1 февраля в Никольском вокзальном храме было многолюдно. Журналисты, члены Общественной палаты Башкирии и представители городской администрации пришли сюда, чтобы своими глазами увидеть открытие первой в России парикмахерской для бездомных при храме — «Парикмахер добра». Проект выиграл грант от главы администрации города, став лидером конкурса социально значимых проектов в 2020 году.
Его создательница — руководитель социально ориентированной некоммерческой организации Татьяна Овсянникова — известный в Башкирии стилист, она проводит обучающие курсы, к ней приходят за советом молодые мастера, желающие постичь все тонкости парикмахерского дела. А среди постоянных клиентов — медийные личности и чиновники.
Почему решила помогать бездомным и как смена имиджа может перевернуть жизнь человека, Татьяна рассказала корреспонденту UFA1.RU.
«Неправильный» аттестат и два красных диплома
С Татьяной мы встретились в небольшом учебном центре на перекрестке улиц Гафури и Свердлова, где она проводит занятия со своими учениками.
— Всё начинается с мечты, — рассказывает Татьяна, сидя в кресле у зеркальной стены. — В десять лет я всем говорила, что буду парикмахером, мечтала об этом. Я училась на отлично, и мне все говорили, что с таким аттестатом не идут в парикмахеры, но я стояла на своем.
Татьяна вспоминает: в пять лет она увидела по телевизору выступление популярной тогда артистки. Ее прически поразили девочку. Именно тогда она и поняла, что хочет связать свою жизнь с индустрией красоты.
— Парикмахер создает образ, создает красоту, — объясняет Татьяна. — Эта профессия дает много положительных эмоций, она помогает в жизни.
В 17 лет Татьяна пошла учиться на парикмахера, закончила три ступени международной школы как имиджмейкер, получила два красных диплома — колледжа технологии и дизайна одежды и УГАЭС, где выпускали директоров салонов красоты. Повышая квалификацию, она проводила курсы для всех желающих — на них она делилась полученными знаниями и навыками.
— У меня появилась своя школа, где я провожу мастер-классы, тренинги, обо мне уже знали, как о преподавателе, — рассказывает Татьяна. — Постепенно у меня набралась команда единомышленников, близких по духу людей.
Именно с этой командой Овсянникова проводила многочисленные благотворительные акции. Татьяна с учениками побывали в детдомах и домах престарелых, в приютах. Там они проводили благотворительные акции.
— Я видела тех людей, кто не может себе позволить стать красивым, сделать хорошую стрижку, которые себя ограничивают, стригутся дома, — объясняет Татьяна. — Я — профессионал, я могу это сделать. Почему бы не поделиться с людьми своими умениями, сделать им приятно, их жизнь сделать краше?
Второй шанс для добрых дел
О моменте, когда решила перейти от разовых выездных акций к полноценному осознанному проекту, Татьяна рассказывает неохотно. Слишком тяжелые воспоминания.
— Такие моменты не забываются никогда, — с влажными от слёз глазами объясняет она. — Тяжело даже об этом говорить. Все произошло четыре года назад. Я очень сильно заболела, мне сказали, что жить осталось полтора года. Вы не представляете, каково это. У меня ведь еще ребенок маленький. И мы оказались на улице.
Татьяне помогли — нашлась съемная квартира, где она поселилась вместе с дочерью. Этот период Татьяна переживала тяжело: часто думала о том, что будет дальше и сколько ей на самом деле осталось.
— Тогда я стала гораздо больше сопереживать людям. Я подумала: ну вот мне тяжело и ему тяжело, надо помогать друг другу, — рассказывает она. — Горевать вместе легче.
Оказавшись в сложной жизненной ситуации, Татьяна решила сделать как можно больше добрых дел. Так и появились идеи многочисленных благотворительных проектов.
— Благодаря своей работе я охватила матерей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, как и я, матерей с детьми-инвалидами, — вспоминает женщина. — С каждым новым проектом я сама становилась сильнее.
Овсянникова вспомнила одну историю, которая вдохновила ее еще больше.
— Как-то раз ко мне привели мальчика стричься, парнишке 17 лет, у него ДЦП. Мама всегда стригла его дома, потому что он опасался парикмахерских, — рассказывает она. — Я его начинаю стричь и говорю: «Леш, ну посмотри, какой ты красивый», а он глаза опускает. А я его дальше стригу и снова: «Леш, ну посмотри, как красиво». И он смотрит и говорит: «Да… красиво». И уже когда я его достригла, я ему сказала: «Ну посмотри, посмотри, какой ты красивый». И он посмотрел на себя, вдохновился, увидел себя такого красивого в зеркале, и такой: «Да! Я красивый!» У него появилась вот эта уверенность, он увидел, что может быть таким же красивым, как люди с обложки глянцевых журналов.
Татьяна рассказала, что тепло, благодарность, счастливые глаза тех людей, которым она помогала, помогли воспрять духом и ей самой.
