Город мнение «Подышать чистым воздухом — большая удача»: уфимец рассказал о поездке на юг Башкирии — репортаж

«Подышать чистым воздухом — большая удача»: уфимец рассказал о поездке на юг Башкирии — репортаж

Он рассказал о плюсах и минусах Салавата

Вокзал Салавата

Длинные выходные — это не только повод отдохнуть, но и куда-нибудь съездить. Кому-то хочется посреди зимы увидеть тепло — и они едут на юга. Вот и корреспонденту UFA1.RU захотелось чего-то особенного — и он тоже отправился на юг. Но не на тот, где теплое море, а тот, где бесконечные поля сменяются заводами и где подышать чистым воздухом — это большая удача. Речь про юг Башкортостана — сегодня, 11 января, наш корреспондент рассказывает о поездке в город Салават.

Экскурс в историю

Салават расположен в 160 километрах от Уфы, это около 2,5 часа езды на машине, или 3 часа на поезде. Как можно догадаться из названия, город назван в честь национального героя Башкирии — Салавата Юлаева. Но появился он меньше сотни лет назад.

До 1948 года здесь была деревня, но ее снесли ради стройки комбината № 18, который позднее стали называть «Салаватнефтеоргсинтез». Сейчас он называется «Газпром нефтехим Салават». Для жителей города он больше известен не как одно из передовых предприятий, а как производство с вредными выбросами. Роспотребнадзор после проверок нашел 26 нарушений природоохранного законодательства. Сейчас компания специализируется на производстве нефтепродуктов.

В 1951 году здесь появилась железная дорога, что упростило перевозку грузов и увеличило шансы на развитие поселения — и уже через три года ему присвоили статус города. По последним данным, на 2021 год в Салавате проживают 148 тысяч человек.

Салават, Салават повсюду

Доехать до города можно на машине через Стерлитамак или на поезде через него же. Обычно я бы посоветовал ехать машиной, потому что так удобнее и быстрее. Однако из-за погоды, постоянных метелей, снежных накатов и гололедов гораздо безопаснее ехать на поезде.

Приехав в Салават, ты видишь неожиданно... Салавата Юлаева. Он буквально повсюду тебя преследует, особенно на вокзале — его изображение на фасаде встречает пассажиров с обеих сторон.

Сам вокзал — советский еще, но выглядит приятно снаружи и внутри

В городе приходит осознание какой-то другой жизни. Просто заметно, что это небольшой городок со своими причудами, особенной застройкой — преимущественно конец 1950-х. На домах еще видны архитектурные изыски, с которыми начал бороться Никита Хрущев в 1955 году. Это уже после него начали строить быстро и дешево, а до того дома и вокзалы представляли собой целые памятники архитектуры.

Площадь Ленина в Салавате

Кстати, о них. На снимке ниже — площадь Ленина, которая максимально похожа на площадь Орджоникидзе в Черниковке. ДК «Нефтехимик» получился в сталинском стиле, хотя построен в первой половине 1960-х. Дома рядом тоже напоминают сталинскую архитектуру. Это похоже на Черниковку или город Октябрьский. Их построили в конце 1950-х.

Елка, кажется, красивее, чем в Уфе

Если пройти вглубь жилых кварталов, например по бульвару Космонавтов, то вместо апатии, серости бытия, встречаешь разноцветные дома. На Крайнем Севере это распространенное явление, потому что там — полярная ночь, бесконечные метели, серость и уныние, а цвета помогают это пережить.

Такие дома, как на снимке, относятся уже к 1960 годам

Помимо простых цветов, были и рисунки. Зачастую советской тематики, где изображены рабочие.

Рисунки на домах в Салавате — распространенное явление

Мастер дела не побоялся

В ноябре мне довелось побывать в Ишимбае, где десятки миллионов рублей потратили на то, чтобы создать парк на набережной. Получилось не очень. Жители города говорили, что гулять им тут особо не нравится, поэтому они ездят в Салават. И вот, оказывается, почему.

Зимой тут всё замело снегом

В глубине города протекает река Белая. Вдоль нее здесь сделали большое пространство. Во-первых, есть так называемая «Событийная площадь», сюда люди могут прийти отдохнуть, погулять, покататься на самокатах или скейтах, сыграть в баскетбол, как-то позаниматься спортом иначе. Во-вторых, есть набережная, где сделали деревянный настил, ограждения и продумали спуск к реке. Позади этого всего — лежаки, скамейки и прочие места для отдыха.

С виду всё вообще прекрасно, но есть и минус — удаленность от центра. Из-за этого сюда мало кто приходит зимой просто посреди дня, а все массовые мероприятия, типа Рождества, проводят в Центральном парке. Людей можно понять: на улице 15–20 градусов мороза, идти куда-то далеко не хочется совсем.

