Глава администрации Урмана Рафаэль Калкаманов потребует навести порядок на территории бывшей военной базы поселка. Он также намерен заявить исковые требования о взыскании упущенной экономической выгоды. «Точкой невозврата» стало очередное ЧП на военном арсенале: 3 июня 2015 года здесь вновь произошел пожар.
Точка невозврата
Глава сельсовета Рафаэль Калкаманов сообщил сегодня Ufa1.ru, что намерен избавиться от опасного полигона, унаследованного от военных. Исковые требования о взыскании упущенной экономической выгоды администрация поселка планирует заявить, как только станет понятно, кому адресовать претензии. «Я дождусь, когда военно-следственный отдел определит виновника пожара», – заявил Рафаэль Калкаманов. Ответственность за ЧП может быть возложена на ООО «Вторметалл», которое занималось утилизацией боеприпасов по контракту с Минобороны РФ, а также военные, которые не проконтролировали деятельность подрядчика на предмет безопасности.
Из-за опасного соседства со складом боеприпасов Урман, расположенный недалеко от Уфы, стал инвестиционно непривлекательным. В поселок отказывается «заходить» бизнес. Рафаэль Калкаманов намерен в этот раз довести дело до конца. «Точка невозврата» пройдена, считает он. На вопрос, не надоело ли заниматься опасным наследством, отвечает вопросом: «А что делать? У меня здесь семья, дети, дом. Кто-то должен в президиуме сидеть, а кто-то это разгребать...» Уезжать из поселка глава администрации не собирается: это, по его словам, все равно что бежать с тонущей подлодки. Он и другие жители поселка оказались в ситуации, когда отступать просто некуда.
Большинство населения главу поддерживает: в последние несколько лет Урман оказался в своего рода изоляции. «Снаряды до сих пор лежат кучей. Даже саперы и пожарные боялись подойти к складу. Мало того, что мы живем, как на пороховой бочке, – в последнее время в поселок отказываются везти стройматериалы, песок, землю, мебель – боятся попасть в переделку. Многие хотели бы уехать, но не могут продать свое жилье – его никто не покупает», – рассказал житель Урмана Александр Уразбаев. На этой неделе население поселка будет собирать подписи под обращением к главе региона и президенту России. Жители Урмана согласны насчет «точки невозврата».
Долгое, долгое эхо
Пожар и взрывы этого года, по официальной информации, были не столь серьезными, как ЧП четырехлетней давности. Власти приняли решение об эвакуации населения и предоставили автобусы. Впрочем, и сами люди, наученные опытом 2011 года, побежали подальше от взрывов. По официальной версии, горел оставшийся на территории порох на небольшой территории. Местные жители сообщали о многократных взрывах и характерном звуке, который сопровождает летящие снаряды. Они уверены, что СМИ намеренно уменьшили масштабы ЧП. «Порох загорелся, снаряды нагревались и взрывались. Полиция считала взрывы. Сначала два больших было, потом поменьше. Тушили пожар самолетом. Но ЧС по республике не была объявлена», – рассказал пенсионер Николай Попроцкий.
По словам жителей Урмана, пожар был довольно серьезным. Поэтому для ликвидации огня задействовали авиацию. На кадрах видеосъемки видно процесс тушения пожара с воздуха.
Еще в марте 2015 года, когда в Урмане возникла очередная «ситуация», Николай Попроцкий говорил корреспонденту сайта Ufa1.ru: на бывшей военной базе до сих пор не навели порядок, а впереди саммиты. Рвануть может в любой момент. Предсказуемый для местных жителей сценарий реализовался в самый неподходящий момент, накануне международных саммитов.
ЧП может повториться
По словам Николая Попроцкого, у жителей поселка много причин для претензий к властям всех уровней. После ЧП 2011 года население Урмана потеряло работу. До взрыва многие работали на военной базе. После – воспользовавшись малочисленностью охраны, начали нелегально разбирать снаряды на цветмет, чтобы заработать на жизнь. Вот и сейчас, как только дым рассеялся, жители близлежащих поселков вновь пошли за периметр, рассказал Николай Попроцкий. По его оценкам, на территории арсенала и в окрестностях «осталось еще половина боеприпасов»: компания, выполнявшая заказ военных на утилизацию, вывезла только самое ценное. В последнее время, как рассказал Рафаэль Калкаманов, «Вторметалл» потихоньку банкротится, работы продолжаются, но очень вяло.
Урман из прошлых лет унаследовал и проблемы с водопроводом и канализацией. Воду из-под крана пить невозможно, канализация не работает. Многие надеялись на компенсацию за разрушенные дома, но так и не получили деньги. Те, кто подавал иски в суд, получили, но считают суммы несправедливыми. Некоторые судятся за компенсации до сих пор.
Нерешенных проблем слишком много для маленького поселка. Но главная из них – жизнь на пороховой бочке. Страх, что в любой момент может случиться трагедия 2011-го.
Фото: Фото Олега Каргаполова, видео предоставлено ГБУ Аварийно-спасательной службой РБ