутствия ничего не поменялось.
И главный момент — зарплаты. Некоторые интернет-порталы утверждают, что средний заработок в Ижевске на 20 тысяч выше, чем в Уфе. Конечно же, это неправда. Реальные зарплаты весьма низкие. Страшно даже представить, насколько всё с этим плохо в малых регионах вроде Мордовии или Марий Эл.
Вместо послесловия стоит выделить водителей. В Ижевске и Удмуртии в целом принято уступать пешеходам на «зебрах». Там нет такого, как в Уфе, когда торопыга на «Крузаке» обгоняет пешехода и еще сигналит ему, как бы говоря, что на дороге главнее тот, у кого блатнее номер.
В Ижевске водители будут стоять и ждать, когда пройдут пешеходы, и не давят их повально на «зебре» и не пытаются этого сделать, как регулярно происходит в Уфе. По нашим переходам страшно ходить. Никогда не знаешь, как себя поведет очередной торопыга — задавит или объедет.
Согласны с автором?