Существует множество возможностей для заработка: это постоянная работа, подработка, всякие незаконные деяния и так далее. Риски существуют везде, но больше всего их при неофициальном трудоустройстве. В Уфе существует организация, которая предоставляет услуги грузчиков, разнорабочих, слесарей и прочих рабочих специальностей — и ее сотрудники работают на честном слове. Все знают, что они есть, но все делают вид, что их нет. UFA1.RU рассказывает, как известный уфимский бизнесмен создал проект под названием «Тимуровцы», в котором собирает заказы для разнорабочих, и получает на этом прибыль.
Тимуровцы на час
Толпы людей стоят на остановке возле «Тинькофф Холла». Они всё время чего-то ждут. Или кого-то. Они не садятся в трамвай, не идут на другие остановки. Потому что здесь их база. Они — наемные рабочие — так называемые тимуровцы. Но те за работу ничего не брали, а этим деньги необходимы. Большинство пенсионного возраста мужчины, которые не могут нигде устроиться официально. Кто-то из-за возраста, кто-то из-за документов, кто-то — из-за проблем с законом.
На панорамах «Яндекс Карт» от 2020 года можно заметить, что на остановке собралось порядка двадцати человек. Это было лето, только-только отгремела первая волна коронавируса. В ходе нее много людей потеряли работу из-за простоя предприятий на карантине, некоторые просто закрылись, а сотрудники сидят без работы и денег. Поэтому такой вариант, когда ты где-то временно подработал, выглядит неплохо.
Корреспондент UFA1.RU пришел к «тимуровцам» под видом человека, который ищет работу. На месте сбора уже сидело около десяти человек, а один стоял и что-то высматривал. Это оказался вербовщик, который отвечал за координацию рабочих. Устройство сюда не предполагало каких-то лишних звонков и вообще любых формальностей — подписывать ничего не надо, данные не нужны. Единственное, что интересовало вербовщика, сколько лет кандидату. За ребенка он ответственности нести не хочет. Хотя он так и так не несет ответственности — попробуй доказать, что это он тебя отправил куда-либо. Узнав, что новому работнику больше 20 лет, он сразу же предложил отправиться с другими на задание.
Люди приходят на место, изъявляют желание поработать и ждут. Их могут спросить о специализации — вдруг кому-то больше хочется поработать грузчиком, чем копателем грядок. Или наоборот. Как поступает заявка — вербовщик предлагает ее собравшимся, а те либо соглашаются, либо нет. В случае с корреспондентом UFA1.RU требовалось четыре человека для разгрузки коробок с печеньем. Несмотря на то, что люди уже были, почему-то никто не хотел ехать. Точнее, трое согласились, а четвертого найти не могли — хотя позже он появился. Им стал автор этого материала.
Не мешки ворочать
— Работа нормальная, ничего грязного (одежду не запачкаешь. — Прим. ред.). Не мешки, не цемент. Просто коробки складывать, — ответили корреспонденту рабочие на вопрос о том, насколько тяжело придется.
Как только определился состав рабочих, адрес следования — настало время идти на остановку. Ни у кого из троих денег на проезд не было, видимо, поэтому они ждали четвертого, чтобы он и оплатил. Почему не пошли остальные — никто не знает. По словам вербовщика, предполагается, что с разгрузкой коробок мы справимся за 5–6 часов и получим за это по полторы тысячи рублей каждый.
Как рассказал один из рабочих, если всё проходит успешно — в конторе берут твои контакты и потом, если что вдруг, предлагают какую-то работу. Либо можно приходить сюда самому и ждать. На вопрос о том, насколько реально здесь заработать, он ответил так:
— Вот сейчас мы за четыре часа получим по полторы тысячи, а вот тут (на стройке за «Тинькофф Холлом». — Прим. ред.) люди получают 1200 рублей за восемь часов. Приходили оттуда и предлагали уже.
Плюс ко всему, добавляет другой рабочий, здесь можно устроить перерыв когда захочешь, а самое главное — не цемент таскаешь. Судя по всему, у него был опыт — и оказался негативным.
— Я раньше за Северным автовокзалом работал, в день по 11 фур разгружали — картошка, морковь, сахар… — вспоминает мужчина.
Другой добавляет, что сахар больше таскать не будет. Этот же рабочий поделился, как когда-то ему пришлось тащить ванну весом в 70 килограммов. Судя по матерным репликам, ему это тоже не понравилось. В общем, у всех оказались свои нелюбимые виды работ. А вот коробки с печеньем, говорят рабочие, вообще легкие: каждая килограммов по шесть. Другой его поправляет, что бывает и по два кило на коробку. Работа в принципе бывает разная. Где-то нужно вынести строительный мусор, где-то вскопать огород. Первым тоже заниматься особо не любят, потому что тяжело (по 50–70 килограммов) и платят за это мало.
