Не так давно повез я группу туристов в башкирскую глубинку. Дело было зимой, народ был городской, в связи с этим понадобилось найти хорошую базу для проживания. Добрые люди подсказали, мол, есть такая. Да вот беда, перерыв весь Интернет, я ничегошеньки не нашел. Пришлось звонить по разным телефонам, через администрацию района, сельскую, чтобы выйти на директора базы.
Созвонился, договорился и даже на разведку потом приехал. Место красивое, на берегу Белой. Домики в ряд, рядом всемирно известная пещера. Все хорошо. Но вот сидит администрация и голову ломает: где им взять денег на дрова? Туристы не едут, денег поэтому нет. Зарплату не получают несколько месяцев, а с чего получать? Туристы не едут, денег нет, а домики стоят. И так можно много-много раз по кругу.
«Здрасте, – говорю. – А вы вообще себя как-нибудь рекламировать пробовали? Ну, там хотя бы элементарно страничку, в какой-нибудь социальной сети завести?»
«Нет, – отвечает мне директор, – мы с этим самым Интернетом вашим на Вы и вообще не знаем, с какого боку подойти».
«Зря, – говорю. – Мне вот очень нужно было, поэтому я вас и нашел через знакомого товароведа и заднее крыльцо. А остальные искать не будут. Мы же в век информации живем. Нет информации о вас, считай, что и вас тоже нет».
Вижу, директор соглашается со мной, но не до конца понимает, о чем я. Все-таки уговорил сделать ту самую элементарную страничку, разместил в своей туристической посещаемой в группе. И оп-ля, народ поехал.
К чему я этот спич затеял? Да не к тому, чтобы меня похвалили, а чтобы поделиться одним ценным замечанием. Мы вот тут пытаемся туризм развить в Башкирии. И много чего пытаемся сделать. Но есть одно очень большое но. Это если мы не научимся себя презентовать, продавать, подавать товар лицом, то хоть сто тысяч баз, хостелов и как не назови, построй, все они в лучшем случае будут влачить жалкое существование. Ну не обладает большинство людей даром ясновидения. И если вы где-то там под корягой спрятались, да даже на яру высоком выстроили апартаменты, с блек-джеком и башкирским медом, то из Уфы и тем более Москвы вас не увидят. Кроме налоговой инспекции, конечно.
Вывод? Нужно собирать всех, кто хочет развивать туризм, и учить, учить, учить. Как Петр I учил. И это касается не только жителей глубинки, но и многих жителей той же Уфы. Не нужно изобретать велосипед и открывать Америки. Накоплено огромное количество технологий по продвижению товаров и услуг. Да вот беда, многие о них даже и не подозревают, пытаюсь по старинке сунуть в лучшем случае листовку в почтовый ящик, а в худшем ожидая, когда о них кто-нибудь да догадается. Что из этого получается? А получается, что имеем, а именно тишь, гладь и никакого развития.
На самом деле в настоящее время накоплен определенный потенциал в туристической инфраструктуре Башкирии и Южного Урала. Если их использовать и продавать на полную катушку, если там будут работать опытные менеджеры и маркетологи, то все это будет приносить прибыль раз в десять большую, чем сейчас. Но тем не менее турагентства пока продают лишь путевки в башкирские санатории. В Академии сервиса, выросшей в университет, на специальности «туризм и гостиничное хозяйство» по-прежнему учат заправлять койки в гостиницах, а в Агентстве по туризму, переименованной в Госкомитет, как было непонятно чем занимались, так и по-прежнему занимаются непонятно чем.
Пути решения? По моему скромному мнению, этим вопросом должна заняться некая общественная организация, пребывающая в стадии «пока еще есть энергия и пока нет бюрократии». Это может быть какой-нибудь новый союз работников туриндустрии республики. Это может быть отделение Русского географического общества, это может быть что-то и оно должно быть и заняться этим вопросом. Более того, чтобы всем было интересно, на этом можно зарабатывать. С одной стороны, всем тем, кто хочет учиться, таким образом, полученные знания и опыт будут ценнее, а с другой, будет стимул хорошо учить. Ведь несут люди деньги разным проходимцам «бизнес-тренерам». А халява развращает. Впрочем, это уже тема для другого разговора.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Валерий Кузнецов – автор и ведущий телевизионных проектов «Весь Южный Урал», «Каменный пояс», «Из Уфы на выходные». Журналист, пишущий на тему туризма, экологии.