Длинные выходные — это не только повод отдохнуть, но и куда-нибудь съездить. Кому-то хочется посреди зимы увидеть тепло — и они едут на юга. Вот и корреспонденту UFA1.RU захотелось чего-то особенного — и он тоже отправился на юг. Но не на тот, где теплое море, а тот, где бесконечные поля сменяются заводами и где подышать чистым воздухом — это большая удача. Речь про юг Башкортостана — сегодня, 11 января, наш корреспондент рассказывает о поездке в город Салават.
Экскурс в историю
Салават расположен в 160 километрах от Уфы, это около 2,5 часа езды на машине, или 3 часа на поезде. Как можно догадаться из названия, город назван в честь национального героя Башкирии — Салавата Юлаева. Но появился он меньше сотни лет назад.
До 1948 года здесь была деревня, но ее снесли ради стройки комбината № 18, который позднее стали называть «Салаватнефтеоргсинтез». Сейчас он называется «Газпром нефтехим Салават». Для жителей города он больше известен не как одно из передовых предприятий, а как производство с вредными выбросами. Роспотребнадзор после проверок нашел 26 нарушений природоохранного законодательства. Сейчас компания специализируется на производстве нефтепродуктов.
В 1951 году здесь появилась железная дорога, что упростило перевозку грузов и увеличило шансы на развитие поселения — и уже через три года ему присвоили статус города. По последним данным, на 2021 год в Салавате проживают 148 тысяч человек.
Салават, Салават повсюду
Доехать до города можно на машине через Стерлитамак или на поезде через него же. Обычно я бы посоветовал ехать машиной, потому что так удобнее и быстрее. Однако из-за погоды, постоянных метелей, снежных накатов и гололедов гораздо безопаснее ехать на поезде.
Приехав в Салават, ты видишь неожиданно... Салавата Юлаева. Он буквально повсюду тебя преследует, особенно на вокзале — его изображение на фасаде встречает пассажиров с обеих сторон.
В городе приходит осознание какой-то другой жизни. Просто заметно, что это небольшой городок со своими причудами, особенной застройкой — преимущественно конец 1950-х. На домах еще видны архитектурные изыски, с которыми начал бороться Никита Хрущев в 1955 году. Это уже после него начали строить быстро и дешево, а до того дома и вокзалы представляли собой целые памятники архитектуры.
Кстати, о них. На снимке ниже — площадь Ленина, которая максимально похожа на площадь Орджоникидзе в Черниковке. ДК «Нефтехимик» получился в сталинском стиле, хотя построен в первой половине 1960-х. Дома рядом тоже напоминают сталинскую архитектуру. Это похоже на Черниковку или город Октябрьский. Их построили в конце 1950-х.
Если пройти вглубь жилых кварталов, например по бульвару Космонавтов, то вместо апатии, серости бытия, встречаешь разноцветные дома. На Крайнем Севере это распространенное явление, потому что там — полярная ночь, бесконечные метели, серость и уныние, а цвета помогают это пережить.
Помимо простых цветов, были и рисунки. Зачастую советской тематики, где изображены рабочие.
Мастер дела не побоялся
В ноябре мне довелось побывать в Ишимбае, где десятки миллионов рублей потратили на то, чтобы создать парк на набережной. Получилось не очень. Жители города говорили, что гулять им тут особо не нравится, поэтому они ездят в Салават. И вот, оказывается, почему.
В глубине города протекает река Белая. Вдоль нее здесь сделали большое пространство. Во-первых, есть так называемая «Событийная площадь», сюда люди могут прийти отдохнуть, погулять, покататься на самокатах или скейтах, сыграть в баскетбол, как-то позаниматься спортом иначе. Во-вторых, есть набережная, где сделали деревянный настил, ограждения и продумали спуск к реке. Позади этого всего — лежаки, скамейки и прочие места для отдыха.
С виду всё вообще прекрасно, но есть и минус — удаленность от центра. Из-за этого сюда мало кто приходит зимой просто посреди дня, а все массовые мероприятия, типа Рождества, проводят в Центральном парке. Людей можно понять: на улице 15–20 градусов мороза, идти куда-то далеко не хочется совсем.