Подводные камни
Самый главный подводный камень во всей этой истории — неофициальное трудоустройство. Ты можешь отработать смену, а получить шиш — хотя здесь таких случаев не бывало, уверяют рабочие. Здесь не бывало, а в другом месте может. На официальной работе тоже случаются задержки, но тогда можно будет рассчитывать на помощь Гострудинспекции или прокуратуры, а у «тимуровцев» нет никаких документов, которые подтверждают статус рабочего. Для закона этих людей, работающих без договоров, попросту не существует.
Заказчиком может быть кто угодно. Это и магазин, и частное лицо — кто знает, что на уме у человека, живущего за высоким забором.
— Предложить работу может кто угодно. Даже бабушка может прийти и попросить вскопать ей огород — такое уже бывало, — рассказывает рабочий.
Как раз такой формат работы ему не нравится, так как сильно устает спина. К тому же сможет ли пенсионерка предложить хорошую цену за работу? Вряд ли. С другой стороны, она может отплатить плодами, которые рабочие выкопали.
Впрочем, бывали случаи, когда работа не соответствовала оплате.
— Очень трудно работать, когда работа не соответствует оплате. Например, тебе за нее должны 2,5 тысячи [рублей] заплатить, а дают только одну тысячу, — делится один из рабочих.
Так, у бригады был выезд за город в частный дом — вывоз строительного мусора. По словам рабочего, владел домом человек на дорогой машине, а заплатили им всего тысячу, хотя работы там на 10 тысяч.
— Приезжаешь к таким — у них джипы, дома, миллионеры одним словом. Ему говоришь: «Добавь, это же работа тяжелая, дай нам по две тысячи вместо одной», а он: «Нет, денег нет». И всё. Вся охота работать пропадает, — отмечает рабочий.
Мужчины рассказывают, что работали в авиационном техникуме — тоже что-то перетаскивали, но за это им заплатили меньше, чем хотелось бы. В Доме печати, по их словам, им платили по 350 рублей за час — за шесть часов можно получить 2 тысячи. В целом же трудяги говорят, что в день можно заработать и полторы тысячи рублей, и даже три. Однако бывают моменты, когда зарабатываешь меньше тысячи. После февраля 2022 года с этим стало сложнее.
— Вот чего-то санкции пришли, цены поднялись, а наша работа почему-то не подорожала ни разу. Почему мы дешевые, а продукты дорогие? — рассуждают рабочие.
Кто этим всем владеет
За созданием компании, которая предоставляет рабочую силу, стоит уфимец Динар Муллаянов — об этом он сам рассказывает в соцсетях. Муллаянов постоянно говорит, что он — «основатель компании «ТимуровцыУфа»». Однако такого юридического лица ни в Башкирии, ни в России тем более не зарегистрировано, что еще раз подтверждает нелегальность его предприятия. Хотя надо отметить, что попытки легализоваться были.
По данным сервиса «Контур.Фокус», в 2004 году Муллаянов зарегистрировал автономную некоммерческую организацию «Тимур и его команда», но она закрылась через четыре года. Интересно и другое: род деятельности. Он был связан с социальными услугами (код по старому ОКВЭД 85.32), которые предполагали помощь беженцам, социальную помощь детям и подросткам, также велась деятельность по предотвращению жестокого обращения с детьми, консультирование по домашнему бюджету и прочее. Никакого оказания рабочих или похожих услуг предусмотрено не было.
Динар Муллаянов хвалит самого себя, говоря, что является бизнесменом с огромным опытом. Что ж, опыт у него действительно есть. Например, в 2010 году он числился директором бани «Березка». В начале 2017 года он являлся директором ООО «ЖЭУ № 25». С августа того же года предприятие было на грани банкротства, оно завалено исками о «неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам энергоснабжения». Кроме того, в 2017 году Государственная инспекция труда Башкирии проводила проверку компании и нашла там нарушения.
В октябре 2017 года Муллаянов был директором ООО «ЖЭУ № 25». В таком качестве он пробыл всего месяц, а потом у компании начались проблемы: ФНС через суд пыталась признать ЖЭУ банкротом с долгами на 19 миллионов рублей. У предприятия к тому же были долги по зарплате на 708 тысяч рублей.
Сейчас же Муллаянов занимается бизнесом в компании ООО «Феникс-плюс». Она выполняет строительные, земляные, штукатурные и иные работы. Род деятельности очень похож на то, чем занимаются «тимуровцы», но сами они не имеют отношения к «Фениксу». По данным «Контур.Фокуса», на конец 2021 года ООО имело на балансе 586 тысяч рублей, выручка составляла 2,8 миллиона, а чистая прибыль — всего 18 тысяч. По всем показателям наблюдается упадок в сравнении с началом 2021 года.
