Город проблема «Я забирала малыша, который ни на кого реагировал, ничему не радовался»: няни из Башкирии — о своей работе

«Я забирала малыша, который ни на кого реагировал, ничему не радовался»: няни из Башкирии — о своей работе

Женщины, которые сопровождают «проблемных» детей в больницах, рассказали, как дают малышам надежду

На время госпитализации малыша няня становится для него мамой

В Башкирии организацией ухода за детьми из дома ребенка в больницах занимается фонд «Наши дети». Существует специальная программа «Больничные дети», в рамках которой за такими детьми закрепляют няню, которая ухаживает за ними, играет, обучает и сопровождает до самой выписки. Об этих самоотверженных женщинах мало пишут и редко говорят.

Корреспондент UFA1.RU решил исправить эту досадную несправедливость и пообщался с Еленой Каримовой, куратором «Больничных детей» в Мелеузе, где эта программа появилась среди первых по Башкирии после Уфы. «Главная няня Мелеуза» показала, как устроен в больничных стенах быт работников фонда и детей, а также рассказала о мерах профилактики семейного неблагополучия.

«Ребенок в больницу поступает с психологической травмой»

— Программа существует с 2012 года, — рассказала Ямалиева. — Она запущена во многих городах республики. Программа предусматривает уход за детьми от 0 до 5 лет, хотя бывают и исключения. В каждом городе работает по 2–3 няни, в Уфе их 8, но и их бывает недостаточно.

По словам куратора программы, уход за детьми из сиротских учреждений в Уфе осуществляется круглые сутки, а в других городах — по 12 часов.

— В городе Уфа няни ухаживают не только за детьми, временно помещёнными в больницу без попечения взрослых, но и за детьми из дома ребёнка, а иногда и из других сиротских учреждений на время лечения или операций, — объяснила она. — Очень важно, чтобы с детьми находились одни и те же лица, чтобы ребенок не испытывал стресс.

Основные трудности программы, по словам Каримовой, — поиск источников финансирования и персонала.

— Фонд получал субсидии от Министерства семьи, труда и социальной защиты, получает помощь от других НКО — от наших партнеров ДБФ «Солнечный город» и от БФ «Изгелек», выигрывает гранты, — рассказала женщина. — Также мы получаем средства с помощью фандрайзинга и благотворительных пожертвований от частных лиц и организаций. Это основная и очень важная часть источников финансирования.

Поиск персонала на должность няни гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Не каждая женщина согласиться работать по ненормированному графику. Дети поступают в больницы не каждый день, и персонал требуется только на время нахождения ребенка в больнице. А с нынешними условиями работы больниц требуется, чтобы няня работала вахтовым методом как минимум неделю.

— Прежде чем няня впервые приступает к работе, она обязательно проходит медицинский осмотр и подготовку с психологом, — рассказала Каримова. — Подготовка очень важна. Ребенок в больницу поступает с психологической травмой, и важно найти к нему подход. Также в процессе ухода за малышом у няни и её подопечных возникает привязанность друг другу. Очень важно пройти этап расставания как можно менее болезненно для няни и ребенка.

«Каждую трудную семью нужно знать в лицо»

Кафельный пол, бледные стены, четыре кровати — такой безрадостный пейзаж встречает малыша, когда он попадает в больницу. Но благодаря программе в палате заиграли краски: появились игрушки, мыльные принадлежности, предметы для ухода за ребенком.

Из-за коронавируса никому, кроме сотрудников, сейчас посещать больницу нельзя, поэтому корреспонденту UFA1.RU экскурсию устроили по видеосвязи. Улыбающиеся няни значительно поднимают настроение даже видящему их с экрана телефона взрослому.

— Дети находятся в больнице, их привозят туда в разном состоянии, и всегда они маленькие, им страшно, весь их мир рушится, а они ничего и понять-то не могут, — объяснила Елена Каримова, куратор программы в Мелеузе. — Им непонятно, почему их вдруг взяли и оторвали от всего, к чему они привыкли. Поэтому и нужно, чтобы рядом с ребёнком был взрослый, который будет им заниматься, успокаивать и поддерживать. Врачи говорят, что дети, поступающие из сиротских учреждений, с нашим уходом и заботой поправляются гораздо быстрее.

В целом по России вырисовывается печальная картина. Дети, изъятые из семей, могут находиться в больнице в ожидании своей очереди на поступление в сиротское учреждение вплоть до года. В Башкирии ситуация лучше — ребенок может находиться в больнице максимум 2 месяца.

