Год назад в Уфе официально открыли набережную реки Белой. Многие жители раскритиковали ее, ведь вместо зеленых оазисов возле реки горожане очутились в бетонных джунглях. Но, как выяснилось, спойлер, какой будет визитная карточка столицы республики, можно было найти в тихом спальном микрорайоне Сипайлово. Именно там в 2014 году открыли первую набережную, которая по прошествии лет оказалась ненужной местным властям.
История создания
О том, что микрорайон нуждается в защитной дамбе, заговорили в мэрии в 2007 году. Тогда стало известно о начале строительства гидротехнического сооружения вдоль берега реки Уфимки.
В первую очередь строительства дамбу возвели на участке от Лихачевской излучины до улицы Королева. Всего ее протяженность составила 1,34 километра. Тогда подрядчиком работ выступило ОАО «Холдинговая компания "Экогидрострой"». Что касается денег, то тут власти нашли средства в федеральном, региональном и городском бюджетах. Всего удалось собрать 170 миллионов рублей.
Тогда же власти обещали, что после открытия набережной на ней появятся освещение, пешеходные дорожки, видовые площадки и лестницы, ведущие к берегу Уфимки. Первую очередь защитного сооружения завершили в 2009 году.
ОАО ХК «Экогидрострой» РБ основано в 2003 году. В декабре 2020 года компания, по данным «Контур.Фокус», прекратила свою деятельность. Согласно информации, конкурсным управляющим холдингом на данный момент является Азат Шамсутдинов. Первые сообщения о процедуре наблюдения за холдингом датируются 18 августа 2011 года.
В апреле 2012 года власти приступили к возведению второй очереди дамбы. Однако процесс определения исполнителя оказался не таким простым. В марте 2010 года в антимонопольную службу республики обратилось унитарное управление «Башмелиоводхоз», которое на тот момент являлось подведомственным учреждением Министерства сельского хозяйства.
Выяснилось, что городское управление коммунального хозяйства разместило тендер на определение подрядчика строительства дамбы. «Башмелиоводхоз» решил принять участие в конкурсе, и организация подала соответствующую заявку. Для этого они получили одобрение от Минсельхоза на заключение крупной сделки, а также внесли в начале январе 2010 года 39 273 261,5 рубля в счет обеспечения заявки на участие в торгах. Однако им отказали, а уплаченную сумму «Башмелиоводхозу» вернули только в конце января 2010 года.
Как следует из решения, УФАС признало в действиях комиссии управления коммунального хозяйства нарушение при «размещении заказа путем проведения открытого аукциона». Также антимонопольщики выяснили, что в период с 15 по 29 января 2010 года управление незаконно воспользовалось 124 тысячами рублей, которые заплатил «Башмелиоводхоз» для участия в аукционе. В связи с этим в УФАС рекомендовали обратиться организации в Арбитражный суд республики. На сайте суда за период с 2009 по 2011 год обращений и судебных разбирательств обнаружено не было. Однако согласно данным «Контур.Фокус», фирмам пришлось столкнуться в суде, но по другому вопросу.
В 2015 году Арбитражный суд решил взыскать с холдинговой компании «Экогидрострой» в пользу «Башмелиоводхоз» неустойку в размере 5,5 миллиона рублей за «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам строительного подряда».
Тем временем для строительства второй очереди дамбы-набережной было выбрано всеми известные ООО «Дортрансстрой». В апреле 2012 года строители приступили к работам. Для того чтобы продолжить возводить берегоукрепляющее сооружение, им пришлось срубить деревья вдоль набережной. Чему местные жители были не очень рады.
Компания ООО «Дортансстрой» является одним из крупных дорожных подрядчиков республики. В списке организации числится обновление трассы Уфа — Аэропорт, ремонт многострадальной улицы Комсомольской. Также организация на два месяца сорвала сроки сдачи улицы Коммунистической в прошлом году. Сейчас компания снова прославилась тем, что из-за ремонта дороги на улице Ибрагимова десятки машин пробили колеса на перекрестке Ленина и бульвара Ибрагимова.
В августе 2013 года мэр города Ирек Ялалов доложил о том, что строительство дамбы продолжается. Также стало известно, что ее общая протяженность составит 3,52 километра от улицы Королева до частного сектора Тужиловки. Также планировалось, что местные жители смогут по ней прогуливаться и любоваться рекой с видовых площадок.
Строительство набережной завершилось в 2014 году, если это можно назвать официальным завершением. Кроме бетонных плит, на ней больше ничего не появилось.
«Светлое» будущее
Спустя семь лет защитная дамба, она же набережная реки Уфимки, находится в упадническом состоянии. Если в начале, после открытия первой очереди сооружения, горожане проявляли энтузиазм, выходили на субботники и мечтали о создании ледовых городков на берегу реки, то со временем не только властям, но и местным стало не до нее.
О первых разрушениях местные жители начали сообщать осенью 2017 года. Тогда на ней обнаружили огромный провал в бетонной конструкции. По предположениям, это могло произойти из-за намыва воды. Горожане обратились в городскую администрацию с просьбой устранить проблему, но получили стандартный ответ о том, что обращение направлено в соответствующие службы.
В конце ноября того же года уфимцы вновь сообщили в соцсетях о том, что за два месяца власти так и не исправили ситуацию. Они ограничились только тем, что огородили опасный участок сигнальной лентой. И снова в ответ на запросы СМИ чиновники предпочли остаться ни при чем, сообщив, что набережная находится на балансе МУП «Специализированное управление по ремонту и содержанию искусственных сооружений».
