
Сегодня, 27 октября, у главы Башкирии Радия Хабирова пройдет прямая линия. Там он ответит на вопросы жителей республики. Мы собрали самые популярные жалобы и вопросы, которые задают чиновнику. И они действительно острые.
Социальные сети давно стали не только инструментом коммуникации между людьми. Сейчас соцсети — это больше, чем просто общение: для кого-то это последняя надежда достучаться до властей, чтобы решить свою проблему. Страница главы Башкирии Радия Хабирова давно превратилась не то в прямую линию, не то в службу одного окна.
Мобилизация
Острой темой по-прежнему является мобилизация и связанные с ней проблемы. После того как первые мобилизованные отправились в войсковые части, прояснилась проблема с оснащением и условиями жизни — и это вроде уже решили, в том числе благодаря информационному шуму. Однако следом идут другие трудности — многодетные отцы, о которых вспомнили уже тогда, когда их отправили на боевое слаживание. Уже несколько недель власти Башкирии обсуждают, как можно вернуть из частей отцов трех и более детей. К вопросу подключились Генштаб, Госдума, но документального решения так и нет.
В связи с этим жены продолжают писать Хабирову просьбы вернуть их мужей домой.
— Вы вчера только приняли закон о возвращении многодетных отцов, почему именно Кушнаренковский район не следует закону? — пишет девушка по имени Алина.
Она говорит, что в семье трое детей, а еще больная мать. Какого-либо ответа она на момент публикации этого материала не получила.

Еще одна жалоба касалась того, что мобилизованный, имеющий противопоказания к службе, всё равно находится на боевом слаживании.
— Брат находится в Казани. Ему 14 октября присвоили категорию Г — временно не пригоден к военной службе, так как у него язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Объясните, почему он всё еще не в госпитале? — спрашивает жительница Алина.
Ей ответили из самой администрации главы — порекомендовали, чтобы мобилизованный сам обратился к командиру и заявил о плохом самочувствии. Вот только не всегда командование принимает во внимание жалобы солдат, а если и готово принять — то не всегда сами военнослужащие хотят кому-то жаловаться. Таков менталитет.
О сложностях на боевом слаживании пишет и сам мобилизованный. Роман находится в Пензе и заявляет, что от мэра Уфы не видел никакой помощи — хотя военнослужащим из Стерлитамака приходили посылки из городской администрации.
— Почему нам нет никакой гуманитарной помощи от мэра Уфы? Ребятам из Стерлитамака приходит гуманитарная помощь в виде всего необходимого (жгуты, наколенники, теплые шапки и балаклавы, рации). Нам от Уфы тоже не помешала бы такая помощь, — говорит Роман.

Жительница Башкирии Анастасия тоже попросила главу РБ обратить внимание на возврат многодетных отцов домой.
— Зятя отправили 25 сентября в Казань. Нет ни рубля оплаты, есть трое детей, кому-то дают отсрочку, а кого-то возвращают, но не в Башкирии. Писали заявление в военкомат, звонил представитель и предложил собрать пакет документов, чтобы они отвезли его на рассмотрение в Уфу. В итоге военкомат отказал в возвращении зятя, почему и зачем — не объясняют, — пишет Анастасия.
Она отмечает, что на ее вопросы ей не отвечали и в других публикациях. Она собирается подавать жалобу вместе с другими женами, которые оказались в похожей ситуации.
Благоустройство
Под эту категорию мы отнесли не только «сделайте новый бульвар», но и дороги — ведь именно с них должна начинаться жизнь в районе. Часто бывает, что построив новый район, дороги в нем не делают — или строят их так, что смотреть страшно.
Житель села Кандры Туймазинского района Бахтияр жалуется Радию Хабирову на состояние дорог в населенном пункте.
— Нет дороги к социальным участкам для многодетных семей и семей с детьми-инвалидами. 10 лет администрация Туймазинского района кормит отписками и кивает на республику о недостаточном финансировании. Возьмите под личный контроль, пожалуйста, — пишет мужчина.
Причем он специально указывает в своем обращении, что вопрос адресован именно главе региона, а не администрации района — та, впрочем, всё равно ответила, что обращение будет рассмотрено.