— Не всегда есть возможность перенаправить ребенка туда, куда нужно, — объяснила Каримова. — Был случай, когда ночью на трассе нашли малыша с Мелеуза. Спешно сажать его в «Газель» и отправлять за 100 километров в Стерлитамак неправильно (в Стерлитамаке находится филиал дома ребенка). В данном случае для районов медицинское учреждение становится местом, где ребенок сможет переночевать, успокоиться

Когда дети попадают в больницу, это помогает выиграть время — у ребенка могут найтись родственники. Если его подобрали на окраине района в деревне, где автобус ходит раз в неделю, а малыш находится в райцентре, родственники физически не могут сразу приехать и забрать его.

— Именно поэтому важно, чтобы у родственников было немного времени для того, чтобы найти ребенка, — пояснила Каримова. — Мамы, находя чадо в больнице, могут получить в органах опеки разрешение навещать его, иногда они просто передачки приносят. Пока опека работает с семьей, дети в больнице всегда проходят медосмотр, получают лечение, если оно необходимо.

Представители программы в городах всегда дружат органами опеки и администрацией города. Это необходимо для того, чтобы вести профилактические работы с неблагополучными семьями и оказывать им помощь на ранней стадии, не доводя до изъятия ребенка из семьи.

— Каждую трудную семью нужно знать в лицо и вовремя оказывать ей посильную помощь, — добавила Каримова. — Нужно следить за тем, чтобы с ребёнком всё было в порядке.

«Внимание, ласка — и ребенок на глазах расцветает»

О тонкостях своей профессии рассказала няня Екатерина Бондарева, работающая по программе «Больничные дети» в Мелеузе.

— Рабочий день начинается у нас с того, что мы проводим гигиенические процедуры — зубки почистили, попки помыли, покормили ребенка, — объяснила она. — В течение дня бывает нужно ходить на обследования. Если погода позволяет и разрешает лечащий врач, стараемся гулять два раза в день. Мы пытаемся всесторонне развивать ребенка и делать то, что он любит больше всего: читаем книжки, рисуем, поем, танцуем, учим стихи. Самое главное для ребенка — это внимание и забота.

Рабочий день Екатерины начинается с водных процедур

Няня рассказала о последнем ребенке, который стал ее подопечным. Малыш поступил в больницу из детского дома в тяжелом состоянии.

Няня рассказала о последнем ребенке, который стал ее подопечным. Малыш поступил в больницу из дома ребенка в тяжелом состоянии.

— Из дома ребенка я забирала малыша в состоянии стресса, он ни на кого реагировал, ничему не радовался, — призналась Бондарева. — За 10 дней, что он находился в больнице и мы за ним ухаживали, он стал меняться на глазах. Внимание, ласка — и ребенок на глазах расцветает. Этому мальчику год и 3 месяца, а выглядит он на 6–7 месяцев, это, конечно, связано и с его диагнозом. В доме малютки ребенок не получает такого индивидуального внимания, какое мы можем ему дать за те 2 недели, что он находится рядом с нами.

Няня рассказала, что ее подопечный, когда его забирали из дома ребенка, не мог даже сидеть на руках, а к выписке уже стал опираться на ножки.

— Первые 3–4 дня он не реагировал на людей и не пытался общаться. Но спустя время начал гулить, произносить звуки, — рассказала Бондарева. — Таким детям обязательно нужна семья. Когда они находятся в больнице, они получают хотя бы немного любви и в их памяти уже хоть что-то остаётся. У ребенка появляется тяга к жизни, вера в то, что не всё так плохо, что его любят, у него появляется надежда, ведь няня ухаживает только за ним все 24 часа, во время всех процедур, и даже когда ребенок приходит в себя поле операции.

Периодически нянь из других городов вызывают в командировки в Уфу. Это обычно связано с плановой госпитализацией детей.

— В таких случаях мы сопровождаем малышей на протяжении всего лечения или обследования. Стараемся находиться с ребенком до последнего: 2, 3 недели и далее, если обстоятельства сложились так, что нам нужно домой, то, конечно, ищут подмену, — рассказала Бондарева. — Транспорт для поездок нам никто не предоставляет, ездим за наш счет. Если ребенок младше 3 лет, то мы находимся на балансе больницы, тогда кормят и его, и нас. Если он старше, то выкручиваемся, как можем, сами оплачиваем себе питание.

Ранее мы рассказывали о жительнице Башкирии, которая воспитывает 14 детей, 11 из которых — приемные.

Если вы знаете людей, о которых стоит рассказать, напишите нам
Звоните8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления