Летом минувшего года в Белорецке обвалился пролет легендарного моста, который за более чем 80 лет стал визитной карточкой города. Это печальное известие нанесло удар не только по Белорецкому району — вся Башкирия осталась без яркой туристической достопримечательности. Деревянная пешеходная переправа прославилась на всю страну после премьеры советского сериала «Вечный зов». Любимый старшим поколением телефильм снимался в живописных окрестностях Белорецка. Конечно, создатели картины не смогли пройти мимо фактурной переправы. Фотокорреспонденту UFA1.RU удалось запечатлеть колоритный мост три года назад — уже тогда он дышал на ладан, но по-прежнему оставался центром притяжения для горожан и туристов. В феврале стало известно, что мост разберут, чтобы воссоздать заново. А пока мы решили восстановить хронологию знаменитой переправы.
1935 год. Мост возвели с февраля по май, чтобы рабочие могли сократить путь до сталепроволочно-канатного завода, расположенного на другом берегу Белорецкого водохранилища. Строительство обошлось производству в 100 тысяч рублей.
Со временем деревянная переправа, построенная из лиственницы и сосны, соединила районы города на разных берегах Белой. И между прочим, была признана самой протяженной в стране — ее длина составила 550 метров.
1941 год. По мосту к станции узкоколейной железной дороги пруд переходили солдаты, отправлявшиеся на фронт.
1964 год. Деревянные ледорезы, установленные на бревенчатых опорах моста, помогли задержать обломки домов, смытых большой водой во время сильного наводнения.
1976 год. На ТВ состоялась премьера первых шести серий «Вечного зова» — легендарной семейной саги. Съемки проходили с 1973 по 1983 годы в том числе в Белорецке и его окрестностях.
1978 год. Деревянный мост стал одним из «героев» 19-серийного телефильма. 19 января белорецкий красавец появился на телеэкранах страны в 10-й серии «Тревожные дни и ночи». И конечно, в самой трогательной сцене — объяснении любви главного героя перед уходом на фронт. После этого город пережил туристический бум.
1994 год. Белорецкий металлургический комбинат (БМК) был приватизирован, что не в лучшую сторону отразилось на содержании социальных объектов, принадлежащих предприятию.
Однако выяснилось, что мост заводу не принадлежал, но и на балансе города он не числился. Тем не менее производство продолжило худо-бедно следить за состоянием ничейной переправы.
2013 год. Все эти годы БМК занимался мелким ремонтом моста, хотя он находился в собственности республики.Местные власти искали инвестора, который мог бы взяться за реконструкцию, но безуспешно. Тем временем затратный объект с каждым годом приходил в негодность.
2014 год. Мост прохудился настолько, что муниципальные чиновники запретили по нему передвигаться. Однако угрожающая табличка ни туристов, ни местных рыбаков не останавливала — переправа по-прежнему притягивала людей. Местные активисты стали собирать подписи за восстановление исторического объекта.
2015 год. Неравнодушные жители Белорецка задумались о создании благотворительного фонда, который бы помог выжить визитной карточке города.
2016 год. В августе белорецкая достопримечательность перестала считаться самой протяженной в России. Правда, его конкурент — Типографский мост в городе Киржач Владимирской области — оказался всего на пять метров длиннее башкирского собрата.
2019 год. Кряхтевший под ногами мост не выдержал и к середине лета развалился — лишь год не дотянул до 85-летнего юбилея. Известие о кончине переправы в городской администрации, наверное, восприняли с облегчением, ведь на реконструкцию требовалось около 30 миллионов рублей.
Чиновники сообщили горожанам, что мост будет разобран: реконструкцию посчитали «нецелесообразной», потому что «идти по нему некуда».
2020 год. Экс-министр спорта Башкирии Андрей Иванюта, назначенный главой Белорецкого района, решил начать свою деятельность на новом посту с эффектного решения. Чиновник заявил, что поднимет вопрос в правительстве региона «о строительстве нового моста с аналогичным дизайном».
К сожалению, старый мост восстановлению уже не подлежит — скоро в Белорецке приступят к разборке переправы, а элементы конструкций законсервируют, чтобы использовать в качестве декоративных деталей для новодела.
Сейчас мост выглядит так...
Если у вас есть архивные фотографии или видео белорецкого моста, присылайте их на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp номеру +7 987 101–84–78.