В Уфе начался осенний призыв, по заданию редакции отправляюсь в военкомат. Утром 27 октября десятки взволнованных молодых людей собрались перед входом на Республиканский призывной пункт. Уже на входе ловлю на себе взгляды призывников. Кто-то смотрит заинтересованно, кто-то улыбается, а в глазах некоторых мальчишек совсем уже тоска. Я понимаю, что дальше будет интереснее.
Пройти на режимный объект оказывается не так-то просто. Двое молодых людей на входе просят предъявить документы, долго рассматривают журналистское удостоверение. «Понравилась что ли?» – тыкает в бок один другого и мечтательно улыбается. Удостоверение мне возвращают, и я прохожу в царство «военных, красивых, здоровенных».
В этом году план по призыву из Башкирии, присланный из Центрального военного округа, составляет более шести тысяч призывников. Найти в здании военкомата парней, которые были бы годны к военной службе, оказывается непростой задачей. Один из призывников выходит из кабинета хирурга, расплывшись в улыбке: «Не годен». Спустя несколько минут все же нахожу будущих защитников Родины. Дмитрий Семенов и Александр Егоров приехали сюда в девять часов утра из Стерлитамака. Призывники – почти ровесники, им 19 и 20 лет соответственно, оба имеют среднее специальное образование.
«По профессии я механик. Закончил техникум, начал работать в своем городе. После армии планирую получать высшее образование, по поводу будущей специальности буду думать, у меня есть еще как минимум год, – улыбается Саша. – Надеюсь, служба даст мне какие-то бонусы при устройстве на работу».
Через два дня, когда отбудет их поезд, к ним приедут родители. Девушек у них нет, так что уезжают парни со спокойным сердцем. «Только маму немного жалко, будет переживать», – говорит Саша. Сами призывники настроены оптимистично.
Беседу на личные темы прерывает руководитель их группы из Стерлитамака. Ребятам советуют раздеться до нижнего белья и пройти в кабинет специалистов. Парни смущаются обнажаться при девушке, но командный голос не оставляет вариантов.
Очередей не наблюдается, никто не спешит к врачам раньше времени, хотя все признаются, что устали от многочасового ожидания. Из врачей молодым людям необходимо пройти хирурга, стоматолога, отоларинголога, психиатра, терапевта, окулиста, невропатолога, почти как у нас, девчонок, при постановке на учет во время беременности, только в списке обычно нет психиатра.
По словам председателя военно-врачебной комиссии Военного комиссариата РБ Бориса Усатова, по состоянию на 27 октября через медицинскую комиссию сборного пункта прошли 1174 человека, из них негодных – 19 человек. Общая годность по республике составляет 84%.
«Исходя из того, что я вижу каждый день, желающих служить много, в армию хотят практически все, – говорит медик. – Пока результаты оптимистичные. Тех, кто выдумывает жалобы и болезни, – единицы. Больше всего негодных – от хирурга и психиатра. По сравнению с весной процент годности не изменился. В прошлом году закрыли год с показателем 72%. Предположительно, в этом году закроем год с цифрой 74%».
По мнению Бориса Усатова, это связано с изменениями в условиях службы в лучшую сторону.
«Я связываю это с социальными причинами: год армии вместо двух, отсутствие дедовщины, потому что за такой короткий срок она не успевает "расцвести", отсутствие нарядов, так как сейчас этим занимаются специальные организации, у бойцов есть послеобеденное и вечернее время для отдыха. Самое главное, что теперь граждане, не прошедшие службу в рядах Вооруженных сил, не могут в дальнейшем устроиться на престижную государственную и муниципальную службу, на юридическую работу, в силовые структуры. Ребята понимают, что лучше отслужить для своего лучшего будущего», – говорит медик.
Спрашиваю: «А будут ли у нас когда-нибудь девушки служить в армии?», в ответ военные улыбаются и снисходительно отвечают, что пока в нашей стране еще достаточно мужчин, чтобы защищать Родину. Поэтому девушки не требуются.
К часу дня Саша и Егор полностью закончили медосмотр, впереди – обмундирование и самое приятное – обед.
В помещении склада молодым людям выдают стандартный набор вещей: сумку, полотенце, тапочки, мочалку, кружку, ложку, мыло, носовой платок, два ремня – брючный и поясной, перчатки и термобелье. Парни переодеваются в отдельной комнате, куда меня не пускают.
Уже на складе они получают верхнюю зимнюю одежду, шапки и армейские ботинки. За всем происходящим лениво наблюдает местный безымянный черный кот. Минуту назад он спокойно спал возле теплых шапок, а сейчас в помещение набились десятки людей, а его согнали в угол.
Примеряю зимнее обмундирование, которое любезно доверил мне один из призывников. Одежда на несколько размеров больше, чем нужно, но сразу понятно, что теплая, да и выглядит неплохо. Но я, пожалуй, останусь в своей куртке.
В столовую, которая рассчитана на 200 человек, вмещаются не все. Первыми к приему пищи приглашают командировочных из Алкино. Призывники в это время построены в холле, вдыхая соблазнительные ароматы, которые идут с кухни. Сегодня на обед борщ, котлета с гречкой, салат из помидоров, компот и хлеб с маслом.
Наконец призывников приглашают к столу. «Вкусно и сытно, – говорит один из бойцов, Айрат, не отвлекаясь от тарелки. – Если и дальше так кормить будут, вообще шикарно будет!».
Молодой голубоглазый комвзвода предлагает рассказать все секреты военной службы «за телефончик». Вежливо отказываюсь, говорю, что замужем. «Понял, не дурак, дурак бы не понял», – улыбаясь, удаляется командир.
Интересуюсь у начальника вещевого и продовольственного обеспечения Военного комиссариата РБ Владимира Бакалдина, чем предстоит питаться служащим в ближайший год. По его словам, в ежедневный рацион призывников включены мясо и рыба. «Два раза в неделю – пельмени, два раза – субпродукты, печень, сердце, желудки, каждый день на ужин рыба. Для приготовления используется свежемороженая рыба, никаких консервов», – подчеркнул представитель военкомата.
После обеда призывников выстраивают на плацу. Синие нашивки дают понять, что перед нами элитные войска – воздушно-космические. Командир взвода подсказывает, что ребята будут служить в Архангельской области. На плацу собрались будущий ландшафтный дизайнер Дмитрий, техник Тимур, логист Руслан, планирующий стать большим директором, и вчерашний школьник Валентин, который в будущем мечтает стать военным.
Отсюда они поедут в роту, где переночуют, после чего их отвезут на вокзал – кто-то раньше, кто-то позже. Ближайшая команда отправится по месту распределения уже сегодня ночью. Впереди – переживания матерей, подбадривающие похлопывания по плечу отцов и слезы девушек, которые обещают дождаться, несмотря ни на что.
«А вы с кем бы предпочли встречаться, с тем, кто служил, или с тем, кто "откосил"?», – озадачивает меня вопросом командир, готовящий к отправке будущих летчиков. Задумавшись на минуту, отвечаю: «Наверно, с тем, кто отслужил».
Фото: Фото автора