
В обшарпанной хрущевке по улице Интернациональной живет живая женщина Людмила — пенсионерка, которая подговорила соседей не платить за коммуналку. Людмила считает, что за потребленные ресурсы — свет, воду и тепло — она никому ничего не должна. В другой квартире этого же дома прописаны 12 человек, но возможности погасить огромные долги за свет и воду ни у кого нет — собственники якобы живут не здесь. Тесное общение с такими гражданами лежит на плечах специалиста по работе с задолженностью по ЖКХ.
Представитель редкой профессии Ильмир Гаптрахманов рассказал корреспонденту UFA1.RU истории, от которых хочется одновременно и плакать, и смеяться.
Выход есть всегда
Ильмир Гаптрахманов — начальник службы работы с дебиторской задолженностью единственной в Уфе организации, которая помогает ЖЭУ стрясти долги с недобросовестных горожан. Работает Ильмир в Орджоникидзевском УЖХ.
— В этом кабинете я принимаю граждан, у которых есть долги за коммунальные услуги. Выясняем, почему задолженность образовалась, помогаем выйти из ситуации и объясняем, как правильно погасить ее. Если возможности оплатить все сразу нет, составляем соглашение. Если не составили, мы подаем в суд, чтобы решить этот вопрос уже в судебном порядке, — рассказывает Ильмир.

Задолженность, объясняет Ильмир, образуется по разным причинам: у кого-то умер родственник, кто-то лишился работы, например попал под сокращение.
— Выход все равно есть. Многих должников, кто побывал у нас, мы приглашаем к нам в управление работать — дворником, слесарем. Вакансии всегда есть, — говорит Ильмир.
А сейчас немного цифр. Общая задолженность по району за первые полгода 2019-го составила 504 281 тысячу рублей (теперь представьте, что в Уфе семь районов, и у каждого есть свои должники). По стоимости это как построить с нуля два небольших детских сада. Долг, со слов Ильмира, по сравнению с прошлым годом снизился на 15 процентов, тогда эта сумма составляла 590 844 тысячи рублей.
Самый крупный долг по квартплате, который был за эти полгода, — 1,1 миллиона рублей. И это — с одной квартиры.
С должником разбирались через суд, сумму задолженности частично погасили, осталось закрыть совсем немного — 500 тысяч.

Крупный долг с пятью нулями
Мелким считается долг до 50 тысяч рублей, который сложился в срок от шести до восьми месяцев. Со слов Ильмира, бывают ситуации, что собственник не платил, так как в течение полугода вступал в наследство. Бывает, что вообще отсутствовал в квартире, например уезжал в командировку на Север.
Когда скапливаются более крупные долги, управление ЖКХ района подает на собственника в мировой суд. Бывало, говорит Ильмир, что в день приходилось присутствовать на двух десятках заседаний. Но прежде, чем отправить повестку в суд, с должниками стараются договориться. В «полях», на поквартирных обходах Ильмир работает не так часто, как мастера. Обычно к нему люди приходят, уже выслушав доводы сотрудников ЖЭУ.
Мастер Денис Васильев обслуживает 72 дома, из них три — общежития. Там, говорит Денис, отдельный, сложный контингент:
— Мужчин же, мастеров на все руки много в общежитии. При помощи молотка и отвертки дружной семьей неплательщиков снимают унитазы, залезают в трубы, чтобы снять заглушки. Ну и агрессии в общежитии в среднем побольше, правда, откровенных нападений не было. Бывало давненько, когда мужчина в квартире махал ножом, пока я стоял в подъезде. Пока бог миловал.

Революционерка живая женщина Людмила
В ряду домов по улице Интернациональной есть один, где количество должников достигает рекордных показателей. Так, если обычно платить за коммуналку не хотят один-два человека на всю многоэтажку, в этой хрущевке только в одном подъезде — десять неплательщиков. Ильмир говорит, что все началось со старшей по дому, гражданки Киселевой, которая называет себя живой женщиной Людмилой. Пенсионерка избавилась от паспорта и старого имени, а подпись в документах ставит исключительно кровью. Живая женщина Людмила уверена, что квартплату за нее должно платить государство. Идея оказалась заразительна, и вот уже половина жильцов подъезда в пятиэтажке присоединились к бойкоту.
Над дверью подъезда сотрудники ЖЭУ вывесили номера квартир должников. Задолженности у многих исчисляются суммами с пятью-шестью нулями.
— Как бы кто ни жаловался, никакого разглашения персональных данных тут нет. Мы опираемся на постановление Верховного суда, так что все законно. Может быть, как-то психологически на людей это действует, поэтому начинают жаловаться, — говорит Ильмир.
Прежде Живая Женщина Людмила даже вела блог в интернете, в котором рассказывала, почему не нужно платить за коммунальные услуги, пока судебные приставы не арестовали у нее компьютер.
Дома во время рейда «революционерки» не оказалось: по телефону живая женщина Людмила рассказала, что находится в Благоварском районе, но как только вернется в Уфу, сразу же нанесет визит УЖХ.
UPD: через полтора дня после звонка сотрудников жилуправления сын пенсионерки оплатил за нее долг в 240 тысяч рублей через судебных приставов.