Муллаянов управляет компанией с 2019 года, а ранее этим занимался некто Руслан Зубков, который является директором в различных ЖЭУ Калининского района, где как раз свою аналогичную деятельность вел Муллаянов. Совпадение? Возможно. В 2021 году полный тезка Зубкова упоминался Госкомитетом по строительному и жилищному надзору как человек, которого допустили до конкурса на должность в государственной структуре. В публичном списке сотрудников его нет.
Учредителями «Феникса» являются тот же Зубков и некто Артур Саитгареев, который в других связях с бизнесом не замечен. Кстати, у компании был госконтракт — с управлением делами президента России. Касался он разгрузки и погрузки, то есть как раз профиль «тимуровцев». В прошлом у «Феникса» были проблемы с приставами: с компании пытались взыскать страховые взносы, но эти производства успеха не имели, так как приставы не смогли найти ни должника, ни его имущество. В 2016 году «Феникс» получил штраф 50 тысяч рублей, потом была пара взысканий по 10 тысяч рублей.
Красиво стелет
Вообще, социальные сети организации очень интересные. Например, на YouTube снимается в основном сам Муллаянов. На первом видео он, сидя в спортивной форме, рассуждает о «бизнес-молодости», рекламных процессах компании и необходимости вливаться в них с головой. В это время на остановке тянется длительное ожидание — «тимуровцы» Муллаянова надеются, что приедет выгодный заказчик.
— Я как руководитель обязан вникать во все рекламные кампании своего предприятия, полностью курировать все процессы, изучить ее технологию и внедрять, — говорит Муллаянов на видео.
Судя по соцсетям, любимое слово бизнесмена — инсайт, от английского insight — «озарение», неожиданное нахождение решения проблемы или задачи. На еще одном видео показывается девушка, которая представилась как Регина Муллаянова. В ролике дама читает текст с монитора о том, насколько «тимуровцы» крутые и почему к ним стоит обращаться. Она уверяет, что сотрудники компании помогут сэкономить время другим. Регина заявляет, что «тимуровцы» помогали реконструировать аэропорт, строить конгресс-холл «Торатау» и многие другие известные объекты Уфы.
В другом видео показывается мужчина, который восхваляет «народное предприятие» и говорит о «человеческом отношении к людям». Следующий ролик — и вновь сам Динар Муллаянов, на этот раз он говорит о каком-то своем личном проекте, для которого придумал бизнес-план. Он просит зрителей инвестировать в его новое предприятие, обещая, что через четыре года они выйдут в плюс и начнут зарабатывать.
На самом деле YouTube-канал обновляется очень редко. На весеннем видео некий молодой человек не очень уверенно рассказывает, как он сам пришел в «тимуровцы» в 2005 году, еще будучи студентом. Вся его речь сводится к тому, что компания позволяет легально заработать денег. Еще одно видео опубликовано два месяца назад. На нем Динар Муллаянов показывает строительный мусор в многоэтажке и то, как его надо выносить. То есть реально: там показаны мешки, а потом сам Динар идет по дому в поисках лифта, на котором можно спуститься с 15-го этажа.
На Новый год он выступил с обращением, в котором сказал, что 2022-й для него был очень сложным.
— Это и самые проливные дожди… мы, тимуровцы, те люди, которые зарабатывают деньги физическим трудом, своими руками, мозолями, мы сами идем и сами зарабатываем деньги. Никто, кроме нас, нашу семью не прокормит. За меня дядя Вася не пойдет и не заработает, на «пятачок» (так называется остановка, де собираются рабочие. — Прим. ред.), — говорит Динар.
Дальше — вновь жалобы на проливные дожди, из-за которых рабочие не могли ехать на задания. Он утверждает, что в городе очень многие люди проходили через «ТимуровцыУфа», в том числе работники районных и городской администраций.
— Это компания, которая вносит огромный вклад в наш город Уфа. Кто, если не «тимуровцы», строит этот город, убирает снег, копает землю в мороз? Только «тимуровцы» выполняют самую тяжелую работу, — заявляет Муллаянов.
Далее он вновь говорит, что его люди строят и благоустраивают город. Было ли это на самом деле, что «тимуровцы» отстроили едва ли не всю Уфу? Маловероятно.
В одном из своих немногочисленных интервью Муллаянов заявлял, что его предприятие очень внимательно подходит к подбору персонала. Более того, с каждым новым сотрудником проводят собеседование, узнают его прошлое и «профессиональные данные». Однако корреспондент UFA1.RU, по сути уже устроившийся «тимуровцем», ничего подобного не проходил. Об имеющемся опыте спрашивали только рабочие, с которыми предстояло работать.