Вообще в Туймазинском районе как-то всё плохо с дорогами: житель Туймазов Марат пишет, что он живет в переулке Луговом — и там уже 14 лет нет нормальной дороги, а на соседней улице Луговой — есть.
— Параллельной улице Луговой стоило только построиться — сразу отсыпали (по всей видимости, гравий. — Прим. ред.), так как там живут бывшие прокурор и начальник полиции Туймазов, — пишет Марат.
История об отсутствии дорог в населенных пунктах, где живут многодетные семьи, не новая — и встречается даже в Уфе (хотя, казалось бы, большая часть средств идет в столицу). Там жители тоже просили главу республики обратить внимание на страх и ужас.
Следующая весточка — из Чесноковки, Уфимский район.
— Сколько можно уже просить хотя бы щебенкой обсыпать дорогу, невозможно ни пройти к домам, ни проехать, — пишет местный житель Николай.
Причем он обращает внимание, что дорог нет только на одной улице — у всех остальных асфальт имеется. И таких жалоб очень много.
Стройка
Немало нашлось просьб что-либо построить. В основном жители Башкирии просят построить спортивные комплексы, в том числе в Стерлитамаке (оттуда больше всего просьб).
Еще много людей просили Хабирова вмешаться в ситуации с ЖК «Московский» в Уфе. Некоторые его части остались недостроенными, люди вложили деньги, но жилье так и не получили.
В Минстрое Башкирии на это ответили, что республика выделила средства «для софинансирования текущих объектов в рамках работы с Фондом развития территорий». Этот фонд должен созвать наблюдательный совет, который и примет решение: достроить дом или выплатить жильцам деньги. Очередной бюрократический ад.
Также в категорию стройки можно отнести ситуацию с домом на улице Шота Руставели в Уфе. Жители дома несколько месяцев засыпали страницу главы Башкирии с просьбой вмешаться. UFA1.RU подробно рассказывал их историю: общежитие со временем стало в прямом смысле проваливаться под землю, но помогать жильцам никто не хочет. После публикаций в СМИ у жителей состоялся разговор с главой района, также им предложили новое жилье в Черниковке (а сами они при этом были готовы уехать хоть в Шакшу — лишь бы в нормальное место). Стоит отметить, что в тех же комментариях у Хабирова власти противоречат сами себе: в мэрии утверждают, что расселят дом до конца 2022 года, а администрация района заявляет о «неопределенных сроках». В конце сентября стало известно, что мэр Уфы дал добро на снос бараков.

Много обращений поступает из микрорайона Миловский парк в Уфимском районе.
— Держите ли вы на контроле завершение строительства и пуск в эксплуатацию новой школы на 1225 мест? Обещали хотя бы до ноября завершить все работы, включая получение разрешения на ввод в эксплуатацию и всех необходимых лицензий и свидетельств, — пишет местный житель Ильшат.
Вообще с Миловским парком в последнее время связаны нехорошие истории. Летом там погибли двое рабочих — недавно стали известны причины одного из инцидентов (по результатам расследования трудовой инспекции).
Отопление
Еще одна тема, которая волнует очень многих. Так, на холодные батареи особенно часто жалуются жители уфимской Черниковки — улицы Репина, Интернациональной, Кольцевой. Иногда встречаются адреса из Затона, проспекта Октября и даже центра — улицы Салавата.
Также поступают жалобы из деревни Шамонино Уфимского района — жителям проводили газ и сняли электрокотлы, вместо них установили газовые. Казалось бы, всё прекрасно.
— В итоге основная трасса газопровода всё еще не сдана, мы сидим без газа и без отопления. На улице минусовая температура, дома греем электрообогревателем, — пишет жительница деревни Зиля.
Она добавляет, что в газовой компании ей сообщили «окончательную дату проведения газа» — 24 ноября. При этом в конце октября уже выпадает снег и начинаются заморозки. Стоит отметить, что такие вопросы Центр управления регионом или различные администрации решают намного быстрее, чем какие-либо другие.
Проанализировав комментарии, можно прийти к выводу, что многие жители надеются именно на главу, что ответит именно он — однако, увы, вряд ли он видит их комментарии и вообще в курсе, что они существуют. Иногда жителям в решении их проблем помогает внимание СМИ — ведь комментарии остаются только на странице главы региона, и больше их никто не видит, а значит, можно удалить, забыть или оставить без ответа. С информационным шумом такое уже не прокатит — и потому зачастую именно после известий в СМИ власти начинают работать.