— Через два с половиной года тот врач, который меня наблюдал, сказал: «Таня, что за чудеса? Ты выглядишь по-другому, ты разговариваешь по-другому, ты совсем другая стала!» — рассказывает она. — Жизнь дала мне второй шанс.
Кресла, мойка, зеркала. И грант на 170 тысяч рублей
В январе 2020 года Татьяна пришла в Никольский вокзальный храм и предложила его служителю, отцу Павлу, бесплатно стричь бездомных.
— В этот храм ежедневно приходят люди покушать. Отец Павел, конечно же, разрешил. И я в течение года приезжала раз в месяц в воскресенье и стригла этих бездомных, — рассказывает она. — Нам выделили трюмо и стульчик, где мы оказывали эти услуги.
Татьяна объяснила: смена имиджа не только вдохновляет бездомных и дает им веру в свои силы, но и открывает возможности для возвращения в социум.
— Бездомного нигде не хотят обслуживать, его везде выгоняют. Но, придя в храм, он сможет получить эту стрижку, он уже будет более опрятным, его в магазин уже и в паспортный стол пустят, — считает она. — Церковь — это идеальное место для того, чтобы изменить свою жизнь.
Татьяна уверена: те бродяги, которые приходят в храм, еще не потерянные люди. Им можно помочь, потому что в них еще теплится надежда.
— При храме есть бездомный, его зовут Маркел. И Маркела я хочу сейчас обучить, дать ему этот базовый навык, чтобы он стриг людей без определенного места жительства, — рассказывает Татьяна. — Сейчас оборудовали для него пространство с зеркалами, мойкой, профессиональными креслами, чтобы он мог стричь на постоянной основе. Для него это большой плюс для того, чтобы он мог вернуться в социум. В дальнейшем мы его сможем научить профессионально это делать.
О том, как в храме появилась оборудованная парикмахерская, Татьяна рассказывает так, словно сама не до конца верит, каким удивительным образом сложились обстоятельства.
— Я приходила и делала свою работу, на проходе стригла, — вспоминает она. — И тут отец Павел предложил выделить комнату, где было бы удобнее это делать. Проходит три дня, и мне звонит знакомый и говорит: «Татьяна, я отдаю тебе в дар три парикмахерских кресла, мойку новую и тележку, я сам закрываюсь». Я привезла это оборудование в комнатку при храме. Но там ремонта не хватало, освещения и так далее. И в этот момент моя хорошая знакомая рассказала про грант — предложила принять участие в конкурсе.
И удача вновь улыбнулась Овсянниковой: спустя три месяца выяснилось, что ее проект признали лучшим — на ремонт и обустройство парикмахерской для бездомных администрация города выделила ей 170 тысяч рублей.
Добро останется после нас
Помочь обустраивать парикмахерскую Татьяне вызвались друзья и близкие. За несколько месяцев в комнатке заменили полы и потолки, провели коммуникации и свет, расставили мебель. Все для того, чтобы к 1 февраля салон был полностью готов к торжественному открытию.
В день икс в храме были все: и Татьяна, и сотрудница мэрии Ульяна, курировавшая ход ремонта, и настоятель Павел, и Маркел. Последний от обилия журналистов оробел — поначалу просил его не снимать, но после, попривыкнув, рассказал немного о своей жизни при церкви.
— Я тут работал, плитку укладывал, помогал, — объяснил он. — Татьяна предложила мне научиться стричь. Мне нравится это делать, наводить красоту. И Татьяна научила меня, она профессионал.
На открытие приехал даже парикмахер Джоник Тошов из Москвы — он тоже принял участие в стрижке бездомных.
Помещение, в котором еще совсем недавно были лишь голые стены, теперь не узнать: кажется, будто прямо внутри церкви появился фешенебельный салон красоты. Прихожане с интересом заглядывали в светлую комнату с современной мебелью и оборудованием.
— Конечно, это такое дело важное и необходимое, — рассказал отец Павел. — С помощью Татьяны, ее талантов, способностей и желаний эти люди приобретают достойный вид и утешение.
Приехавший из Москвы парикмахер Джоник тоже пришел в восторг от проекта Овсянниковой.
— Когда я услышал от Татьяны, что у нее такая идея, сразу ей сказал: это грандиозная, крутая идея, — сказал Тошов. — Надо делать добро. Добро останется после нас.
По задумке Татьяны, ее дело будут продолжать и по окончании реализации проекта. Стричь прихожан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, будут Маркел и другие бездомные, которым Татьяна передаст свои знания.
— Я жила всегда с верой в людей. Когда ты выбираешь профессию парикмахера, ты всегда идешь туда с любовью к людям, — считает Татьяна. — Ты же с ними в контакте непосредственном. Невозможно их не любить.
Ранее мы рассказывали историю другой неравнодушной уфимки, которая уже три года каждую субботу варит ведрами суп и раздает его нуждающимся.