Мы сами не местные
Еще одна квартира в злополучном подъезде встретила недовольным голосом из-за закрытой металлической двери.
Далее диалог:
— Добрый день! УЖХ Орджоникидзевский.
— И?
— По вашим задолженностям по квартплате.
— Мы в курсе.
— Я знаю, что вы в курсе. А побеседовать-то мы можем?
— Хозяина квартиры нет.
— Он вас так закрыл, что вы не можете открыться?
— Дело не в этом, я не хозяйка. Мало того, вы стучите! Звонок есть! Ребенок маленький пугается.
И так и не открыв дверь, женщина удалилась восвояси. Со слов Ильмира, в следующий раз жильцы получат повестку в суд.
В соседней квартире прописаны 12 человек — в документе ЖЭУ сумма долга с самым большим количеством нулей. Сотрудников УЖХ встречает заспанный молодой человек. С его слов, о долгах за коммуналку он тоже в курсе, но… собственников дома нет. Они живут в другом месте. А они с братом вообще сироты и живут здесь ровно до того момента, пока им не выдадут собственное жилье.
Ильмир говорит, что из 12 человек, прописанных в этой квартире, работают только двое, и то неофициально. А значит, судебные приставы не имеют права наложить арест на их счета.

Но даже в этом доме есть истории с хеппи-эндом: женщина, чей долг перевалил за 100 тысяч рублей, нашла способ погасить долг — устроилась на какую-то работу. Ей осталось доплатить всего 25 тысяч рублей.
Что грозит должникам?
Главный рабочий инструмент Ильмира — система блокировки канализации «Оникс». В этом громоздком устройстве — две камеры, они помогают определить в трубе нужную точку и перекрыть водоотведение там, где необходимо.
— Аппарат зажимает заглушку. Когда трубка опускается в канализацию, заглушка разжимается. Труба перекрывается не полностью, то есть человек может — вымыть посуду, руки, даже душ принять, но сходить в туалет будет проблематично, — говорит Ильмир. — Как правило, должник приходит сам, подписываем с ним соглашение о погашении суммы и потом уже заглушку снимаем. Реагируют почти сразу — от двух до пяти дней.

Со слов сотрудника УЖХ, народные умельцы тоже находятся — они снимают унитаз, прожигают и ломают заглушки. А бывает, поступают еще более «креативно».
— Некоторые даже в пакетах свои «дела» выносят на улицу. Даже были жалобы, что выбрасывают отходы из окон, — говорит Ильмир.

Злостным должникам не только перекрывают канализационные трубы, могут даже выселить. Правда, пока таких было два случая на всю Уфу. Один — в декабре 2018 года: семье пришлось покинуть квартиру в Сипайлово и переселиться со своими пожитками в Шакшу.
— До суда с такими людьми стараемся общаться — одних уговариваем, других устраиваем на работу. По квартирам должников с уговорами ходят 11 мастеров нашего ЖЭУ, выясняют, почему люди не могут платить. Но досудебные меры действуют не на всех. И только тогда устанавливаем заглушки. Если не действует и это, то готовим пакет документов и передаем в мировой суд, — говорит Ильмир.
Но все зависит от суммы долга — если она ниже 50 тысяч рублей, все стараются решить полюбовно, без судов.
— Возможно, человеку просто нужно время, чтобы раскидаться с долгами. Или, например, если много собственников и один из них проживает где-то в другом городе, а тут осталась мама-пенсионерка. Даем месяц, чтобы они связались с родственниками и этот вопрос решили. А если долги крупные, запрашиваем пакет документов и недели через две передаем в мировой суд, — подытоживает Ильмир.
Столкнулись с проблемами в сфере ЖКХ? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.