Смертельно хорошее место
Салават — широкий город, если сравнивать с Уфой. В столице это просто не чувствуется: все бульвары какие-то сжатые, повсюду гоняют машины, стоят (или скоро будут стоять) 30-этажные дома. В Салавате такого нет. Небольшая застройка — максимум по 5–9 этажей (иногда и по 2 этажа), широкие улицы, есть где развернуться и погулять.
Но есть и ощутимые минусы. Например, уборка города. К сожалению, во многих городах власти просто не понимают, как нужно чистить улицы от снега. Точнее, от снега-то они убирают, но под ним лежит неплохой такой слой льда, на котором легко упасть, с ним уже ничего не делают. Одним вечером я шел по городу. Поскольку нормальных дорог между вокзалом и центром не нашлось, мне показалось, что лучше будет пойти по проезжей части. Внезапно я резко поскользнулся, сам того не ожидая. Падение было жестким. Дальше мне нужно было пойти по улице Карла Маркса, но там с крыш домов свисали ледяные глыбы. То есть если тебя не задавят после падения, то тебя может убить эта самая льдина. Пришлось снова идти по проезжей части.
Другой момент — экология города. Жители давно жалуются на регулярные выбросы с предприятий. Ситуация настолько плачевная, что Минэкологии Башкирии почти регулярно проводит мониторинг окружающей среды, но хорошего в их результатах, конечно же, мало. Последние замеры были в начале декабря: тогда в городе заметили двойное превышение допустимой концентрации бензола, причем с самого утра.
В первый же день у меня заболела голова (что бывает крайне редко). Вероятно, всему причиной неприятный запах, напоминающий нефтепродукты. Будто ты залил 40 литров бензина в чан и стоишь над ним, вдыхая эти пары. На второй день, после поездки, выйдя из поезда, сразу ощутил тот же самый запах нефтепродуктов. С ним пришлось идти и дальше, в самый центр. Через несколько часов я открывал окно в квартире, чтобы проверить, есть ли запах, и он оставался. Утром уже ничего не было. Выйдя на прогулку следующим вечером, воздух в Салавате был в порядке, но позднее он подпортился в определенном районе, только на этот раз напоминал остатки сгоревшей пиротехники. Затем эти ароматы встречались и на других улицах и оставались весь вечер.
Роспотребнадзор 6 января принял множество жалоб от жителей Стерлитамака и Салавата на плохие запахи, однако нарушения нашли только в первом городе, про ситуацию во втором ведомство не рассказало.
Навстречу нефти
В Салавате действует единственная в Башкирии, помимо Уфы, трамвайная линия. Первый трамвай запустили в 1957 году. Сейчас сеть насчитывает больше 10 километров путей в одну сторону. Были планы продлить в глубину города, но раз уж в Уфе не смогли ничего сделать, то и на Салават никто не будет выделять денег (на начало 2000-х требовалось около миллиарда). Я решил прокатиться по всей линии сразу и для начала дошел до предпоследней остановки на юге города — недалеко от предприятия «Салаватстекло».
На конечной в трамвай никто не сел — люди пошли уже в черте города. На одной из остановок вместе с ними зашла собака — сама по себе. Она нашла, где потеплее, и улеглась на полу. Мне показалось, что ей логичнее было бы выйти возле трамвайного депо, так как ранее я там замечал свору собак. И действительно, как только мы приехали к депо, животное вышло. При этом звуковых объявлений остановки не было. Выходит, собака «рассчитала» время поездки?
Заехав в основную часть города, трамвай ехал еще около пяти километров по прямой, после чего все пассажиры вышли, потому что дальше — только сады, а за ними — нефтехимические предприятия. Как только трамвай оказался в окружении домов, характерный для Салавата запах выбросов сразу же проявился.
Чем ближе к заводам, тем сильнее ядовитые запахи. Повсюду трубы, из которых валит пар. Вокруг никого не было, но всё равно хотелось быстрее уехать из этого места, слишком уж тяжело было дышать, да и вообще привлекать к себе внимание — сюда явно не ездят просто погулять.
Завершая тему трамваев, надо сказать, что составы здесь такие же, как в Уфе. Где-то постарее, где-то помоложе, но, самое главное, в них работает печка. Однако старые составы делались будто на скорую руку и с кучей щелей, из которых задувает в салон. Но пока есть отопление, это кажется не таким уж страшным.
А вам как Салават?