Хабиров не Санта: как работает система электронных обращений граждан Башкирии к властям республики (честный эксперимент)

Спойлер: в решении проблем поможет только чудо

Ежедневно на сайте электронной приемной публикуют множество жалоб на городские проблемы

Ежедневно на сайте электронной приемной публикуют множество жалоб на городские проблемы

Поделиться

В Новый год жителям республики надеяться на Деда Мороза не приходится, а городские проблемы, увы, не исправить ударом посоха старого волшебника. В надежде получить от властей хоть какую-нибудь реакцию горожане ежедневно пишут огромное количество обращений на сайте электронной приемной органов власти республики. Там они рассказывают о проблемах, которые обязаны решать чиновники. Насколько оперативно решаются вопросы, читайте в нашем материале сегодня, 3 января.

Быстрый или не очень?

Как гласит информация на сайте электронной приемной, сервис «делает общение с органами власти республики доступным, удобным и быстрым». Расхваливая придуманную систему, чиновники уверяют пользователей, что теперь им не нужно стоять в очередях в надежде попасть на прием.

— Несколько кликов — и ваше предложение уже отправлено на рассмотрение — в любое удобное время, из любой географической точки. Главным преимуществом «Электронной приемной» является то, что, выходя на сайт, вы моментально получаете доступ ко всем министерствам и ведомствам Башкортостана и можете обратиться к ним напрямую, — гласит текст в разделе «О проекте».

Чтобы обратиться к властям и рассказать о своей проблеме, нужно зайти на сайт letters.bashkortostan.ru и нажать кнопку «Написать обращение». Однако здесь и начинаются первые проблемы. Чтобы написать обращение, нужно быть зарегистрированным на сайте «Госуслуги». В противном случае сайт грозит вам виртуальным пальчиком и предупреждает, что вы не сможете следить за ходом рассмотрения дела. А некоторые ведомства вообще не имеют полномочий проводить проверки по жалобе, не убедившись, что вы реальный человек, зарегистрированный на этих самых «Госуслугах».

Выбора у пользователя не остается. Так или иначе сервис вынуждает вас зайти на сайт приемной либо через сайт вашего банка, который также отправляет вас регистрироваться на «Госуслуги», либо обращаться в МФЦ.

Отправить жалобу анонимно не получится

Отправить жалобу анонимно не получится

Поделиться

Регистрацию можно получить тремя способами

Регистрацию можно получить тремя способами

Поделиться

Получить запись на «Госуслугах» можно через банк

Получить запись на «Госуслугах» можно через банк

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Как только вы введете данные от «Госуслуг», тут же попадаете в личный кабинет электронной приемной. Там можно заполнить свой профиль, указав Ф. И. О., контактный номер телефона, адрес проживания и электронной почты. При большом желании можно рассказать также о своих увлечениях и месте работы, вплоть до должности. Также можно посмотреть все обращения, которые в разное время были направлены властям, и сообщения с форума [если жалоба была опубликована публично и новость задела читателей за живое, то и такое вполне возможно].

— Всё, что требуется от заявителя, — правильно заполнить ячейки, прикрепить нужные файлы и нажать кнопку «Отправить». Обращение будет принято в систему электронного документооборота органов власти и через минимальное время будет рассмотрено. Кроме того, рассказывая о той или иной проблеме, пытаясь решить какой-либо вопрос, вы можете «привязать» его к конкретной точке на карте республики — это очень удобно. По желанию заявителя его обращение становится общедоступным. На сайте имеется возможность обсуждения опубликованных обращений и ответов на них, — гласит текст справки на сайте приемной.

Но и здесь будет новая загвоздка. Перед тем как написать свое обращение, сайт покажет вам огромный лист пользовательского соглашения, в котором есть один любопытный пункт.

— Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в органы власти и предусмотренную законодательством ответственность в этой сфере общественных отношений. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда. (п. 2 ст. 16 № 59-ФЗ), — сообщается на сайте.

Адвокат Роман Петров пояснил, что закон, который позволяет призывать жалобщиков к ответственности, действительно есть.