Кроме того, Муллаянов утверждал: работы настолько много, что не хватает рук. Но часто люди просиживают весь день в ожидании и заказов, а уходят ни с чем. В друзьях у уфимского бизнесмена можно встретить много знакомых и не очень имен, которые работают в Курултае, Горсовете Уфы и администрациях районов Башкирии. В разговоре с UFA1.RU он рассказал, как на его точку приезжал сам Рустэм Хамитов, когда еще возглавлял республику. Это подтвердили несколько рабочих-старожилов.
— Он в соседний магазин приехал, увидел нас, подошел, спросил, что за столпотворение, — вспоминает «тимуровец». — Мы ему всё объяснили, а что тут такого? Всем нужна работа, любые способы хороши, а многие же не могут устроиться официально. Хамитов предложил помочь с этим, пара ребят помоложе вызвалась, один, кажется, до сих пор где-то там работает, но где, не знаю. Знаю, что устроился человек, не обманул президент.
Динар Муллаянов настаивает, что его проект — одна только польза. Действительно, работа всем нужна, но не все могут найти постоянную. Такие точки — возможность заработать хотя бы день. По словам предпринимателя, он не раз видел, как на остановку приходили мужчины респектабельного вида, как обычно выглядят заказчики, но выяснялось, что они оказались в сложной ситуации и им надо как-то «перекантоваться». Такие денек-два поработают, а потом не появляются — значит, дела пошли на лад и на точке стоять нет нужды.
— Людям нужно деньги зарабатывать, — повторяет Муллаянов. — На работу их никуда официально не берут, а здесь я им предлагаю возможность сделать дело и получить сразу же деньги. Что в этом плохого?
По словам Муллаянова, эта идея ему пришла еще в конце девяностых — начале нулевых, когда он сам был студентом и искал возможность подработать.
— Ходил по домам, офисам, спрашивал, кому нужен человек на уборку, на ремонт, грузчик, что угодно, — рассказывает предприниматель. — Тут поработал, там показал себя, людям номер оставил, они снова звонят, предлагают работу, база [клиентов] накапливалась, начал других ребят подтягивать, и так постепенно это выросло в «тимуровцев».
Угрозы
Но не все так гладко у Динара Муллаянова. На прошлой неделе он обратился в UFA1.RU с сообщением об угрозах в свой адрес. По словам предпринимателя, несколько дней назад на одного из его работников напал конкурент. Дело в том, что на точке «тимуровцы» работают не одни. Туда же приходят другие работяги и вербовщики-координаторы — среди них отец знаменитого уфимского певца Face* Тимофей Дремин. Последний скептически относится к проекту Муллаянова. Дремин считает, что бизнесмен наживается на работягах, маскируя это под социальный проект, и оттесняет всех, кто не хочет платить ему мзду.
Между Муллаяновым и недовольными периодически вспыхивают конфликты, но до поры до времени они старались, что называется, не выносить сор из избы, хотя обе стороны в разговоре с UFA1.RU намекали на нечистоплотность другой — но обходились лишь намеками, без подробностей. Но в недавней стычке один из работников Муллаянова получил из перцового баллончика в лицо, а после этого самому предпринимателю, как он заявляет, стали поступать угрозы. По его словам, это дело рук еще одного экс-«тимуровца», который ушел в «вольную» вместе с Дреминым-старшим. Последний отмел версию о том, что может быть как-то к этому причастен.
— Я — законопослушный гражданин, никакой расправой ему не угрожал, — сказал UFA1.RU Тимофей. — Единственное — он поговорил со мной на повышенных тонах, я сказал ему: «Ты, щенок, так со мной не разговаривай, потому что я тебе в отцы гожусь». Всё. Сейчас у нас просто личная неприязнь. Мы с ним просто поругались. Он хотел со мной по линии полиции разобраться, но я его предупредил, что если вдруг у меня найдут наркотики, а я не пью и не курю, или меня закроют, я буду знать, что это сделал Динар. Я сказал, что если такое будет, я пойду в полицию и напишу заявление, а он, видно, испугался.
Говоря про Гайнетдинова, который якобы совершал нападения на остановке, мужчина сказал, что знаком с ним, но его действия не координировал.
— Он мой знакомый, не родственник, я за него не ответственный. Пускай что хочет, то и делает, — добавил Дремин.
UFA1.RU будет следить за развитием событий.
* Ивана Дремина (Face) Минюст РФ включил в список СМИ-иноагентов 8 апреля 2022 года.