Летом прошлого года с оформлением ОСАГО в Башкирии случился тихий ужас. Страхователи отказывались выдавать полис без допуслуг, ссылаясь на «нехватку» бланков, заставляли переплачивать до трех тысяч рублей. А тех клиентов, что артачились произволу, неделями морили в очередях.
Разруливать ситуацию пришлось Центробанку. Минувшей осенью в республике запустили проект «Единый агент» – обязанность продавать ОСАГО взял на себя Российский союз автостраховщиков, а с 1 января 2017 года всех страховщиков обязали продавать электронные полисы.
Но, как выяснилось, усилия мегарегулятора пропали даром: оформить ОСАГО без «допников» в Уфе, как и прежде, невозможно.
В минувшую пятницу, 13 октября, корреспондент UFA1.RU убедился в этом на собственном опыте.
Раньше сядешь – позже выйдешь
9:30 К офису на проспекте Октября, 82 Тимур подошел практически к открытию – надеялся, что народу будет поменьше. Очередь, и правда, была небольшая – один мужчина уже оформлялся, еще двое скучали в ожидании.
Менеджер кипела работой: распечатывала договоры, копировала документы, перепроверяла данные клиента. Потом у нее вдруг оказался перерыв – вроде бы пошла сдавать деньги.
10:30 Наконец-то очередь дошла и до Тимура. Девушка забрала паспорт, документы на машину, пощелкала на калькуляторе и выдала конечный результат – 8,9 тысяч рублей.
Тимур удивился – в прошлом году заветный полис обошелся ему в 8,6 тысяч – то есть на 300 рублей дешевле. Причем страховался он в этом же офисе!
Мало того, с учетом безаварийной езды и увеличения стажа вождения в этом году стоимость страховки должна была понизиться на 5 процентов – это примерно 400 рублей. Возможно, для кого-то 700 рублей – мелочь, но в данном случае – дело принципа.
– Да, цена ОСАГО у вас уменьшилась, – объяснила девушка. – Но из-за того, что я включила вам страхование жизни, итоговая сумма выросла.
Тут Тимур изумился еще больше – никаких допуслуг он не заказывал. Наоборот, всячески старался с этим навязыванием бороться: к примеру, в прошлом году ему пришлось снимать схитрившего менеджера на видео и пригрозить отправить съемку руководству – именно так советовал бороться с принуждением регулятор Центробанк.
– Никаких «допников» мне не нужно, – пытался Тимур вразумить менеджера. – Я пришел оформить полис ОСАГО, если мне потребуется застраховать жизнь, или еще что-нибудь, я вам сообщу.
– У нас так нельзя, – отрезала сотрудница.
– Как же мне на вас повлиять, чтобы вы не толкали дополнительные услуги, – совершенно справедливо поинтересовался уфимец и пообещал записать произвол на видео.
– Тогда я отказываюсь продавать вам полис ОСАГО, – обиженно воскликнула менеджер и надулась.
В конечном итоге договорились обойтись без съемки и без договора страхования жизни. Вздыхая и ворча, что капризный клиент задерживает очередь, страховщица велела Тимуру заполнить заявление на получение заветного полиса на пяти листах. Вручную – чтобы не задавался.
– Вот какой въедливый выискался: все проверяет, каждую копейку считает, – сердито бухтели в очереди.
11:10 Мужчина честно сел за бумаги, но вскоре терпение лопнуло: исписать пять листов бланков – это вам не шутки. Но как только он позвонил на горячую линию страхователя, менеджер пошла на попятную – стремительно заполнила заявление в компьютере и выдала полис.
Проторчав в офисе страхователя полтора часа, Тимур опоздал на встречу – чуть не сорвался важный проект. Когда же мужчина попросил пригласить администратора либо руководителя данного офиса, выяснилось, что никого из руководства на месте нет.
В тот же день он написал гневное письмо в официальные группы «Росгосстраха» «ВКонтакте», «Инстаграм» и «Фейсбук».
– Добрый день! Когда вы перестанете навязывать дополнительные услуги при оформлении полиса ОСАГО? Неужели нужно приходить в ваши офисы с видеокамерами и сотрудниками Роспотребнадзора? – негодовал уфимец.
Однако ни на следующий день, ни через неделю ответа он так и не получил.
«Страхование жизни – добровольный продукт»
Дозвониться до офиса на проспекте, как, впрочем, и до головного офиса на улице Карла Маркса, оказалось невозможно – к телефону так никто и не подошел.
За комментарием мы обратились в контакт-центр компании «Росгосстрах» в Москве.
– Страхование жизни – добровольный продукт, договор заключается по желанию, – объяснил дежурный менеджер Кирилл. – Вы можете обратиться к руководству данного офиса и уточнить причину отказа в оформлении ОСАГО без заключения данного договора. Либо можете предварительно по данному факту зафиксировать на сайте компании в разделе «Обратная связь». До 15 рабочих дней претензии рассматриваются, ответ придет вам на электронный адрес.
– То есть это все-таки противоправные действия – навязывание?
– Ничего сказать не смогу, как это происходило – мы не видели, – ответил менеджер. – Но вообще добровольный вид страхования заключается по желанию.
Наталья Вязовкина
Фото: Татьяна Холостых