— Если человек подал ложную жалобу, а власти в связи с этим понесли расходы, то в таком случае на жалобщика могут подать в суд. Согласно указанному в тексте закону, госорганы могут взыскать с гражданина потраченные средства, — пояснил Петров.

Адвокат считает, что это правильное предупреждение для тех, кто привык обращаться к властям без всякого весомого повода.

Агрессивные собаки, темные улицы и опасный спуск

Всего за год корреспондентом UFA1.RU было отправлено пять обращений. Давайте рассмотрим их подробнее.

Химический запах

Первое было направлено в адрес главы республики еще 7 июля. Корреспондента волновал химический запах в микрорайоне Затон. Напомним, что горожане с конца мая задыхались от зловоний. Как выяснилось, их источником стал пожар на мусорном полигоне в Новых Черкассах. В июле Роспотребнадзор республики взял ситуацию под контроль, однако лучше не стало.

— Прошу провести взятие и анализ проб воздуха в утреннее время в микрорайоне Затон (улица Союзная). С 5 июля 2021 года невозможно открыть окно по утрам, в нос бьет резкий химический запах. Просьба разобраться с ситуацией, — такое обращение было направлено в адрес Радия Хабирова.

Также корреспондент попросил создать интерактивную онлайн-карту по отслеживанию жалоб на химический запах, чтобы у жителей была возможность сообщить о проблеме, а власти могли оперативно ее решить.

В этот же день, 7 июля, обращение было зарегистрировано под номером 1-Г-12275. Исполнителем поручения были назначены мэр Уфы Сергей Греков и глава Роспотребнадзора республики Анна Казак.

Спустя неделю пришел ответ от управления по обеспечению жизнедеятельности администрации Уфы.

— Системный мониторинг загрязнения окружающей среды осуществляется на 9 стационарных постах Башкирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Согласно сведениям, в период с 5 по 8 июля 2021 года превышений допустимых концентраций по контролируемым на постах примесям не выявлено. В указанный период превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ автоматизированными станциями Управления государственного аналитического контроля также не выявлено, в том числе 7 июля замеры проводились по адресу: город Уфа, улица Летчиков, дом 2, корпус 1, — доложили о результатах проверки в управлении.

Также в документе сообщалось о том, что обращение было направлено в Роспотребнадзор республики. 22 июля корреспондент получил письмо от Министерства природопользования и экологии республики. Эксперты ответили, что источниками загрязнений являются промышленные предприятия Уфы.

9 августа также подготовили ответ по обращению в Министерстве цифрового развития. Чиновники своеобразно оценили идею создать интерактивную карту по неприятным запахам в городе.

— Министерство занимается созданием единого окна цифровой обратной связи, включая обращения, жалобы (далее — Платформа обратной связи). Оставить свое сообщение о проблеме можно через приложение «Госуслуги. Решаем вместе». Затем указать местоположение проблемы и приложить фото- или видеоподтверждение, — рекомендовали в ведомстве.

Таким образом, все ответили, но проблема на тот момент не решилась. А потом запах исчез, сам. Но спустя несколько дней.

Светофор

Второе сообщение в адрес главы республики было направлено по поводу светофора на перекрестке улицы Ленина и бульвара Ибрагимова. Проблема заключалась в том, что зеленый сигнал светофора стал короче. Из-за этого пешеходы, особенно мамы с колясками, зимой не успевают перейти дорогу. Корреспондент UFA1.RU обратился с просьбой увеличить длительность разрешающего сигнала для пешеходов.

Светофоры на бульваре Ибрагимова буквально заставляют перебегать дороги и аллею

Светофоры на бульваре Ибрагимова буквально заставляют перебегать дороги и аллею

Поделиться

Обращение было зарегистрировано в этот же день, 15 декабря, под номером 1-Г-23689. Однако вместо главы республики решение проблемы, согласно уведомлению, было вновь поручено решать мэру города. По данным на 3 января 2022 года, ответа так и не последовало, впрочем, как и решения проблемы.

— Ваше обращение получено и направлено в орган местного самоуправления. Исполнитель Сергей Греков — администрация города Уфа, — сообщается в тексте уведомления.

Но проблема так и остается нерешенной.

Пешеходный переход

16 декабря в адрес Радия Хабирова было отправлено очередное обращение. Жители Затона уже несколько лет не могут нормально спуститься к пешеходному переходу в районе остановки «Речное училище». Власти положили новый асфальт, но сделать удобным спуск с дороги забыли. Как только наступает осенне-зимний период, жители вынуждены искать обходные пути, чтобы не сползать со скользкой дороги.

В зимнее время спуск (скат) нравится только школьникам

В зимнее время спуск (скат) нравится только школьникам

Поделиться

Обращение № 1-Г-23749 было зарегистрировано только на следующий день, 17 декабря. Разбираться с городской проблемой поручили администрации города. Но по сей день тишина.

— Ваше обращение получено и направлено в администрацию города, — сообщили в уведомлении на сайте электронной приемной.

Проблему, кстати, так и не решили.

Освещение дороги и тротуар

На следующий день, 17 декабря, в адрес главы республики было направлено очередное обращение. В нем указывалась проблема освещения на улице Запорожский переулок в Затоне. Местные вынуждены передвигаться по ней в кромешной тьме. Но самое опасное, что в этой темноте лихачи-водители не видят людей, которые идут по проезжей части, потому что пешеходных зон там попросту нет.

По темному переулку ежедневно ходят дети и взрослые

По темному переулку ежедневно ходят дети и взрослые

Поделиться

В кромешной темноте приходится ходить с фонариком

В кромешной темноте приходится ходить с фонариком

Поделиться

Уведомление о принятии обращения № 1-Г-23816 было направлено только 20 декабря. По сложившейся традиции решать вопрос поручено городской администрации. А дальше вы уже знаете — ответа и решения проблемы не последовало.

Бродячие собаки

Еще одна проблема заключалась в том, что на Ленина, 156 стая бродячих собак кидалась на местных жителей. Тут реакция была чуть более оперативной. Обращение зарегистрировали под номером 1-Г-23970 и направили для решения вновь в администрацию города. Спустя 3 дня — 24 декабря — на почту корреспондента UFA1.RU пришел ответ по проблеме.

Поделиться

Поделиться

В Управлении коммунального хозяйства проблему не оставили без внимания

В Управлении коммунального хозяйства проблему не оставили без внимания

Поделиться

В Управлении коммунального хозяйства Уфы сообщили о том, что обращение по поводу бродячих собак было принято на контроль.

— Подрядной организации выдан заказ на отлов безнадзорных животных по указанному адресу, — сообщается в тексте ответа.

Отметим, что к тому моменту, как пришел ответ от управления, стая бродячих собак поменяла свое месторасположение, но проблема при этом в городе продолжает оставаться актуальной. Так, недавно прокуратура республики возбудила уголовное дело по факту нападения бродячих собак на двух школьников.

Что волнует людей

Власти подвели промежуточные итоги динамики обращений граждан к главе республики за первое полугодие 2021 года. Согласно данным, опубликованным на сайте главы республики, всего за это время поступило 12 122 обращения. Чаще всего жителей республики волновали проблемы в сфере коммунального хозяйства, благоустройства населенных пунктов и здравоохранения.

За первое полугодие жителям направили 3011 ответов, среди которых есть и от правительства республики.

Среди жителей республики находятся и те, кто обращается к главе Башкирии с просьбой решить личные проблемы

Среди жителей республики находятся и те, кто обращается к главе Башкирии с просьбой решить личные проблемы

Поделиться

Кроме сайта электронной приемной органов власти Республики Башкортостан, также существует центр управления регионом — организация, занимающаяся сбором, анализом и передачей органам власти жалоб жителей Башкирии в социальных сетях. Республика учредила ЦУР одной из первых в стране, для него построили отдельное здание на Южном склоне Уфы за полмиллиарда рублей. УФАС республики выявила признаки нарушения антимонопольного законодательства при процедуре определения подрядчика. Глава Башкирии очень гордится республиканским ЦУРом: там он проводил встречу с журналистами и многие другие мероприятия. Подробнее о том, как работают ЦУРы, мы рассказывали в отдельной статье.

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter