Политолог Дмитрий Михайличенко специально для UFA1.RU описал актуальную конфигурацию власти в Башкирии.
За последние месяцы произошел ряд значимых изменений и намечены траектории будущих модификаций. Есть ряд вызовов, причем достаточно существенных. Обо всём по порядку.
Кто заменит Сидякина
Намечен уход Александра Сидякина в Госдуму. В иерархии республиканской власти есть три персоны с федеральным бэкграундом, которые выделяются. Все остальные — далеко позади. Кроме самого Радия Хабирова, это премьер Андрей Назаров и Александр Сидякин. Если уход последнего произойдет, адекватной по весу замены в команде Хабирова нет, и тогда можно будет говорить о дальнейшем аппаратном усилении Андрея Назарова. При этом уход Сидякина — еще не решенное окончательно дело. Однако факт его выдвижения на праймериз заставляет активно обсуждать сценарий ухода.
Преодоление острой фазы
С начала года в Башкирии [произошло] более 10 резонансных задержаний и расследований. После назначения выходца из силовых структур Умарпаши Ханалиева вице-премьером Башкирии некоторые источники говорят о стабилизации ситуации и преодолении острой фазы.
Конфликты с застройщиками
Сейчас, скорее, более значимые риски напряжения лежат в конфликте с застройщиками. Передел сфер влияния чреват ростом контрэлитной фронды (это видно по телеграм-каналам антихабировской направленности, за которыми некоторые усматривают влиятельных игроков рынка). Градус напряжения нарастает, а платформы для консенсуса пока не видно. Этот вопрос, по моей информации, курирует первый замглавы администрации Ринат Баширов, который имеет репутацию антикризисного менеджера. Выбор кандидатуры, считаю, подходящий, но сам кейс чреват новыми линиями разлома и напряжения. Проще говоря, разрулить ситуацию очень сложно.
Антиковидная политика
Все (без исключения) губернаторы получили задание резко усилить темпы массовой вакцинации, однако против этого говорит социология: более половины россиян не хотят вакцинироваться. Однако в ближайшие месяцы, думаю, мы и в Башкирии увидим масштабные попытки увеличить темпы вакцинации.
Электоральные процессы
Уровень сверхцентрализации власти таков, что не оставляет губернаторам возможности спорить с Москвой. Конфликты вокруг так называемых парашютистов были во многих регионах, но губернаторы просто уступили кураторам внутренней политики, которые, по сути, формируют состав Госдумы. Поэтому в списках от разных партий мы увидим много так называемых парашютистов, а некоторым, считающим, что имеют «железные» шансы на прохождение, придется подвинуться. Это чревато внутриэлитными конфликтами и некоторыми разочарованиями со стороны местных, но не очень-то близких к команде Хабирова.
Денег нет, но вы держитесь
Для того чтобы реализовывать повестку развития перед думскими выборами, республика идет на масштабные заимствования средств, что далеко не всегда нравится в Москве. Такие же претензии есть и к Челябинской, Свердловской, Тюменской и другим крупным регионам ренты (углеводороды, металл и т. д.), которые в наибольшей степени пострадали от ковидокризиса. Тут уже вступают в силу лоббистские потенциалы руководства республики. Нужно понимать — денег в регионах очень мало, а стимулирование инфраструктурного развития чревато бонусами для королей госзаказа, а не регионов.
Блогеры-наблюдатели
Про праймериз «Единой России» говорить особо не хочется, но обращу внимание на одну деталь. Общественная палата Башкирии во многом состоит из блогеров. Зачем они? Блогеры-наблюдатели в сентябре скажут, что выборы прошли честно и правильно, а сотни людей (и ботов) поставят им лайки и тем самым «легитимизируют» процесс. А потом поедут отдыхать в проклинаемый ими Евросоюз.
Согласны с автором?