Вспомнив о проблемном участке, в марте 2018 года в мэрии снова пошли разговоры о благоустройстве набережной. Власти даже обнародовали проект будущих изменений и анонсировали обсуждения и голосование. Горожанам обещали, что вскоре в защитное укрепление вдохнут жизнь. На набережной должны были появиться деревянные настилы для пеших прогулок, скамейки, урны для мусора, мангальные зоны и другие приятные мелочи для комфортного отдыха. Но вместо благоустройства власти предпочли забыть об идее и перекинулись на новую игрушку — набережную реки Белой.
Суровое настоящее
В августе 2018 года жители Сипайлово вновь рассказали об очередной проблеме на набережной. Из-за обильных ливней под одним из участков дороги просел грунт. Местные жители поспешили вновь обвинить строителей в некачественной работе.
В 2021 году на так называемую прогулочную зону не взглянешь без слез. Можно перефразировать известное выражение: жители Сипайлово настолько суровы, что готовы гулять среди развалившегося бетона и кучи мусора. Как рассказала местная жительница Руфина Галина, это единственное место, где можно подышать свежим воздухом.
— Всё закатали в бетон. Гулять особо негде, только Кашкадан и набережная, хоть и убитая, но выбора нет. Сквер на Рыльского смешной. Везде сплошные дороги, свежего воздуха нигде нет, — рассказала женщина.
На участке набережной от Лихачевской излучины до улицы Королева еще проглядывают зачатки благоустройства. Вдоль растянулся основательный кирпичный забор, местами украшенный цветками курая из железа. Предприимчивые местные жители за семь лет успели растащить убранство. Урны нашлись только на одной смотровой площадке, и то две. Вид на дамбу навевает тоску и уныние. Однако выбора у местных нет. С убитой временем и безразличием набережной всё же открывается вид на живописный противоположный берег.
«Денег нет, но вы держитесь»
Жители Сипайлово до сих пор продолжают обращаться к властям с просьбами вдохнуть в набережную вторую жизнь. Однако в мэрии реагировать на мольбы не торопятся. Вместо масштабного благоустройства глава республики Радий Хабиров в октябре 2019 года высадил вдоль берега сосны.
— Да, гулять на набережной реки Уфы в Сипайлово не очень удобно, ведь эта территория является объектом незавершенного строительства. По состоянию на октябрь 2021 года введена в эксплуатацию и передана в муниципальную собственность лишь первая очередь, на участке от Лихачевской излучины до улицы Королева. Сейчас же на набережной благоустроены только отдельные участки. Cтроительство второй очереди объекта от улицы Королева до улицы Паромной велось в период 2011–2014 годов. Объект финансировался за счет федерального и республиканского бюджетов, в связи со снятием лимитов финансирования работы на оставшемся участке не были выполнены, муниципальный контракт расторгнут. Денег в бюджете на завершение благоустройства набережной реки Уфы пока нет. Но мы эту проблему знаем и ищем пути ее решения, то есть ищем финансирование, — рассказали о проблеме в мэрии.
Как выяснилось, изначально проект строительства дамбы предполагал возведение защитной конструкции и технического проезда. Из-за нехватки денег местные остались без благ цивилизованной набережной. Теперь же, по прогнозам мэрии, они ищут источники финансирования для продолжения благоустройства. Но вместе с тем сообщают, что работы теоретически могут начаться не раньше, чем состоится официальное открытие Парка «Кашкадан».
К слову, второе место притяжения жителей Сипайлово — Парк «Кашкадан» — до сих находится в процессе благоустройства. Первый этап работ власти обещали завершить в 2017 году, второй — в 2018-м, а третий — в 2022 году. Но что-то пошло не так.
Недооцененный потенциал района
Директор Фонда развития городских проектов Владимир Барабаш считает, что район имеет все шансы стать жемчужиной и точкой притяжения для горожан.
— Сипайлово застраивалось массировано, и перед строителями стояла задача: как можно быстрее сдать людям жилье. О благоустройстве тогда вообще не особо думали. Следствием стало то, что в огромном микрорайоне, в котором проживает более ста тысяч жителей, предусмотрели широкие пространства под скверы, парки и прогулочные зоны, но они так и не появились. К сожалению, даже «Кашкадан» еще только в процессе преобразования, а об остальных объектах только начинают задумываться урбанисты и городские активисты. А ведь Сипайлово с его высокой плотностью населения и намывным песчаным грунтом так не хватает зеленых прогулочных зон, не хватает велодорожек и возможности совершать комфортные пешие прогулки, не дыша при этом выхлопными газами и пылью, — рассказал о проблеме района Владимир.
Когда-то власти пытались создать комфортную среду в городе, но добраться до Сипайлово у них так и не вышло. Несмотря на то, что сейчас продолжается реконструкция Парка «Кашкадан», это не спасает район от нехватки зеленых прогулочных зон.
— В 2015 году по приглашению нашего фонда Уфу посетил главный архитектор Барселоны Висенте Гуаярт, тогда он назвал Сипайлово самым недооцененным и самым потенциальным с точки зрения развития городской среды районом. А если доделать «Кашкадан»? Если улицу Рыльского превратить в цветущий бульвар с точками притяжения для пешеходов и велосипедистов? Если доделать набережную, ориентируя ее не только на проезд машин, но и на отдых жителей? Если увеличить зеленые зоны вдоль основных магистралей района и расположить активности и точки притяжения в соответствии с современными знаниями о развитии городской среды? Тогда район имеет шанс стать жемчужиной не только городского или республиканского масштаба, но и вполне может претендовать на международное признание, — высказался Барабаш.
Он отметил, что на одном энтузиазме городских активистов, архитекторов и урбанистов дело далеко не может двинуться. И пока городские власти не станут активными участниками процесса преобразования города, серьезных изменений произойти не может.