Подсветка площади возле набережной

Смертельно хорошее место

Салават — широкий город, если сравнивать с Уфой. В столице это просто не чувствуется: все бульвары какие-то сжатые, повсюду гоняют машины, стоят (или скоро будут стоять) 30-этажные дома. В Салавате такого нет. Небольшая застройка — максимум по 5–9 этажей (иногда и по 2 этажа), широкие улицы, есть где развернуться и погулять.

Но есть и ощутимые минусы. Например, уборка города. К сожалению, во многих городах власти просто не понимают, как нужно чистить улицы от снега. Точнее, от снега-то они убирают, но под ним лежит неплохой такой слой льда, на котором легко упасть, с ним уже ничего не делают. Одним вечером я шел по городу. Поскольку нормальных дорог между вокзалом и центром не нашлось, мне показалось, что лучше будет пойти по проезжей части. Внезапно я резко поскользнулся, сам того не ожидая. Падение было жестким. Дальше мне нужно было пойти по улице Карла Маркса, но там с крыш домов свисали ледяные глыбы. То есть если тебя не задавят после падения, то тебя может убить эта самая льдина. Пришлось снова идти по проезжей части.

Фото сделано утром, но вечером в этом месте ничего не поменялось

Другой момент — экология города. Жители давно жалуются на регулярные выбросы с предприятий. Ситуация настолько плачевная, что Минэкологии Башкирии почти регулярно проводит мониторинг окружающей среды, но хорошего в их результатах, конечно же, мало. Последние замеры были в начале декабря: тогда в городе заметили двойное превышение допустимой концентрации бензола, причем с самого утра.

В первый же день у меня заболела голова (что бывает крайне редко). Вероятно, всему причиной неприятный запах, напоминающий нефтепродукты. Будто ты залил 40 литров бензина в чан и стоишь над ним, вдыхая эти пары. На второй день, после поездки, выйдя из поезда, сразу ощутил тот же самый запах нефтепродуктов. С ним пришлось идти и дальше, в самый центр. Через несколько часов я открывал окно в квартире, чтобы проверить, есть ли запах, и он оставался. Утром уже ничего не было. Выйдя на прогулку следующим вечером, воздух в Салавате был в порядке, но позднее он подпортился в определенном районе, только на этот раз напоминал остатки сгоревшей пиротехники. Затем эти ароматы встречались и на других улицах и оставались весь вечер.

Роспотребнадзор 6 января принял множество жалоб от жителей Стерлитамака и Салавата на плохие запахи, однако нарушения нашли только в первом городе, про ситуацию во втором ведомство не рассказало.

Похож или не похож на Салавата?

Навстречу нефти

В Салавате действует единственная в Башкирии, помимо Уфы, трамвайная линия. Первый трамвай запустили в 1957 году. Сейчас сеть насчитывает больше 10 километров путей в одну сторону. Были планы продлить в глубину города, но раз уж в Уфе не смогли ничего сделать, то и на Салават никто не будет выделять денег (на начало 2000-х требовалось около миллиарда). Я решил прокатиться по всей линии сразу и для начала дошел до предпоследней остановки на юге города — недалеко от предприятия «Салаватстекло».

Трамвай поехал в центр

На конечной в трамвай никто не сел — люди пошли уже в черте города. На одной из остановок вместе с ними зашла собака — сама по себе. Она нашла, где потеплее, и улеглась на полу. Мне показалось, что ей логичнее было бы выйти возле трамвайного депо, так как ранее я там замечал свору собак. И действительно, как только мы приехали к депо, животное вышло. При этом звуковых объявлений остановки не было. Выходит, собака «рассчитала» время поездки?

Безбилетник

Заехав в основную часть города, трамвай ехал еще около пяти километров по прямой, после чего все пассажиры вышли, потому что дальше — только сады, а за ними — нефтехимические предприятия. Как только трамвай оказался в окружении домов, характерный для Салавата запах выбросов сразу же проявился.

Непонятно, как можно тут что-то выращивать с такой экологией

Чем ближе к заводам, тем сильнее ядовитые запахи. Повсюду трубы, из которых валит пар. Вокруг никого не было, но всё равно хотелось быстрее уехать из этого места, слишком уж тяжело было дышать, да и вообще привлекать к себе внимание — сюда явно не ездят просто погулять.

Предприятия газуют, зато работают
Главное здание «Газпрома нефтехим Салават»

Завершая тему трамваев, надо сказать, что составы здесь такие же, как в Уфе. Где-то постарее, где-то помоложе, но, самое главное, в них работает печка. Однако старые составы делались будто на скорую руку и с кучей щелей, из которых задувает в салон. Но пока есть отопление, это кажется не таким уж страшным.

А вам как Салават?

Хороший город
Не советую туда ездить
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем