За уфимскими торговыми центрами зачастую стоят такие истории, что диву даешься: то британский кофейный магнат всплывет среди их владельцев, то компания, связанная с премьер-министром Башкирии. Иной раз поиск выгодополучателей моллов приводит к губернатору-чекисту из соседнего региона, биография которого, пожалуй, достойна отдельной статьи. UFA1.RU продолжает рассказывать истории ТЦ Уфы — в этом материале мы остановимся на ТК «Центральный», более известном горожанам как Центральный рынок. Когда-то здесь скакали лошади и трудились военнопленные, а сейчас развернулось одно из самых громких банкротств последних лет. Вот как так вышло.
От концлагеря до торговых палаток
Как сообщают в мэрии Уфы, первый павильон Центрального рынка открылся по улице Цюрупы 12 декабря 1965 года. Раньше здесь находились государственные конюшни, поблизости проводились скачки. В годы Первой мировой войны пространство здесь застроили казармами, которые использовались как концлагерь для военнопленных. Торговые предприятия появились здесь лишь в советское время.
— По тем временам состоялось грандиозное событие — своего рода сдвиг в деле повышения культуры обслуживания населения, — рассказывают в мэрии. — Ведь торговля сельхозпроизводителей стала целиком и полностью осуществляться цивилизованно — под крышей, в теплом помещении. Сюда с Верхнеторговой площади перешла торговля мясо-молочными продуктами, овощами, фруктами и семенами.
Как рассказывали в газете «Вечерняя Уфа», в 80-х торговцы зарабатывали здесь огромные деньги, достаточные для того, чтобы, например, отстроить себе дом или купить большую квартиру. На территории рынка находился один из крупнейших хозяйственных магазинов города — «Дружба». В 90-х территорию рынка сдавали арендаторам, тут появились палатки. На «Централке» торговали челночники, с товарами сюда приезжали гости из бывших союзных республик, привозили продукцию и с Запада.
— Семечки продавали в мешках, просто отпад были вкусные, в стаканчиках, — вспоминает уфимка Марина. — А в начале 80-х при входе в павильон в морозилке мороженое продавали. Были пирожки по 10 копеек, беляш стоил 25 копеек. Всё было, кролики кругом висели.
Женщина рассказывает, что жила рядом с «Централкой», и это было «сердце торговли» в башкирской столице. Марина хорошо помнит ассортимент торговых точек того времени и атмосферу на рынке.
— Выездные точки продавали импорт, как тогда назывались товары из-за рубежа, — вспоминает она. — Между первым и вторым павильонами был хозяйственный. С утра в субботу котов полный рынок был, жирных, огромных, голуби и воробьи чирикали повсюду.
Судя по данным сервиса «Контур.Фокус», с 1995 по 2004 год по этому адресу было зарегистрировано МУП «Центральный рынок Уфы», полностью принадлежавшее Комитету по управлению муниципальной собственностью города. Этому же предприятию принадлежал торговый знак «Центральный рынок». В 2001 году было зарегистрировано ООО «ТК "Центральный"» во главе с гендиректором Иосифом Марачем (он же выступал ликвидатором одноименного МУП). Сейчас он — депутат Горсовета Уфы.
Единственным учредителем компании, согласно «Контур.Фокусу», является фирма «Финвесторг-Уфа», связанная с известным в городе предпринимателем и меценатом Василием Пегановым. В прессе его также упоминают как бывшего бизнес-партнера олигарха Бориса Березовского. К проектам бизнесмена в Уфе относили, например, ресторан «Тихая гавань», развлекательный комплекс «Веселый Роджер» в Парке Якутова, его компания управляла пакетом мэрии в выставочном комплексе «Башкортостан». «Коммерсант» называл Пеганова главным бенефициаром «Башинвестбанка», который в 2008 году попал под санацию.
Громкое банкротство и суды
Комплекс с новыми павильонами и парковкой, как следует из информации на официальном сайте «Центрального», открылся в сентябре 2010 года. Торговые галереи заняли 48 000 квадратных метров. В трехэтажном здании расположилось более трех сотен магазинов международных и российских брендов, в здании стали проводить всевозможные шоу-программы, праздники, конкурсы и промоакции.
— Сейчас такого нет, но раньше тут, правда, было много мероприятий, — рассказывает жительница Уфы Анастасия. — Помню, постоянно на первом этаже проводились мероприятия — на 8 Марта, 23 Февраля, были конкурсы, подарки.
К концу десятых у торгового комплекса начались проблемы. Они возникли из-за финансовых сложностей владельца «Централки»: в отношении Василия Пеганова подали иск о признании предпринимателя банкротом. Инициатором стал банк «Траст», предъявивший бизнесмену требования аж на 4,5 миллиарда рублей, сообщал «Коммерсант». Сумма эта возникла из договоров между банком, предпринимателем, его структурами.
На фоне этих событий в 2019 году началось банкротство «Центрального». По данным арбитража, иск подала компания «БВК ЭКСПО». Арбитраж удовлетворил требования истца, поставив в торговом комплексе предложенного им конкурсного управляющего. Эта ситуация, однако, не понравилась кредитору Пеганова — банку «Траст», который также собирался банкротить «Централку». Представители банка обратили внимание на то, что компания «БВК ЭКСПО» является аффилированной с «Центральным», а потому увидели в происходящем признаки подконтрольного банкротства.
«Траст» обратился в суд с апелляционной жалобой, вторая инстанция удовлетворила требования истца, установив независимого конкурсного управляющего. Последующие попытки обжаловать это решение со стороны «БВК ЭКСПО» не увенчались успехом. Сейчас, судя по данным «Контур.Фокуса», банкротство торгового комплекса продолжается, доля фирмы «Финвесторг-Уфа» находится в залоге у «Траста». Нынешним конкурсным управляющим является Павел Коршунов.
UFA1.RU обратился к Пеганову и Марачу с просьбой рассказать подробнее о том, что привело к банкротству «Централки», и поделиться своим видением дальнейшей судьбы торгового центра.
Читайте также наше большое расследование о башкирских золотодобытчиках — из нашей статьи вы узнаете, кто и как разрабатывает месторождения в республике, почему власти начали преследовать некоторые из этих компаний и при чем здесь бывший депутат Верховной рады Украины. А еще ознакомьтесь с нашей статьей об освоении уфимского Забелья — в ней мы рассказываем, сколько стоит возвести мини-город посреди леса, кто готов пойти на эту авантюру и, самое главное, зачем вообще этот проект нужен башкирской столице.