Северо-восточная часть Уфы — одно из исторически важных мест, определивших развитие города. Именно там зарождались первые предприятия, которые не только обеспечивали всю страну материалами во время Великой Отечественной войны, но и внесли существенный вклад в бюджет Башкирии в будущем. Был у этого всего один существенный минус — с приходом огромного количество рабочей силы территория современной Черниковки и микрорайона Гастелло начала застраиваться типовыми двухэтажками, служившими временным жильем для горожан. К удивлению, многие из них и по сей день живут в разваливающихся на глазах домах. Редакция портала UFA1.RU побывала на улице Фурманова, где местные жители уже несколько десятилетий ждут обещанного расселения из зданий, которым через пару лет стукнет уже 90 лет. Показываем, как они выглядят.
Улица Фурманова хоть и находится напротив парка и стадиона имени Гастелло, но ее нельзя назвать приметной. Среди широкой листвы деревьев и в тени 25-этажной высотки прячется то, что во многих городах бы предпочли скрыть от взора туристов — те самые двухэтажки. Старейшим из них, домам № 11 и 16, в этом году исполнилось 88 лет, учитывая, что их проектировочный срок службы был 25 лет. Их построили для переселенцев из центральной части России, которые приехали в Уфу для работы на заводе в преддверии Второй мировой войны.
В послевоенные годы руководство страны решило оставить всё как есть, доверив проблему с износом временного жилья следующим поколениям. Не сложно заметить, что этот вопрос никто так и не брался решать до последнего. Оба дома объявили аварийными лишь в 2020 году, а на настоящий момент, согласно документам, предоставленным жильцами, износ домов № 11 и 16 составляет 99%. Выглядят они подстать этим цифрам: внешний фасад их частично разрушен, местами дома просели, а под слоем бетона отовсюду показываются деревянные рейки, прозванные дранкой.
Особенно сильно это заметно по дому № 16. Ляйсан Фазлиева, которая живет в нем уже давно, рассказывает, что эпопея с признанием дома аварийным и последующим расселением длится с начала нулевых. С ее слов, одна из соседок заезжала туда в 2002 году с расчетом на то, что скоро ей предложат новую квартиру — так говорил риелтор со ссылкой на мэрию. С тех пор она так и живет в условиях, приближенных к спартанским.
— В доме полностью заселено два подъезда, в четвертом изначально был детский сад, потом участковый пункт полиции, а теперь он и вовсе опечатан. В первом подъезде проживает один мужчина, остальные появляются там от случая к случаю, — рассказывает Ляйсан.
К слову, раньше жизнь уфимцев была еще хуже — к домам даже не была подведена канализация, и все пользовались выгребной ямой. Потом, правда, их подключили к системе стоков, а ямы попросту заделали, никак не нейтрализовав. Из-за этого в доме по сей день можно заметить хвостатых любителей сыра и полчища тараканов, которые то и дело атакуют квартиры хозяев.
— Выгребная яма у нас под полом. Здесь вообще раньше болото было, на его месте построили всё это, а теперь не знают, что с этим сделать, — говорит Ляйсан.
— Недавно кот поймал крысу размером с запястье, вот умора была, вам надо было видеть, — добавляет сосед.
Но боятся местные жители даже не грызунов и тараканов, а собственного дома. Потолки на верхних этажах проседают и протекают с каждым годом всё сильнее, а на нижних уже стала нормой отваливающаяся штукатурка и едва работающие батареи.
— У всех проблемы есть. У меня вот потолок рухнул прямо на газовую плиту. Я нанял людей, замазал, вроде всё нормально. Кастрюльку жалко — всмятку ее разбило. Проблемы с коммуникациями, так как общие мы не можем поменять, а ЖЭУ ничего не делает. Я как-то позвал их сюда, а они мне говорят: «И что ты от нас хочешь, чтобы мы вам крышу новую поставили?» — пересказывает мужчина из первого подъезда.
Для своего возраста дом еще хорошо сохранился. Этому способствовали жители, которые собственными силами пытаются латать появляющиеся проблемы. То потолок замазывают, то трещины заклеивают, то скидываются на ремонт подъезда.
— Нам никто не помогал, всё сами, приглашаем специалистов, что-то делаем. Ну а что, нам что ли просто ждать, пока у нас всё развалится? — говорит мужчина.
Аналогичные проблемы преследуют и соседние дома. Повезло лишь дому № 14, который переселили еще в прошлом году. Но и тут нашлась ложка дегтя. Почти всем выдали квартиры в Шакше. Согласились все, кроме одного жильца — ему вовсе предложили квартиру на окраине Демы, с чем тот не согласился. Так он до сих пор и живет в гордом одиночестве в этой двухэтажке, ожидая от мэрии более подходящего ему предложения.
В доме № 11 ситуация еще хуже. Он за годы сильно просел, приняв форму волны. Из-за этого в здании начали рушиться полы и стены, что вынудило практически всех съехать оттуда еще до активного этапа расселения. Пенсионерка Лидия купила квартиру в этом доме еще в далеком 2005 году. Прежняя хозяйка рассказывала ей, что их обещали расселить еще в 1989 году, но этого не произошло. К диалогу с расселением власти вернулись в 2012 году, когда провели обследование на процент износа, который уже тогда приближался к 86%. Тем не менее дом так и не признали аварийным.
— У нас в первом подъезде ванна стоит наполовину под полом, дверь перекосилась. Еще 20 лет назад всё было не так плохо, показывали еще более убитые квартиры, поэтому решили взять здесь, надеясь, что в будущем сможем переселиться. В итоге приходится ютиться здесь, гоняя кота под половицами, — говорит старушка.
Самое интересное, что, со слов местных, власти договорились переселить оставшихся держателей квартир, правда, не в постоянное жилье, а в маневренное. Это, по понятным причинам, не устраивает практически никого, ведь большинство местных — люди преклонного возраста, которые хотят уже обрести новый дом, а не временное пристанище, где даже ремонт нельзя делать по регламенту.
— Ну а кому надо это маневренное жилье? Мы не ради этого судились годами, чтобы нам в итоге предлагали временные квартиры в Шакше или где-то еще дальше, — возмущается Ляйсан.
В мэрии Уфы ответили UFA1.RU следующее:
— Жилой дом по улице Фурманова, 16 признан аварийным и подлежащим сносу в январе 2020 года. Многоквартирные дома, признанные аварийными в период с 2017 по 2022 годы, планируются включить в новую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Вышеуказанный дом соответствует критериям для включения в эту программу.
Напомним, ранее мы рассказывали об обратной стороне жизни в Уфе — элитных поселках, где стоимость одного участка может равняться рыночной цене целого квартала таких бараков. Чего только стоят дома в Михайловке и Суровке, где местные умудрились построить себе целый рай на берегу озера.