Отток уфимцев из родного города в поисках лучшей жизни из года в год остается стабильным. По данным Башкортостанстата, в 2016 году 148 тысяч официальных жителей Башкирии работали в других регионах страны. Чаще всего лучшую жизнь наши земляки ищут в Тюменской и Челябинской областях и Москве.
– В процентном выражении это 7,8% от общей численности занятого населения республики. В Тюменскую область выезжали на работу 101,2 тысячи жителей Башкирии, в Челябинскую выехали в прошлом году 9 тысяч, а в Москву – 7,2 тысячи человек, – сообщают в ведомстве.
Официально основная причина региональной миграции – недостаток рабочих мест в Башкортостане и более высокий уровень заработной платы в других областях. Ufa1 расспросил бывших уфимцев, зачем они на самом деле покидают родной город.
Алиса Сторчак, Челябинск. Уехала, разочаровавшись в Уфе
Я не коренная жительница Уфы, но с детства мечтала жить в ней. Переехав сюда, прожила здесь четыре года, собрала вещи, вызвала грузовик и уехала. Поняла, что не мое. Ментальность иная. Екатеринбург и Челябинск более светские города, несмотря на промышленность и удаленность от Европы и Москвы. По большей части Уфа – большая деревня. Один, приехав из села, тянет за собой всю родню. Множество умных и образованных людей уехали в Москву. Кто смог, тот остался там. Если брать, к примеру, молодежь соседних регионов, у нее нет национальной привязки, нет призывов любить родину. Люди свободнее, а значит, в голове у каждого куча идей, стартапов и так далее. В Башкирии сильная ярмарка тщеславия. А еще тут дороги не чистят и квартиры дороже.
Салимова Адель, ЯНАО, Надым. Уехала за мужем-декабристом
Из Уфы постоянно кто-то куда-то переезжает, это не первый год так. Вот и мы уехали с мужем в 90-е на север. И таких, как мы, «понаехавших» на край земли много. Из моих знакомых, которые здесь живут, половина – бывшие жители Башкирии. У многих сейчас дети учатся в Уфе, возможно, и они переедут на северные месторождения. Круговорот работников получается. Рождаешься в Башкирии, уезжаешь на заработки в ЯНАО, ХМАО, а потом на пенсии снова возвращаешься в республику. Так сделали мы, наши дети, в будущем, возможно, и внуки.
Дмитрий Белецкий, Москва. Уехал из-за больших амбиций
Переехал в Москву три года назад и пока полностью доволен этим событием. Работаю в сфере видеопроизводства и нормально зарабатываю. Что можно было делать с моими умениями в Башкирии, не представляю. Жил тут от зарплаты до зарплаты за двадцать тысяч в месяц. Вслед за мной мои друзья переехали. Нет в Башкирии для меня лично возможности и перспективы реализоваться. В Уфу не вернусь и даже в Москве не планирую оставаться, следующая цель – двинуться дальше – в Штаты, например.
Юлия Мардамшина, Сочи. Периодически сбегает к морю
Я певица, и у меня есть возможность в отличие от офисных клерков взять и уехать на заработки в любой другой город. Певцы востребованы везде. На личном опыте убедилась, что хорошо заработать можно в круизных городах в летний сезон. В том году первый раз уехала на полгода на заработки в Сочи и осталась довольна. Меня там очень полюбила публика, уфимцы поют на высшем уровне, и это окупается. Из Уфы уезжать пока не планирую, мой любимый город и работа тут есть. Но вот так периодически сбегать в теплые края нужно, меняется образ мыслей, а морской воздух полезен для здоровья и голоса.
Юрий Герман, Хэмптон, США. Уехал за американской мечтой
В один момент перемкнуло, а зачем я вообще живу в Уфе, в грязном районе, где сплошь и рядом творится какой-то кошмар. Подумал, надо что-то менять, раз карьера позволяет. Работаю программистом-фрилансером. Поэтому могу уехать хоть куда, главное, чтобы интернет был под рукой. Пока живу не по рабочей визе, бегаем с девушкой оформлять документы. Но, несмотря на нервотрепку, я чувствую свободу. Тут уже речь не об Уфе, а о России в целом – нет острых проблем с коррупцией, так, личные бытовые и финансовые вопросы. Зато рядом океан, любимая работа и друзья. Что еще нужно в 27 лет?
Фото: Фото Артура Салимова, Алисы Сторчак, Адели Салимовой, Дмитрия Белецкого, Юлии Мардамшиной, Юрия Германа